020-21. Минин и Пожарский
Польские шляхтичи вертели «цариком» Лжедмитрием, или тушинским вором, как хотели, сами назначали себе фантастические оклады. Денег у Лжедмитрия не было, и потому 1 февраля 1609 г. в Тушине вспыхнул бунт, так как поляки требовали выплаты жалованья. Поскольку сыскать необходимое количество денег самозванец не мог, поляки разделили страну между отрядами на кормления — «приставства», и принялись их обирать. От «царского» имени издавались указы о сборе жалования в тех или иных городах. Всё это вылилось в откровенные грабежи, погромы и насилия. Например, в добровольно покорившемся Ярославле «грабили купеческие лавки, били народ и без денег покупали все, что хотели». Насиловали женщин и девушек, а тех, кто пробовал защитить их или свое имущество, убивали. Бывало, что поселения грабили по несколько раз, приезжая с одинаковыми указами или от Лжедмитрия, или от его воевод.
Кроме «сбора жалования» для войска, началась кампания по подготовке к зиме и сбору продовольствия, фуража. Для устройства тушинского лагеря из окрестных селений сгоняли работников, отбирали и увозили избы, выбрасывая хозяев на мороз. Опустошали запасы крестьян, обрекая их на голодную смерть. И не только брали, но и бесчинствовали - предавали всё, что встречалось, бессмысленному разрушению. Жгли дома, постройки, резали скотину, рассыпали посевное зерно, уничтожали продовольствие, которое не могли увезти с собой и т. д. Похищали красивых женщин и девушек, вынуждая мужей и родственников приносить выкуп. Похищенных возвращали не всегда.
Многие девушки, с учётом нравственных устоев того времени, затем вешались или топились от позора. Сохранились многочисленные челобитные дворян Лжедмитрию, что в пожалованных им поместьях угнездились поляки, бесчинствуя над крестьянами, а то и над родственниками помещиков. Жалобилось духовенство, что «вотчины, села и деревни от ратных людей разорены и пограблены и многие пожжены». Поляки захватывали монастыри, пытали монахов, искали сокровища, издевались над монахинями, заставляли обслуживать себя, плясать и петь «срамные песни», за отказ убивали.
Понятно, что это привело к отчаянию, а противодействию со стороны русского народа. Очаги сопротивления вспыхивали то здесь, то там. Даже те города, которые присягали Лжедмитрию, уже в конце 1608 г. начали от него отпадать. В ответ последовали карательные экспедиции. Зверства стали массовым и обыденным явлением: людей вешали, топили, сажали на колья, распинали, отбирали одежду и выгоняли нагими на мороз, матерей и дочерей насиловали на глазах детей и отцов. Но это лишь усиливало озлобление против тушинцев. Едва каратели уходили, восстания возобновлялись, и попавшуюся «литву», назначенных Лжедмитрием воевод и чиновников вырезали без всякой жалости.
Русская земля подверглась невиданному разорению. Очевидцы писали, что «переменились тогда жилища человеческие и жилища диких зверей». В деревнях кормились трупами волки и воронье, а выживший народ разбегался по лесам, прятался в чащобах. На Руси настало то, что современники назвали «лихолетьем».
Национально-освободительное движение, во главе которого встал родственник Шуйского талантливый князь Скопин-Шуйский некоторое время было успешным. 12 марта 1610 года полки Скопина-Шуйского торжественно вступили в Москву, однако сам он вскоре скончался после недолгой болезни. И военная удача от русских людей отвернулась.
Василий Шуйский был свергнут, началось коллективное боярское правление, так называемая Семибоярщина (1610—1613 гг.) Молодое централизованное Российское государство в результате польской и шведской интервенции было поставлено на грань национальной катастрофы. Пали главные пограничные твердыни — города-крепости Смоленск и Новгород. В ночь на 21 сентября (1 ноября) 1610 г. бояре впустили в Москву 8-тысячное польское войско гетмана Жолкевского. Поляки заняли Кремль и Китай-город с их каменными стенами. В течение двух лет древняя первопрестольная Москва находилась в руках иноземцев. Страна подвергалась страшному опустошению, бояре сдались и решили посадить на русский престол польского королевича Владислава.
Пламенные грамоты Троицкого монастыря рассылались во все концы России и будоражили народ. Важную роль сыграли и воззвания патриарха Гермогена, который находился в заточении у поляков. Как пишет летописец, от грамот Дионисия «многие начали приходить в сокрушение», и «особенно основательно взялись за дело в Нижнем Новгороде и стали размышлять, как и каким образом оказать помощь Московскому государству». И вот в это страшное для России время нижегородец Кузьма Минин вышел на авансцену и сыграл главную роль в создании русского ополчения.
