массовое убийство ради сокрытия иного преступления

  глава из статьи "Открытие"

            Глава седьмая
            РЕЗНЯ В СИХЕМЕ
  (кн. Бытие гл. 34)   
   Прошло десять лет, как Иаков сбежал от брата Исава в Харран. За время ссылки у Иакова от двух дочерей Лавана и двух служанок, как известно, родились одиннадцать детей. И вот, сбежав и от Лавана, семейство Иакова жило какое-то время в Сокхофе, а потом перекочевали в селение Сихем. Именно в Сихеме Иосиф купил участок земли, став, таким образом, не гостем-бродягой, а полноценным гражданином в Ханаане.

 Всё было хорошо до тех пор, пока сыновья Иакова Левий и Симеон не учинили кровавую расправу над жителями Сихема... Не об этом ли во всех энциклопедиях и научных работах писано-переписано? А потом, якобы, отец семейства Иаков вынужден был спешно покинуть место расправы над насильником, который обесчестил дочь Иакова,  и уйти далеко на юг — в Хевронскую долину.
   Но Священное писание нам говорит об ином... Последовательность той драмы была иная.

   Да, на новом месте жительства в Сихеме  Иосиф купил клочок земли. Вот только резни в Сихеме тогда ещё не было. Это серьёзная ошибочная трактовка тех библейских событий. Левий и Симеон кровавую бойню в Сихеме учинили. Но позже. Гораздо позже!

   Последовательность драматических событий была такова: прошло пять-шесть лет, как Иаков (Израиль) расстался со своим тестем Лаваном - братом матери. (Дочь Дина родилась, очевидно, незадолго до бегства Иакова из «ссылки» уже в Месопотамии.)
 За эти годы Израиль, кочуя со стадами, жил какое-то время в Сокхофе, а потом перекочевал в Ханаан, поселившись в Сихеме.
 Иаков действительно купил пастбище (вынужден был купить пастбище!) у местного царька, после чего, вынужден был погнать свои стада на юг – туда, где жил его отец Исаак: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава, брата твоего» (Быт 35:1).

  И вот мы читаем строчки Слова Божьего: «И отправились они [от Сихема]. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых» (Быт 35:5).
 Ключевое слово "ужас". Именно оно ввело в блуд сонм докторов богословия, Отцов церкви, тысячи священников, которые были единодушны, что  «ужас Божий» преследовавший Иакова, снявшегося из Сихема, это результат кровавой расправы братьев, отомстивших за поруганную честь Дины. Вроде бы так оно и есть... Но это ошибка.
  «Ужас  Божий» – не за кровавое злодеяние Симеона и Левия в Сихеме. Причина того ужаса иная.
   Когда купленное пастбище истощилось, Иаков свернул свои шатры. И с этого момента со всею суровой неумолимостью для жителей окрестных селений,  вставал вопрос их жизни и смерти. Тут важно понять: жители Сихема не вели кочевой образ жизни и, в силу этого, не имели столь громадные по численности, стада - они оседлые. Но вот появились гости - Иаков и его семейство...  А через некоторое время пришельцы собирают свои шатры и мигрируют туда, где их стадам есть пропитание. Так стоит ли удивляться тому, что жители всех окрестных селений замирали в ужасе, ожидая решения Иакова о выборе направления своего движения? Плохо это или хорошо, а такова специфика крупномасштабного  животноводства - после нашествия тысяч голов скота ни травинки не останется там, где Иаков разбивал свои шатры. Вот потому и ужас преследовал мигрирующего на юг Иакова.

   Итак, мы знаем из 35-й главы кн. Бытие, что из Сихема Иаков двинулся в сторону Вефиля. Потом, в сторону Вифлеема.
 Иаков был во всём угоден Богу, потому и благословлён он был Богом и потому дано было Иакову имя — Израиль. Вектор движения Израиля понятен — Хевронская долина – место его рождения, т.е. севера на юг...  Отчизна. Важное обстоятельство: именно не доходя до Вифлеема, родился двенадцатый сын Иакова — второй сын от Рахили Вениамин. Печально, но Рахиль умерла после родов. Ей было около 40 лет.
 
 Понимаю,  необходимо обосновать подсчёт возраста Рахили. Факт, который даст понимание причины кровавой сихемской трагедии.
  Да, возраст любимой жены Иакова бытописатель нам не доносит. Но понять  можно. Иаков-беглец сватался у Лавана к младшей его дочери - Рахили будучи девятнадцатилетним, а вовсе не седобородым старцем (см. схему). Надо полагать, что Рахиль была лет на пять младше Иакова.

  Так вот, следует понять: Вениамин родился до или после кровавой расправы в Сихеме? Второе: Иосиф был продан братьями в рабство до или после злодеяния Левия и Симеона в Сихеме? И это не пустяк: ошибочность в последовательности событий сокрывает истинный мотив той чудовищной резни. Увы... Доктора богословия утверждают – «после».
  Желаете ли, уважаемые читатели, приобщиться к сообществу детективов? Итак...

  Отец семейства Иосиф был далёк от того, что бы одобрить месть Левия и Симеона. Это факт. Более того, он видел серьёзную угрозу безопасности не только своей – личной, но и всего рода. Израиль, как видим, вполне отдавал себе отчёт, что неминуемое возмездие за грабёж и массовое убийство невиновных жителей Сихема, будут весьма обоснованным и, главное, это возмездие будет одобрено всеми жителями Ханаана. И, как результат, отец семейства был вынужден уйти с пастбища, которое им было законно куплено. Сие есть официальная трактовка последовательности событий. Потому и, якобы, «...был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых».

