О разгадке тайн христианского летосчисления
О разгадке тайн христианского и иудейского летосчисления
Версия статьи 2025г.
С выражением благодарности А.И.Захарову, сотруднику ГАИШ, замечательному консультанту по всем вопросам, связанным с астрономией
Условные обозначения:
ВО– вероятный оригинал (вероятные оригиналы)
ВР– версия реконструкции
РМЕШ – российская междисциплинарная естественнонаучная школа
РХ – Рождество Христово
СМ – Сотворение Мира
ТИ– традиционная история (традиционная версия мировой истории)
ЭГК ; экстраполированный григорианский календарь
В порядке предисловия:
как ощутилась потребность в написании этой статьи
Статья автора этих строк, у которой в течение долгого времени было название «О разгадке тайн иудейского летосчисления» ([1]). Сейчас у нее другое название – «Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления. Изложение материала и результаты предварительной обработки». Последнее предложение как подзагодловок.
Эмоциональность автора порождала ряд бравых и отважных пиаровских заявлений, к примеру, «Историю о славянине, разгадавшем тайны иудейского летосчисления, говорить можно». Что звучало в максимально доступном информационном поле.
Проект «Цивилизация», к которому долгое время принадлежал автор статьи. Сейчас он даже является участником его форума ([2]) и его чата в мессенджере WhatsApp. Российская междисциплинарная естественнонаучная школа (РМЕШ), как автор статьи любит называть это течение в науке. Собственно, там специалистов по хронологии, или, если в более мягкой форме, желающих уделить время именно ей, оказалось немного. Сколь это странно и сенсационно бы ни звучало. Особенно в свете того, что именно интерес к хронологии в свое время оказались своего рода осью, своего рода очагом создания этого объединения.
Увы, в известной степени абстрактность и отдаленность темы от непосредственных проблем века двадцать первого и не очень понятное поведение ее главных пиарщиков (как хочется верить, понятно кого - ВП) не всегда сказывалось на положении дел наилучшим образом. Вызывая разброд, депрессии, склонность в неуемной самовыражаловке.
Самое занятное, вышеупомянутое весьма бравое заявление автора этих строк выглядело вполне себе правомочно и с научной, и с пиаровской точки зрения. Оно вполне отвечало на вопрос, откуда в хронологии иудаизма появляется число 1240 как временная разность между началом эры от рождества христова (РХ, или новой эры, как лучше всего ее называть), с одной стороны, и началом скромной, или короткой иудейской эры, с другой. А также на вопрос, откуда вообще у человечества возникла потребность в глобальной хронологии и почему там возникла потребность номерам лет присваивать большие четырехзначные числа.
А с точки зрения календарной астрономии опорой сего достижения было равенство двойного метонова цикла 2*19 = 38.
И вот закономерный вопрос. А что же, а какое же обстоятельство породило у автора этих строк еще раз вернуться к этой теме?
Одна тонкость. Дело в том, что в вышеуказанной статье, действительно показано, и откуда взялось число 1240, и как выглядела общедиалектическая подоплека возникновения потребности начальным номерам глобальных эр присваивать большие числа. Но. Там нет ответа на вопрос, каким же конкретно образом хотя бы одна из двух эр была привязана к конкретным датам.
То есть, какой-либо хронист, или клерк, считая себе время в годах правления правителя, знал, что его знакомые астрономы были не прочь весь счет времени глобализировать, причем сделать это можно было разными способами, так как изначально было предложены несколько глобальных эр. Но: он не знал, в какой временной точке по этим эрам он находится.
И ответ на этот вопрос, вопрос привязки глобальных эр к конкретным датам, начинает проклевываться в следующей его работе – «О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге» ([3]).
Там рассмотрение математических данных, связанных с материалом тройного метонова цикла 3*19 = 57, а также данных календарной астрономии в виде алгоритмов установления и сопоставления новолуний и зимних солнцестояний привело к выводу на первый план равенства
22.12.1357 ЭГК* = 1 мухарамма 759 года лунной хиджры
* ; ЭГК ; экстраполированный григорианский календарь. Своего рода виртуальный календарь как итог экстраполяции григорианского календаря от 1582 г. на более ранние даты
что было названо равенством ретрокалькуляции начала эры лунной хиджры. Хотя, возможно, более корректно его было бы назвать равенством ретрокалькуляции начала эр лунной хиджры и христианской эры. Собственно, рассмотрение тройного метонова цикла это давало..