Но предоставим слово келарю троицкой лавры Симону Азарьяну, описавшему ход событий:
«Был в Нижнем Новгороде муж благочестивый по имени Козьма Минин, по ремеслу мясник, проводивший жизнь свою в целомудрии и прочих добродетелях. Он, любя безмолвие и постоянно имея Бога в сердце своем, надолго разлучался с женой своей, уходя в особую комнату. Однажды, когда он спал в этой комнате, явился ему чудотворец Сергий и повелел собирать казну, нанимать ратных людей и идти на освобождение Московского государства. Пробудившись, Козьма пребывал в великом страхе, но подумал, что устроение войска для него непривычно, и не придал этому сну значения. И в другое время было ему такое же видение, во второй раз, – и снова он пренебрег им».
И вот в третий раз явился преподобный Сергий во сне Минину и на этот раз
уже с грозным обличением: «Разве я не говорил тебе? Такова воля Божия – помиловать православных христиан и от шумного мятежа привести к тишине, потому-то я и велел тебе собрать казну и нанять ратных людей, чтобы они, с Божией помощью, очистили Московское государство от безбожных поляков и прогнали еретиков».
Проснувшись в трепете и великом ужасе, Кузьма почувствовал, что тяжко болен: «…что все внутренности его сдавлены, и так он ходил с больным животом». Только теперь он понял, что тяжко согрешил, когда в предыдущие разы пренебрег Божиим откровением. Кузьма стал каяться и усердно молиться преподобному Сергию об исцелении и дал обет исполнить все, что тот ему повелел.
Козьма Минин прилюдно на площади стал возвещать нижегородцам о своем видении. В октябре 1611 г. он обратился к горожанам с прямым призывом создать новое народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Этот патриотический призыв получил самый горячий отклик у нижегородцев. По совету Минина горожане давали на создание и содержание земской рати «третью деньгу», то есть треть своего имущества. Сам староста Минин отдал на нужды ополчения не только «всю свою казну», но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности своей жены.
Так Кузьма Минин собрал нижегородское ополчение. Он не стал претендовать на самоличное лидерство, а отыскал военного руководителя выступления- князя Дмитрия Пожарского. Как известно, «…именно Пожарского хорошо знали в Троице: здесь он лечился от ран». В начале марта нижегородское ополчение под руководством Минина и Пожарского выступило в поход. Его торопило и время, и наступавшая весна, грозившая дорожной распутицей.
В 1611 году войска Трубецкого и Заруцкого уже пытались освободить столицу России от польско-литовских интервентов. Это было первое народное ополчение. Казанское ополчение, которое отправилось в Москву им в помощь взяло с собой Казанскую икону Божией Матери. Большинство авторов считают, что эта икона являлась списком с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Казаки встретили образ без должного почтения, как описано в «Новом летописце", что возможно и послужило причиной последующих неудач. Вместе с Казанской иконой русские ополчения в мае 1611 года смогли отбить у поляков Новодевичий монастырь. Но успехи русских войск этим и ограничились, среди ополчений начались разногласия. Первое ополчение потерпело неудачу, распавшись после убийства казаками его главы Прокопия Ляпунова 22 июля 1611 года.
Икона пробыла в Москве до начала зимы 1611;1612 годов, после чего казанская дружина с иконой направилась в обратный путь в Казань.
Между тем второе ополчение под предводительством Минина и Пожарского двигалось к Москве. Поначалу ополчение отправилось в Ярославль, где задержалось на целых четыре месяца. Пожарский стоял в нерешительности, медлил и колебался. И тогда «для уговоров» в Ярославль отправился лаврский келарь Авраамий Палицын.
За время «ярославского сидения» второе земское ополчение удвоило свои силы. Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин привели под стены Москвы свыше 10 тыс. служилых поместных людей (дворян), до 3 тыс. казаков, не менее тысячи стрельцов и большое число «даточных людей» (военнообязанных крестьян). Это не считая тех отрядов, что были разосланы из Ярославля по стране, прежде всего для защиты северных земель от шведов, захвативших Новгород.
Особый момент в сказании Азарьина – это приход ополчения в Троице-Сергиеву лавру: «Когда они пришли в Троице-Сергиев монастырь, было с ними огромное войско. Отслужили молебен, и Козьма поведал архимандриту Дионисию о явлении преподобного, о чем мы писали выше. Услышав об этом, архимандрит, изливая горячие слезы по ланитам, возблагодарил Святую Троицу, и Пречистую Богородицу, и преподобного Сергия и никому не рассказывал о том, пока не исполнилась благодать Божия».
