Мысли на заметку. 6 августа 2022 года

        Самая жара, сегодня с утра жарит. [...]. В доме, при закрытых шторах — плюс тридцать.
    
       Купались. С удовольствием. Я — в майке, чтобы не обгореть; вода — 26,5;.

       Читаю Бендерского. Урывками. [...].

       В связи с книжкой Бендерского много мыслей, но запомнилось о мифологизации. Конфессиональное христианство держится на идеологической мифологеме. Личность Спасителя — это мифологема. Она создана трудами апостолов и поддерживается из поколения в поколение служителями культа. Выражена в «Символе Веры». Коммунизм же, социализм, демократия, либерализм — это всё мифологизированные идеологемы. И между ними и христианством есть существенная разница. Раньше я думал, что идеологизированная мифологема и мифологизированная идеологема это в сути своей одно и то же. Но это не совсем так. Сегодня я почувствовал эту разницу.

       (Поэтому, кстати, у нас христианство было на столетие заменено на коммунистическую идеологию.) У них цели разные. И происхождение различное. (Ё-моё, а выразить-то эту РАЗНИЦУ я и не могу.) Понятно, что миф — это миф, а идеология — идеология. Миф изначально является неправдой, выдумкой. Идеология же обещает достижения реальной цели здесь, на земле, то есть обещает воплотиться в жизнь и стать правдой. Весьма знаменательно, что миф со временем идеологизируется, а идеология мифологизируется. И на каком-то уровне они становятся даже неразличимы.

       Толстой освобождал своё мышление от мифов. Последовательно освобождал. И от идеологий — тоже. «Да — да, нет — нет», остальное от лукавого.
И христианский миф об Иисусе отверг, и идеологию самодержавия отрицал, и над идеологией либерализма подтрунивал. В этом Толстой: в освобождении от мифологем и идеологем.
       _________________

       Сегодня слушал подкаст о странном браке Менделеевой и Блока. И Блок основывался на новой мифологеме Соловьева о Богоматери, которая должна спасти мир. Она не была принята обществом, принята была мифологема коммунистическая, более приземлённая и обещающая «всем по потребностям». Но сам факт её возникновения знаменателен. Я уж не говорю о сектантстве и ересях, коим не было счёта.

       [...].


Рецензии