По сравнению с разгадкой тайн иудейского летосчисления здесь на первый план вышли не только номера лет, но и лунные фазы. В данном случае, новолуния. И, как и в случае с разгадкой иудейского летосчисления, в этой работе ([3]) был также дан ответ на вопрос о величине взаимных разниц начал различных эр летосчисления, упомянутых в названии работы. Но: в ней не было четкого проконстатированного ответа на вопрос о присвоении тех или иных числовых характеристик тому или иному моменту времени. То есть: некая календарно-теоретическая наработка существовала, но как она была привязана к конкретной временной оси, было не вполне понятно.
Собственно, и восполнить данный пробел, завершив тем самым долгий цикл работ, и было бы целью данной работы.
Как хочется надеяться, в свете достижений РМЕШ ([4]), нет необходимости еще раз воспроизводить ТИ-шную легенду о происхождении христианского летосчисления от монаха Дионисия Ничтожного (Dionysis Exiguus), приписываемого VI в. н.э. По банальной причине: этот вопрос освещен как в традиционной литературе (к примеру, Климишин, «Календарь и хронология» ([5])), так и у автора этих строк в науч-поп версии его диссертации «Как возникла глобальная хронология» ([6]). Хотя бы из соображений вариаций на тему вполне понятного рубежа хронологической достоверности.
Как кажется автору этих строк, на этом можно завершить не очень роскошное предисловие и приступить к написанию основной части статьи, которую тоже очень хочется сделать не очень роскошной. Хотя бы по объему.
Анализ количественных данных и создание версии реконструкции
как основная части статьи
Чуть-чуть вслед за предисловием повторимся с диалектикой развития процесса становления хронологии и совокупностью исходных данных. Есть несколько локальных систем счисления, и до поры до времени нет ни круглогодичного календаря, ни глобального счета лет, общего для всех стран. Есть сообщество астрономов-календаристов, занимающихся наблюдениями за ходом движения Луны и Солнца и фиксирующих результаты этих наблюдений. Ощущение потребности в глобальном счете лет есть, поэтому из-под их пера выходят несколько версий глобальных систем календарей и летосчисления как теоретически возможных календарных наработок..
Открытие метонова цикла и его математическое обрамление. Календарные наработки, связанные с временными интервалами, кратными метонову циклу: двойному, тройному и т.д.
Хронологическая наработка, связанная с двойным метоновым циклом, если повториться вслед за предисловием, не содержит привязки к лунным фазам. А вот оная же, связанная с тройным метоновым циклом, таковые содержит ! И совпадение дня новолуния и дня зимнего солнцестояния проявляется, в том числе, в равенстве ретрокалькуляции начала эр лунной хиджры и христианской эры. Воспроизведем его еще раз:
22.12.1357 ЭГК* = 1 мухарамма 759 года лунной хиджры
Такое бывает один раз в девятнадцать лет. И вполне можно задаться весьма банальным и напрашивающимся первым вопросом о том: а почему здесь стоит именно номер года именно 1357?
В поиске ответа на него от временной точки, фигурирующей в равенстве, а именно, от дня зимнего солнцестояния 22.12.1357 можно идти по временной шкале как вверх, так и вниз, т.е. на более ранние и/или более поздние даты. Более поздние даты едва ли могут быть интересны, а вот что касается дат более ранних, то мы можем просто пройтись и вниз по временной шкале шагом в девятнадцать лет – ровно один метонов цикл. И по ходу дела будем отмечать все самое примечательное
1357, 1338, 1317, 1300 (первый т.н. юбилей Христа, о котором мало-мальски подробно в «Как возникла глобальная хронология» [6] - ВП), 1281, 1262 (первый год после т.н. падения т.н. Латинской империи в Константинополе - ВП), 1243, 1224 (первый год после т.н. битвы на т.н. реке Калка – «реке калькуляций», о которой у автора этих строк в «О весьма вероятной разгадке тайны т.н. битвы на реке Калка» ([7]), а также года, номер которого похож на число, связанное с саросом: 223 - ВП).
