Зажигалка

             Мы в Копейск с папкой ездили на 1 Мая, кажется. К лету надо купить что-то было - обувку какую. На Потанино слезли. У папки сестра там жила сродная*. На рынок ещё не ходили. Столовая небольшая была, и папка решил меня покормить. Взял кашу пшённую, хлеба кусочек - мне и себе. Такая вкусная каша была, до сих пор помню - душистая да с маслом! Дома-то у нас что было, кроме картошки с капустой?  А масла я вообще добром не видела.
              И немцы заходят - пленные. По залу прошли, какие-то зажигалочки предлагают, ножички - поделки -  немцы делали - мелочь всякая. То ли двое, то ли трое, к нам-то один подошёл. Лицо опухшее - сейчас-то я понимаю, что больной - каким-то тряпьём закутанный, на ногах тоже тряпочные колодочки, подошвы деревянные. И на кашу пальцем показывает - ножик или зажигалку за кашу. Чиркает - фитилёчек зажигается. Из-за спичек тогда плохо было.
             Папка молча встал, пошёл, ещё одну порцию каши заказал и хлеба да чаю стакан и немцу поставил: «Садись!» Я аж глаза вытаращила и рот разинула: «Фашист со мною за одним столом ест!» Немец, он быстренько с кашей управился: «Дамке,- бормочет, дамке…» И ножички, зажигалочки свои суёт. Папка рукой отодвинул - не надо.
          Мы потом, когда вышли я говорю:
          - Папка! Ты чё фашиста кормил? Он ведь фашист!
          - Да какой он фашист? Подневольный! Не сам он сюда пришёл. Что, мне, или ему эта война нужна? Такой же, как я. И я мог на его месте оказаться. Войну не солдаты начинают, только расхлёбывают. Если бы мы там с ним встретились - конечно, пришлось бы в него стрелять. Я бы не стрелил - он бы выстрелил.
            Может, он не так точно выразился, но как-то так. Я шибко удивилась, до того мне было удивительно: в школе ведь все говорили: фашисты, фашисты... и тут папка за стол его посадил. Главное, плату не взял: «Ещё, - говорит, - что-нибудь выменяешь, съешь». 
             А у нас и на кашу копеечек не было. Пенсия у папки маленькая была. Он почти всю войну не работал - боялся, если на работу устроится, то группу снимут и снова на фронт отправят.




* Сродная(сестра) - двоюродная.


Рецензии
У нас в Башкирии пленные немцы город Салават строили в 1948 году.
Матери 16 лет было, она в столовой работала и немцы работали без охраны.
Мать пошлют и она прибежит к ним, и орет "Нах хаузе!" - это она рассказывала..

Бадма Утегилов   16.10.2025 07:27     Заявить о нарушении
Они и в Челябинске много чего построили. Большое спасибо за отзыв.
С уважением. Сергей К.

Сергей Костромитин   16.10.2025 23:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.