Весной 1612 года войска первого ополчения встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков (Второе народное ополчение). Уже прославившаяся чудотворениями икона Казанской Божьей матери была взята в полки Второго ополчения, а в Казань отправили её список.
Нижегородское ополчение выступило из Ярославля 27 июля 1612 г. с получением известия о том, что польский король отправил на выручку московскому гарнизону войско во главе с гетманом литовским Яном-Каролем Ходкевичем.
Войско Ходкевича (большую его часть составляли находившееся на службе у короля Польши запорожцы) подошло к Москве утром 21 августа. Неприятель преобладал в силе над войсками Пожарского. Он имел свыше 15 тыс. человек с учетом полков Струся и Будилы, засевших за крепкими стенами Кремля и Китай-города.
На рассвете 22 августа гетман Ходкевич начал прорыв к Кремлю, чтобы доставить туда огромный обоз с провиантом для осажденного польского гарнизона. Этот бой длился семь часов, и только тогда королевские люди стали теснить противника. После этого бой начался среди развалин выгоревшего города. Сражение в тот день завершилось смелой атакой казачьих отрядов атаманов Афанасия Коломны, Дружины Романова, Филата Можанова и Макара Козлова, после чего гетман приказал отступить.
Сражение возобновилось через день, 24 августа. Теперь Ходкевич наносил удар через Замоскворечье. Схватки вновь приняли самый упорный и ожесточенный характер. Потеснив ополченцев, поляки ввели в пределы города огромный обоз. До Кремля было уже совсем близко. В ходе боя непокорные казаки князя Трубецкого ушли в свои «таборы». Вернуть их на поле битвы смогли только уговоры келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына и Кузьмы Минина.
Уже под самый вечер Минин, взяв три резервных конных дворянских сотни и отряд перебежчика ротмистра Хмелевского, переправился через Москва-реку и у Крымского двора решительно атаковал вражеский заслон. Поляки обратились в бегство, которое стало в гетманском войске общим. Гетман Ходкевич ушел на Воробьевы горы, простоял там всю ночь и рано утром 25 августа с «великим срамом» бежал от Москвы на Запад.
Огромный обоз с провиантом для засевших в Кремле поляков стал главным трофеем победителей. Теперь дни осажденного в Кремле и Китай-городе польского гарнизона были сочтены, осажденные там начали голодать. Но поляки упорно не хотели капитулировать из-за боязни ответственности за совершенные на Руси злодеяния и в ожидании новой попытки их короля оказать им помощь.
Переговоры о сдаче начались 22 октября 1612 года. В тот же день ополчением Минина и Пожарского был взят Китай-город, откуда осажденные бежали в Кремль. 26 октября (5 ноября) кремлевский гарнизон согласился сложить оружие и сдаться на милость победителей. Договор был подписан и скреплен крестным целованием. В нем говорилось, что королевским людям будет сохранена жизнь на условии, если они сдадут в казну имевшиеся у них награбленные государственные ценности. На следующий день, 27 октября (6 ноября), началась сдача королевского гарнизона.
По распоряжению святого Гермогена из Казани в подмосковные полки была принесена та самая чудотворная икона Казанской Божией Матери. Осеняемые ее благодатным заступлением, ополченцы 22 октября 1612 года взяли Китай-город, а 26 октября сдался и Кремль. С радостью и благодарностью ко Господу вошли русские люди в очищенную от иноземцев национальную твердыню. Одно лишь омрачало светлую радость — кончина патриарха.
В тот же день народное ополчение торжественно, под колокольный звон вступило в опустошенный и оскверненный захватчиками Кремль. Полководец князь Хворостинин, бывший опричник царя Ивана Грозного, придя в Чудов монастырь, спрашивал немногочисленную оставшуюся в обители братию: «Где положили пострадавшего от еретиков за Христа учителя нашего? Где воин и заступник веры нашей?» Когда князю показали могилу первосвятителя, он «плакася зело у гроба патриарха».
Казанская икона была поставлена в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке. В Москве было установлено местное празднование освобождения от поляков и окончания Смутного времени на 22 октября (4 ноября). На средства князя Пожарского на Красной площади был построен Казанский собор, куда в 1636 году была перенесена Казанская икона.
Свидетельство о публикации №225022501625