5. 31. 2 Внутренние начала и тело человека

 «501. Надо знать, что человек вполне таков, каковы внутренние его начала его, а не таков, каковы внешность его отдельно от внутренних начал, потому что внутренние начала человека – дух его, а жизнь человека – жизнь этого духа, которым живёт и тело. Посему человек и остаётся навеки таким, каковы внутренние начала его: внешность же, как принадлежащая телу, по смерти отпадает, а часть её, прилинающая (прилипающая?) к духу, усыпляется, служа только как бы основой для внутренних начал …»

                Что значит навеки? На сто лет?

«Из этого следует, что именно составляет собь (Эго?) человека, и что затем не есть собь его:, то есть у дурных людей все внешние помыслы, как они сказываются в речах, и внешняя воля, каковы она в поступках, не составляет соби их, но то, что принадлежит внутренним мыслям и воли человека».

                Что такое внешняя воля? Чтобы управлять физическим телом, нужно подавать команды мозгу, и это осуществляется с помощью внешней воли. Так ли это?

«502. По миновании первого состояния … то есть состояния  внешности, человек-дух (душа?) вступает во второе – в состояние внутренних начал своих или внутреннее, то есть в состояние внутренней воли своей и помыслов  о ней, в котором был и в миру, когда мыслил сам по себе, свободно, без всякого стеснения. В состояние это впадает безсознательно, не замечая того, как бывало в миру, когда, сосредоточив внутрь внешние помыслы, на коих основана речь, он пребывал в одних внутренних помышлениях. Впадая в такое состояние, человек-дух пребывает в себе и в самой жизни своей, ибо свободное мышление по своим чувствам есть собственно жизнь человека, есть сам человек.

503. В этом состоянии дух мыслит вполне согласно с волей своей, а стало    быть, и по чувствам или по любви своей, и потому помыслы его и воли сливаются в одно, и до такой степени в одно, что в нём почти не заметно мыслей, видно только, что он желает или хочет. То же делается, если он говорит с той разницей, что тут заметно какое-то опасение, как бы не проговориться, не обнаружить помыслов воли, потому что эта осторожность, по привычки мирской, гражданской жизни, также вошла в хотение или волю его».

                Получается, что волю можно запрограммировать? Помыслы – это внешняя воля? Воля – это мысли?

«504. В состояние это приводятся все без изъятия люди по смерти своей, потому что оно свойственно духу их. Первое же состояние есть быт человека в общежитии, а потому не есть настоящее, собственное состояние его. … дух не только мыслит, но и говорит по чувствам своим, ибо сама речь вытекает из сих последних …

Человек в миру мыслил точно тем же порядком, когда входил в себя. Он тогда не размышлял с помощью телесной речи, а просто будто видел всё перед собой, и притом видел в течение одной минуты гораздо более, чем мог бы рассказать в полчаса».

                Так человек вспоминая кого-то, видит на мгновение образ его. Но, чтобы  описать словами это образ, нужно определенное время.

«Что внешнее состояние не есть собственное состояние человека или духа его, явствует также из того, что, будучи здесь в обществе, человек беседует по правилам жизни нравственной и гражданской, причём внутреннее мышление управляет внешним, как, иногда, человек управляет человеком, наблюдая, чтобы все условия вежливости и приличия были соблюдены. Это ясно ещё из того, что человек, размышляя в себе самом, обслуживает, как ему говорить и поступать, чтобы нравиться, войти в дружбу или в расположение и милость другого. Для сего он придумывает чуждые ему самому средства и, стало быть, действует противно внутренней, собственно воле своей.  Ясно после этого, что состояние внутреннее его, в которое ставится дух его, есть собственное состояние его, а, следовательно, и подлинное, собственное состояние человека, поколе он жил в миру».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  270).
 


Рецензии