Тем самым, к самой удобной точке синхронизации движения Солнца и Луны – совпадению дней новолуния и зимнего солнцестояния – привязана некая последовательность солнечных лет с интервалом в девятнадцать лет между собой. Привязка к годам 1300 и 1357 символизирует привязку к году первого юбилея Иисуса и равенству ретрокалькуляции начала эры лунной хиджры, а заодно и тройного метонова цикла. Год 1224 связан с первым годом после т.н. битвы на реке Калка ([7]).
Так-с. Ну что, из предыдущего абзаца у нас понемногу начинает вырисовываться календарная сетка. Ее основу составляет каждый девятнадцатый год, когда наблюдается совпадение дней новолуния и зимнего солнцестояния. На нее наносятся годы 1224, 1300, 1357… Теперь вопрос: а когда же этот процесс нанесения имел место? Ближе к году 1300-му? К 1357-му? Существенно позже? О социологической предпосылке – наличии развитой межрегиональной торговли – мы даже и не заикаемся, ибо это есть банальность.
Открытие 19-летнего метонова цикла приписывается греку Метону в год 432 до н.э. С несложно создаваемым вероятным оригиналом (ВО) в 776 - 432 + 1000 = 1344 году. Примерно за тринадцать лет до точки кульминации наших событий – 1357 года.
Тогда… Ну что… Можно обратить внимание, что между числами 1344 и 1357 тринадцать лет разницы.. Может быть, кто-то тем самым хотел обратить внимание на то, что между фиксацией открытия метонова цикла как астрономического явления и составления первой пасхалии, датированной в глобальной шкале, прошло тринадцать лет? Не исключено. Тринадцать лет как временной интервал вполне достаточен для того, чтобы изобразить некое числовое обрамление что для двойного, что для тройного цикла. И тогда, в этот промежуток, между годами 1344 и 1357 (до поры до времени продатированные строго в локальной хронологии, разумеется) зафиксировать ближайшее совпадение новолуния и зимнего солнцестояния? Ну что, как рабочую гипотезу, как версию реконструкции (ВР) фиксировать можно?
Кстати… Тут еще о Никейском соборе, который имел место при постоянном правителе (императоре Константине) имел место согласно ТИ в 325 г., с ВО в 1325. Ровно за один метонов цикл до окончательной фиксации оного в 1344.
Набор данных для получения ответа в виде версии реконструкции выглядит убедительно? Можно еще и взглянуть на рисунок 11 из «Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления.. » ([1]) (а здесь мы его назовем рис.1 - ВП), и составить мнение о степени зрелости каждой из компонент для возникновения глобальной хронологии.
Рис. 1. Возникновения глобального летосчисления с точки зрения его опоры на различные области знаний
Итак, вывод. На основании данных, что дает математика, экономика, философия и календарная астрономия, создать версию реконструкции возникновения летосчисления лет от РХ, или н.э., с набором наиболее приоритетных номеров лет можно !
Теперь давайте бросим взор на иудейское, или еврейское летосчисление.
Традиционная историческая наука до нас донесла ряд сведений о становлении этого летосчисления. Они изложены в популярном виде в википедии, в статье "Еврейский календарь" ([8]), которая, в свою очередь, дает ссылки на другие материалы по этой теме.
В этой статье затрагиваются две темы: появление лунно-солнечного календаря и иудейской эры. "Современное использование математики в подсчёте еврейских дат вместо наблюдения за фазами Луны было утверждено постановлением Гилеля Второго в 359 году. Иудейская эра начинается 6/7 октября 3761 года до н. э."
А о самом Гилеле Втором можно узнать из вики-статьи "Гилель бен Йеуда (Гилель II) – глава Санхедрина" ([9]). В традиции иудаизма так назывался суд, приписываемый т.н. древней Иудее. В русскоязычной литературе он еще называется синедрион. «В 4118/358 году он ввел постоянный календарь, составленный на основе астрономических вычислений», и с тех пор прекратилась зависимость иудейских общин диаспоры от центра в определении дат праздников и постов.
