Свет разума освещает цивилизацию

Цивилизация – внешняя лакировка человеческой природы, животной социальности. Как поверхностные слои воспитания и культуры покрывают личность человека, так и цивилизация – поверхностная оболочка, итог последних пяти-десяти тысяч лет развития человечества. Поэтому не стоит строить иллюзий относительно науки, просветительской деятельности, культуры, образования и воспитания. Человек как был в своей массе темным, невежественным существом, таковым и остается. Заложенные в нас глубинные, животные «инстинкты» – поведенческие программы и программы мышления (прежде всего «магического мышления») более основательные, нежели приобретенные в ходе становления цивилизации рациональные и культурные установки. Человеку проще верить в духов и в Бога, нежели в материалистическое основание природы, её законы и вытекающие отсюда закономерности. Человеку проще и легче верить, нежели прилагать усилия для поиска нового знания, производить умственную деятельность. А, судя по отличию человека от его ближайших обезьяноподобных родичей, ум и разум – предметы, им не столь давно приобретенные по биологическим меркам. Поэтому образование и просветительство – поверхностные явления. Конечно, для кого-то научный прагматизм остается жизненной установкой, но для подавляющего большинства людей креационизм, «магическое мышление», удовлетворение только первостепенных потребностей – остается основой существования, основой их жизненной программы (вспоминается пирамида потребностей Маслоу).

Если в древности людям в массе своей приходилось постоянно работать, следовало выживать и не думать о более «возвышенных» и отвлеченных вещах, то с появлением досуга, человек в массе своей не стремится к культурно-интеллектуальному развитию. Даже если человеку дать достаточно свободного времени и еще добавить досуг для саморазвития, он досуг все равно посвятит примитивному развлечению – это в нашей природе.

Однако, удивительное дело, в Советском Союзе с повсеместным образованием, досугом, имелась широкая тяга к самообразованию, поиску новых знаний, искусству, культурным достижениям. Темный необразованный народ стал тянуться к тысячелетним достижениям человеческой культуры. Кто-то «общался» с алкоголем, а кто-то, причем не самая малая часть общества, стремилась к чему-то еще. Сама советская культура и в частности культура воспитания была нацелена на высокое. Не науку и искусство принижали до массового понимания, а массовое сознание поднимали до научного уровня. Даже, несмотря на работу и занятость, многие советские люди тратили свое свободное время на саморазвитие, самореализацию (имелось множество всякой художественной самодеятельности). Советские люди выписывали и читали массу книг и журналов, они имели свои хобби, различные увлечения, государство поддерживало частные инициативы и работало для людей: в стране имелось множество клубов, спортивных секций и кружков разного профиля.

Странно, но, с крахом СССР, с приходом капитализма, и якобы «свободой», сейчас людьми, кроме как о работе и о деньгах, да разве что о политике, больше не о чем поговорить. Ведь для того, чтобы беседовать, нужен кругозор, нужны познания, а для этого нужно иметь различный интерес к окружающим вещам, миру, время, чтобы его тратить на приобретение новых знаний. А за бутылкой пива перед телевизором таковых получишь только минимум, да и то в перевранном виде. Даже на телевидении (истоки всяких шоу берут начало на Западе) приучают людей не вести беседу и обсуждать заявленную тему (да и те какие-то очень специфические), а глупо спорить, кричать и затыкать оппонентам рот, иначе, по мнению телебосов, упадут рейтинги, с ними доходы с рекламы. Это «свободный мир» капитализма, где мир человека четко ограничен и зацензурен. Показательна в этом плане история с телепередачей «Очевидное – невероятное», которая кочевала по каналам и эфирам. Она не давала высоких рейтингов, но в обществе имелся запрос на подобного рода телепередачи. Видите ли, в ней слишком интеллектуально велась беседа, нужно было включать мозг, следить за ходом дискуссии, за изложением. А для многих подобная работа – утомительна. Проще включить боевичок или легковесную очередную передачку по Рен-ТВ и почерпнуть глоток мутной сжиженной информации. Как говорил С. Капица: «;Первый канал; требовал, чтобы я во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки. Я отказался категорически. Тогда меня выгнали оттуда».

Креационизм и мракобесие – самый ходовой товар в медиа-цифровом пространстве. Собственно, на этом и основана человеческая психология. Советская идеология, по крайней мере, в своих устремлениях, вела человека к свободе и самореализации, к каким-то высоким устремлениям. Потому что в советское время провозглашались подлинно гуманные ценности, гуманные идеология и культура. Все это было чуждо ценностям и установкам капиталистического мира, где человек мыслился как бездушный и безмозглый робот, которого следует пичкать развлечениями, лишь бы он не думал о политике, о социальных проблемах, социальной справедливости, о свободе слова и свободе выбора. И, не дай бог, захотел бы отнять богатства у богатых и отдать их бедным. Поэтому, пускай люди верят во всякую чушь, лишь бы не учились думать. Человек в мире капитализма, по большому счету, всего лишь работник, он должен давать прибыль. Какие у человека имелись другие потребности, то капиталиста (и капитализм в целом) не интересует. В капитализме человек и человеческая личность как ценности отсутствуют. Вот и получается, что советская идеология стремилась к развитию человеческих способностей, к его большему отрыву от социобиологических потребностей, а капитализм наоборот упирает на пещерное человеческое прошлое.

Пример неудачного внедрения массового научного атеизма во времена СССР демонстрирует бесполезность просвещения как такового, люди живут иррациональными понятиями, а не рациональными, материалистическими. И тому имеется свое научное объяснение: рационализм как таковой – относительно молодое явление в процессе человеческой эволюции, мозг человека еще толком не приспособлен мыслить рационально. Биология человека не приспособилась к материалистическому мышлению. Человек склонен жить эволюционными программами поведения.

Отсюда кто-то может сделать неправильный выбор, что заниматься просветительской деятельностью теперь не имеет смысла. Отнюдь. Следует усилить мысль, наоборот, просветительская деятельность должна только возрастать объемом и широтой охвата целевой аудитории. Мракобесие захлестывает мир. Если не сооружать плотину, рано или поздно мрак незнания нас поглотит. Так что следует учиться, просвещаться и думать.


Рецензии