   Уважаемый коллега-детектив, уверен, ты уже обратил внимание, и тебя озадачило решение отца семейства послать всех своих сыновей за сто километров из Хевронской долины, куда он переселился после резни в Сихеме. Так куда же он послал всех своих сыновей?.. В Сихем?!! Что-то тут нарушает логику событий...
   Медленно и большими буквами: отец посылает сыновей пасти стада именно туда, где, по мнению учёных богословов, земля ещё дымилась от пролитой его сыновьями крови невинных людей. Более того, отец посылает и любимого своего сына, которым очень дорожил туда же, что бы он проведал братьев. Как такое могло быть?  Возможно ли это?

   А дело обстояло так: давным уже давно Иаков со всем семейством и имуществом из Сокхофа переселился в Сихем, где и приобрёл в собственность землю. Потом он, к вящей радости жителей Сихема город покинул, чем навёл ужас на все окрестные селения.  Направление его миграции – юг, туда, где жил его престарелый отец Исаак. Раскинув шатры в Хевронской долине, Иаков безмятежно послал всех своих сыновей пасти стада на купленное пастбище – в Сихем. Именно там и тогда братья, рассчитывая на удалённость от стойбища отца,  замыслили убийство младшего своего брата.  Убить — не убили, но продали восьмилетнего Иосифа в рабство.
   Получив известие о, якобы, гибели сына от клыков хищника, раздавленный горем отец, похоронивший любимую жену – мать Иосифа, решил идти туда, где, как он думал, погиб его сын... И Иаков вернулся в Сихем. Вот такова реальная последовательность той драмы.   
  А кульминация трагедии приближалась.

  Вполне возможно, жители Сихема видели тот караван, где, связанный по рукам и ногам, был живой товар - Иосиф. Почему бы и нет? Ведь купцам - Измаильтянам, следовавшим со стороны Дофана (где братья напали на Иосифа) через Сихем, скрывать от местных жителей этого селения было нечего: покупка – как покупка!
   Позволю себе задать вопрос, в котором заложен ответ: Так возникла ли  реальная угроза разоблачения сыновей, столь жестоко обманувших отца о гибели его любимого сына?
  События, предшествующие кровавой резне, описаны в 34-й главе книги Бытия скупо. Мы знаем достоверно только одно: Израиль, узнав о гибели Иосифа, вернулся из Хевронской долины в Сихем.
  Итак, подчёркиваю особо – это важно: решение отца семейства вернуться в Сихем было им принято в Хевронской долине после известия о гибели Иосифа.

   Докторам наук-библеистам необходимо признать: именно по возвращению Иакова из Хевронской долины сын князя Сихема взял силой дочь Иакова. Но почему насильник не побоялся мести за столь очевидное своё преступление? На что он рассчитывал?.. На «предложение своей руки и сердца» изнасилованной им Дины? Или всё же рассчитывал на силу шантажа разоблачения её братьев? Так или иначе, но сын Еммора не выставил её за ворота, опозоренной. Он её полюбил и сватался к ней.
  Да, удивительная легкомысленность официально-признанной мотивации чудовищной резни жителей Сихема – месть. Но, если моя гипотеза верна, с необходимостью следует: либо, сын князя был спровоцирован Диной на изнасилование, чтобы избавиться от свидетелей продажи Иосифа братьями в рабство, либо... изнасилование – это была плата за молчание. Так или иначе, но кровавая бойня Левия и Симеона была обусловлена не местью за сестру, а способом сокрытия правды от отца о судьбе Иосифа.
  Полагаю, надо проявить необходимую тактичность в понимании текста о «поголовной резне в Сихеме», тогда станет ясно, что «поголовность» - убийство только тех, кто видел Иосифа живым, после того, как, якобы, он был растерзан хищником. Да, резня от этого резнёй не перестаёт быть, даже если убито не сто, а десять человек жителей Сихема.

  Разумеется, я тоже вижу, что очерёдность глав не подтверждает мою гипотезу о дате той кровавой драмы.
33-я глава заканчивается описанием мирной встречи Иакова с Исавом и возвращением в Ханаан из Месопотамии; в ней же говорится о покупке части поля у Сихема.
34-я глава подробно повествует о мести братьев за бесчестие своей сестры.

35-я глава : Иакову дано божественное повеление покинуть Сихем и продолжить свой путь в Луз (Вефиль); Бог благословил Иакова и дано было ему новое имя — Израиль; кочевье сместилось ещё южнее, и не доходя до Вифлеема, Рахиль родила сына... Родив Вениамина, Рахиль умерла;
первенец Израиля Рувим оскорбил отца, переспав с его наложницей; и вот, кочуя со стадами, Иаков (Израиль) дошёл до конечной цели своего пути — до местности, где жил его престарелый отец Исаак –  наследотель Иакову, кстати.

36 глава – родословие Исава — брата Иакова.

37-я  глава полностью посвящена злодеянию братьев в отношении Иосифа. Глава начинается с указания местности, где проживал Иаков – Хевронская долина – местность постоянного проживания второго патриарха - Исаака; указан возраст Иосифа – 17 лет; пророческий сон Иосифа говорит о том, что Вениамин – двенадцатый сын Израиля уже рождён; к моменту  пророческого сна Рахиль уже умерла; у Иакова не две жены — одна.
    
  Бытописатель (я в этом убеждён) не соблюдает протокольную последовательность изложения и сознательно «надламывает» временные рамки. Таким образом, тридцать седьмая глава книги Бытия, повествующая о продаже Иосифа братьями в рабство, возвращает читателя к событиям, предшествующим жестокой расправе над жителями Сихема – к главе 34-й.

  Три десятка лет минуло после тех событий. Старик отец, не веря своим глазам, обнял сына Иосифа.


Рецензии