День 3. 3-5 Про переулки и Гранд Базар

День 3 . 3

Переулки

Где-то там, в узкой щели между занятостью и сном случались прогулки по городу с выходом в тру Стамбул.
В переулочки, где нет туристов, только местные жители.

Где бегают черноглазые, косматые,  скромно одетые ребятишки. Где  взрослые, явно трудовой прослойки, не видящие легкой, беспечной жизни.Где ни разу ни гламурные, но  аккуратные лавочки с едой, с водой, фруктами и одеждой.
Минимум людей, чужие видны сразу, даже мне.
Минимум праздно болтающихся, только спешащие по делам.

Чем ближе гранд базар, тем магазины чаще, в витринах начинает появляться одежда, на одежде начинают появляться блестки, перья, замысловатые вышивки, подразумевающие роскошь и баловство. Витрины постепенно заполняются не   ящиками со съедобным, а манекенами  разной степени одетости/раздетости. Чем ближе к  большим улицам, тем разнообразнее  предложения.

В истинно восточном стиле начинается перемешиваться несмешиваемое: длинные, расшитые стразами платья с  трусами  стиля  шоугерлз и хиджабы с  лифчиками. А ты, уже привыкший за пару дней к скромности и   деликатности от этого прозрачного исподнего вздрагиваешь не хуже ортодоксальной   бабушки жестких взглядов.  Почти крестишься, от греха подальше.  Потом вспоминаешь, что это Стамбул, рядом — базар,   в глубинах  памяти проплывают  картины  постсоветских рынков 90х, внучатые племянники  этих  магазинчиков. И все встает на свои места.
 
Магазины начинают множиться, ассортимент предлагаемого пухнет.
Чемоданы, сумки, рюкзаки как бы всем известных брендов, неизвестно каким ветром сюда занесенные,    тоскливо смотрят на тебя через стекло. Ни дать ни взять, как  ничейные пока котятки в приюте, просятся на ручки.

Кальяны, надувшись,   с укором   пронизывают тебя искрами,  отражающимися на солнце, упрекая в нелюбви к  вальяжному, прекрасному ничегонеделанью. 

Пузатые  мозаичные лампы,  меланхолично раскачиваются туда-сюда на длинных цепях, как на качелях,  цепляя взгляд,  гипнотизируя своим мерным,  однообразным движением.

Солнце светит по доброму, но  почти не грея.

Народ расстегивает  куртки, не спеша их снимать и подставляет  лучам  лицо.
Дорога поднимается вверх, улицы пересекаются другими такими же, петляющими вправо и влево, исчезающими вдали, а я иду наверх , по склону, туда, где он, гранд
базар. Стоит сотни лет  и  еще столько же простоит.


День 3.4.
 
Сам гранд базар - герой легенд.
В него нырнул - и пропал. Помесь музея с рынком. Младший внук знаменитых восточных базаров, из  любимых с детства прекрасных восточных сказок, повестей и фильмов.

Место, где торговцы, зазывают громкими, роскошными голосами. Где россыпи товаров, буйство цветов,  где воздух  пропитан пряностями.Где дым взвивается к крытому потолку спиралькой молочногоцвета. Где золото лежит врассыпную, хищно поблескивая в лучах невесть откуда взявшегося света.

Где, как и прежде, торговцы только мужчины. Сегодня они гораздо скромнее, чем в прошлом (а прошлое еще 20-30 летней давности очевидцы вспоминают с бурными
эмоциями),  но  изредка, не в силах удержаться, еще кричат вслед.
Большинство же  современных потомков  восточных купцов  вежливы и сдержаны (из последних сил?) , скромно здороваются, путаются в моей национальности и не хватают за руки, утягивая в свои лавки.

Интересно, обманывают так же?

Гранд базар явно изменил свое лицо за это время. Стал шикарнее, лощенее, помолодел даже.
Отстроены стены, крыты своды, везде атмосферные  арки , украшенные рисунками, сочные, яркие цвета, аутентичные интерьеры, низкие столики, коврики на стенках, кальяны, пузатенькие чашечки с горячим чаем.

Так и хочется походить, пораскрыв рот.

Спойлер — держите себя в руках.   Внешность изменчива, но гены просто так палкой не выковыряешь. Привычка   хитрить /дипломатично выражаясь/ прошла все естественные отборы и никуда не делась. Следите за ясностью своего сознания и   кошельком.

Все понимаешь, тем не менее, так и хочется походить, раскрыв рот.

Расслабиться, провалиться в прошлое. Увидеть, как рассыпаются на пиксели стены и потолок, мозаика под ногой исчезает, заменяясь утрамбованными песком. Как появляются горы товара, как  бородатые, ядрено пахнущие мужики рядом зазывают прохожих. Как бодро торгуются все со всеми, шумят, галдят так, что уши закладывает.
Наяву-то я даже современный приглаженный рынок сложно переношу, мне все хочется - чем глубже захожу тем больше хочется - чадру накинуть.