Чтобы не толочь воду в ступе на тему т.н. древней Иудеи и Гилеля II в 359 году, ибо и то, и другое явление – гарантировано за рубежом хронологической достоверности, мы сразу же построим вероятный оригинал (ВО) введения иудейского календаря в 1359 году. О чудо: ровно через год после года на который указывает равенство христианского летосчисления и летосчисления по лунной хиджре ! До начала скромной иудейской эры (о ней более подробно – в «Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления» ([1])) у нас получается 1359 – 1240 = 119 лет.
И, что удивительно, эта же разность может быть получена, если их номера года 1357, связанного с тройным метоновым циклом, вычесть номер года 1238, связанный с двойным. Это, кстати, достойно чуть более подробного объяснения, которое и дано в «Попытках разгадки… » ([1]). Там все верится вокруг того, что по итогам измерения метоновых циклов был большой праздник, на котором все цифры, участвующие в равенствах двойного и тройного метоновых циклов, (2*19 = 38, 3*19 = 57) были записаны в строки в порядке возрастания и затем из этих цифр, стоящих последовательно, составлялись новые числа. Так и появились попавшие в поле нашего внимания числа 1238 и 1357. Таков был один из элементов математического менталитета той эпохи.
И… о чудо. Четко вырисовывается путь становления всех трех систем летосчисления: иудейской, христианской и мусульманской ! После введения иудейского календаря в 1359 году сразу же на основании магического хронологического числа 119, было получено начало скромной иудейской эры в 1240 году ! Как иудейская скромная эра превратилось в иудейскую роскошную эру – об этом у автора этих строк во многократно упомянутой работе «Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления» ([1]).
Модель, а вместе с ней разгадка многолетнего детектива весьма проста и с точки зрения математики, и с точки зрения календарной астрономии. И, что самое занятное, ей даже стоит памятник в виде знаменитого пражского Карлова моста (или моста короля, так как по-чешски слово «Карл» пишется как «Karel», а «король» будет «Kral»). А еще разгадан один из элементов тогдашнего математического менталитета. Без разгадки которого ну никак нельзя говорить о разгадке тайн мировой хронологии.
Итак, ответ на вопрос об истоках иудейского летосчисления получен? Говорить о славянине, разгадавшем тайну иудейского и христианского летосчисления, можно?
И небольшой постскриптум (P.S.). Вопросы адаптации изложенного материала к иудейским сакральным источникам весьма важны, и автор работы считает своим долгом дать на них ссылки ([10]).
Поддержка автора и его проектов: 2200 2460 7492 8055
Литература
1. Поляковский В.Т. Попытка разгадки тайн иудейского летосчисления. Изложение материала и результаты предварительной обработки. https://www.academia.edu/39458794, https://dzen.ru/a/Y2uWgsrrVTJYoAlE
2. Проект «Цивилизация». Форум. http://edgeway.ru/forum11/
3. Поляковский В.Т. О разгадке тайн летосчисления от основания города (AUC), лунной хиджры, а также легенды начала строительства Карлова моста в Праге, https://www.academia.edu/42902691, https://dzen.ru/a/Y2rjmw1D7013DDOg
4. Поляковский В.Т. от имени уважаемого естественнонаучного сообщества при его невозражении. Достижения российской междисциплинарной школы исследования общественных процессов методами естественных наук (или: российской междисциплинарной естественнонаучной школы, РМЕШ), в том числе имеющие шансы на позиционирование как достижения мирового масштаба. https://www.academia.edu/41453268, https://dzen.ru/a/Xgfoyd-URACuC0On,
Плей-лист: https://u.to/0JJFIQ
5. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., Наука, 1985
6. Поляковский В.Т. Как возникла глобальная хронология. М. 2010. г. Москва
7. Поляковский В.Т. О весьма вероятной разгадке тайны т.н. битвы на реке Калка. https://www.academia.edu/44207069, https://dzen.ru/a/Y-TycHHNghANpnkJ,
8. Еврейский календарь https://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейский_календарь
9. Гилель бен Йеуда (Гилель Второй) — глава Санхедрина. https://toldot.ru/rabbanimrabbanim_27811.html
10. В.Т.Поляковский. Адаптация работы «О разгадке тайн иудейского летосчисления» к сакральным источникам иудаизма по этой теме. http://www.academia.edu/44270295, https://proza.ru/2020/10/11/126
Февраль-март 2025, г. Москва
Свидетельство о публикации №225022501127