Пушкин безобразный после 23 февраля
Внешность Пушкина …
(1)
Вербальный автопортрет:
В лицейском французском стихотворении Mon portrait:
"Лицом настоящая обезьяна"
Потомок негров безобразный
***
Лев Пушкин, младший брат поэта:
"Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал, но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно.»
***
Владимир Горчаков, кишиневский квартирмейстер, отметил следующее:
"В числе многих особенно обратил мое внимание вошедший молодой человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой в своих приемах, часто смеющийся в избытке непринужденной веселости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие. Очерки лица его были неправильны и некрасивы, но выражение думы до того было увлекательно, что невольно хотелось бы спросить: что с тобою? Какая грусть мрачит твою душу? Пушкин беспрерывно краснел и смеялся."
***
Александр Вельтман, писатель, кишеневский же знакомец;
«Тогда в Пушкине было еще несколько странностей, быть может, неизбежных спутников гениальной молодости. Он носил ногти длиннее ногтей китайских ученых. Пробуждаясь от сна, он сидел голый в постели и стрелял из пистолета в стену."
***
Алексей Вульф, барон, приятель и сокамерник школы науки страсти нежной:
Нравы людей, с которыми встречается, узнает он чрезвычайно быстро: женщин же он знает, как никто. Оттого, не пользуясь никакими наружными преимуществами, всегда имеющими большое влияние на прекрасный пол, одним блестящим своим умом он приобретает благосклонность оного."
***
Из воспоминаний возлюбленной Пушкина Анны Олениной (не путать с ОленИной):
"Да и прибавьте к этому ужасные бакенбарды, растрепанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин"
или еще у нее же:
"Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его... странность нрава природного и принужденного и неограниченное самолюбие — вот все достоинства телесные и душевные, которые свет придавал русскому поэту XIX столетия."
***
Ксенофонт Полевой познакомился с Пушкиным в доме своего брата Николая Полевого. В своих "Записках" критик рассказывает о встречах с Пушкиным в Москве и Петербурге, подчеркивая, что расхождения поэта и братьев Полевых было определено принадлежностью к разным сословиям:
"Перед конторкой стоял человек, немного превышавший эту конторку, худощавый, с резкими морщинами на лице, с широкими бакенбардами, покрывавшими нижнюю часть его щек и подбородка, с кучею кудрявых волос. Ничего юношеского не было в этом лице, выражавшем угрюмость, когда оно не улыбалось... Прошло еще несколько дней, когда однажды утром я заехал к нему. Он временно жил в гостинице, бывшей на Тверской в доме князя Гагарина... Там занимал он довольно грязный нумер в две комнаты, и я застал его, как обыкновенно заставал его потом утром в Москве и Петербурге, в татарском серебристом халате, с голою грудью, не окруженного ни малейшим комфортом."
***
Лучший словесный портрет Пушкина принадлежит внучке полководца и придворной лисы М.И. Кутузова – Дарье Тизенгаузен – жене австрийского посла Карла – Доли Фикельмон
Из дневника внучки Кутузова — Д. Ф. Фикельмон (ур. Тизенгаузен) :
“Невозможно быть более некрасивым – это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил еще некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде”.
«Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства… Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться."
Раевский Н.А. в главе «Д. Ф. Фикельмон в жизни и творчестве Пушкина. Пункт II» книги «Портреты заговорили»:
«Через три месяца (после женитьбы) счастливого, влюбленного поэта увидела у себя Фикельмон. По-прежнему он кажется ей очень некрасивым, даже уродливым человеком, о внешности которого забываешь, когда он начинает говорить. По-прежнему графиня отмечает сверкающий ум поэта. С обычной своей проницательностью она чувствует, что Пушкин счастлив.»
Из портретистов – современников Пушкина - Долли можно доверять более всего:
1) она была внучкой хитрейшего М.И. Кутузова
2) она была дочкой «Лизы Голенькой» - дочери М.И. Кутузова, обожавшей поэта самым платоническим образом, если вам знаком его подлинный смысл – с идеей о крайней разумной чувственности
3) она была фрейлиной и любовницей императора Александра 1
4) она была женой дипломата
Доли написала адекватный портрет Пушкина:
«Невозможно быть более некрасивым …»
Наверное это такой Пушкин – как у Льва Дмитриева-Кавказского, работы 1880 г … (см. обложку)
Но бесстыдство бешенства желаний этого некрасивого до безобразия арабского скакуна ростом 1 метр шестьдесят было сильнее всякой эстетики и она подарила ему (и себе) незабываемую ночь с вином и играми голышом на шкурах животных…
Свидетельство о публикации №225022400474