На том, старинном, окажись я не дай Бог,  я явно потерялась бы  и пропала, но в фантазиях  я смелее.
Очень удобно.
Может, поэтому и пишу.
От самого главного качества в характере — от всепоглощающей трусости.


День 3. 5

На рынке еще один инсайт случился.

Когда меняла неместные деньги на местные, выяснилось, что принимают доллары.
Те самые, которые нигде  уже не принимают, потому что никому не нужны/зачеркнуто/ потому что старые. Ну, или принимают по смешному курсу.

«То-то мне повезло»- обрадовалась я и разменяла последние/зачеркнуто/ завалявшиеся без дела/зачеркнуто/ несколько ненужных мне долларов. Ну,  а к чему их беречь, в конце концов, если мне даже воды не на что купить.

Когда мне вручили пачку денег с /как это у нас было принято говорить в определенных кругах/ котлету? - я выпучила глаза от удивления во второй раз.
Не ожидала  такой инфляции. Отвыкла от бумажных денег.

Пачечка получилась   увесистая.  Обычно мне столько бумажек за раз не насобирать. Да  и ни к чему  такие объемы.

"Ок"  с трудом осмысливала я тяжесть происходящего "Сегодня будем играть в игру - я богатая" - икнуло подсознание. Сознание быстро согласилось. Не каждый день такое счастье выпадает, а хочется ж.

Сгребя все полученное в увесистую стопку, подравняв края, словно для бумаги, направляющейся в ксерокс, я попыталась впихнуть ее в кошелек.
Пачка не влезла - слишком маленький.
- Ооой.... - расплылось в самодовольной улыбке сознание, понимая, что когда еще можно будет наблюдать приятную сердцу ситуацию, в которой стопочка бумажек не влезает ни в один кошелек.

Кое-как свернула  строптивицу рулончиком, засунула в карман куртки.
Иду, глажу бумажки ноготками, перебираю по листочку. Они там почти слышно шуршат, переговариваются с моим внутренним "я".

О осознания, что наменяла лишку, жаба надувает недовольные пузыри, но игра "я роскошная богатая женщина" меняет мировоззрение моментально.

Душа улыбается, руки теплеют.
Я могу себе позволить, черт побери все. Хоть вот этот чемодан, хоть вот то павлинье перо. ПсевдоГуччи могу и   еще шубку, если добавить.
Что ты хочешь, душа моя? Ничего? Все есть? А если подумать?
Душа делает вид, что задумалась.

На самом деле зависла от изобилия возможностей. Она у меня всегда так. Когда можно все - блок. Даже искусственно поднатужившись не придумаешь, что надо. Зачем на еще что-то, если у нас все для нормальной жизни есть?  И  тысяча того, и десяток другого.

«Воды если только» - скромно опускает ресницы моя внутренняя золушка и почти шепотом добавляет. - «...и поесть немножко...»

Испортили бабу мужики.
Вот что случается когда женщину не балуют. Она начинает довольствоваться тем, что есть. И ей постепенно... очень постепенно, лет так за 10-20 становится уже и правда ничего не нужно.  И после этого с ней уже совершенно невозможно общаться. Что ни спросишь - все не хочу. Противно даже.

Другой, противоположный  выверт, когда бабу не балуют, кстати, тоже случается: она начинает  баловать себя сама.

Эффект, кстати, тот же, несмотря на то, что промежуточные звенья  противоположно направленные:  ей становится /ни от кого/ ничего не нужно. И после этого с ней уже совершенно невозможно общаться. О чем? Что ни спросишь — она сама все может. Никто большей ей не необходим. Даже тот мужик, с которого все началось (а заодно и все оставшиеся).

Я с собой пыталась бороться.  Раскрутить,  нетрадиционно — на желания.  Понять, что  бы мне вот так вот  вдруг — приспичило бы? Что бы радость принесло? Не потому что  удовлетворило бы потребности, а потому что  просто -  вальяжный порыв. Легкомысленное, красивое  желание. Ну и приятная сбыча мечт. Реализация  детского ожидания сюрприза и взрослой жажды чуда в микроскопическом  масштабе.
 
Зачем я тогда сто долларов меняла, спрашивается? Водички купить?

Внутренние трения с жабой и забитым существом, которому и так сойдет, привели к победе разума.

Все закончилось полюбовно, конечно. Половину котлеты я до дома не донесла.

Купила всякого.
Нужного в хозяйстве.
И инжир.

День прошел, а приятное ощущение от состояния «Давай купим то, что хочешь, плевать сколько стоит» - осталось.

Балуйте себя иногда, очень полезно.
Вот, мое внутреннее Я до сих пор лыбится.
От пережитого...

... А может от предвкушения танго.


Рецензии