Кого любить?

Некоторое время  тому назад  я неосторожно высказалась о любви к себе взяв за основу Божьи заповеди, но в неожиданном ракурсе. И была раскритикована, «раскатана» и «прибита»  железобетонными, как казалось тогда,  традиционными аргументами.
 Я быстро  ретировалась, удалив  даже следы той дискуссии,  затихорившись на… время. А время шло, летело,  неслось, факты , ощущения, осознания,  накапливались, и стали взывать о возвращении к этой теме .

 Началось всё с двух наибольших, по словам Иисуса Христа заповедей:

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»  (Мат. 22:37-40).

Эти заповеди не достижение христианства, а пересказ ветхозаветных наставлений Моисея(Лев.19:18, Втор.6:5).

За две тысячи лет до Иисуса Христа, и две тысячи лет после Него, заповеди о любви не утрачивают свою актуальность  для человечества:

«Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как же может любить Бога, Которого не видит? и мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:19–21)

Тогда я высказала «крамольную» идею, что любовь к себе и к Богу это одно и то же.
Поясню свои осознания.

Исходя из заповедей, первая,  и наибольшая, провозглашает любовь к Богу. Но как любить того, которого не видишь, не знаешь, не понимаешь?  Скорее всего никак, но в этом стыдно признаться, поэтому и не признаемся.

Реально ли любить ближнего, которого видим? Без любви к Богу, это жалкие потуги, лицемерие, игра…  Вторая заповедь, подобная первой, неисполнима без первой.

Может ли от нас требоватся невозможное? Хотя, позвольте, кто-то, взять хоть апостолов Христа, любили Бога и ближних.  Если это делал хоть кто-то, значит, в принципе могут и остальные. Но почему это в своём большинстве остаётся утопией?

А верны ли вводные данные?

На первом месте стоит любовь к Богу, это основа. Как может быть основой то, или Тот, которого мы не знаем, не видим, не понимаем?

Во второй заповеди содержится подсказка – «возлюби ближнего твоего, как самого себя».  Постойте, разве это уже не третье требование?! Возлюби Бога, возлюби ближнего, люби себя – кажется , все умеют считать до трёх?  Но Иисус говорит о двух любовях, и Его прекрасно понимали  и ученики, и прочие израильтяне.

А «ларчик» открывается просто!  Любовь к себе и Богу это одно и то же, и  это основа для любви. Дело в том, какими буквами написать слова «себе» и «Богу» - как я написала, или с заглавных, или со строчных. Написанные в моём варианте вызывают путаницу, конечно, кто такой(ая) «себе»? Никто, мелочь какая-то…  То ли дело «Богу» - Его мы должны, обязаны, призваны любить. Но, признаемся, не получается! И  до ближних  дело не дойдёт. 

Верно, не дойдём с  подобной путаницей в головах, потому что  нас лишили, или мы позволили себе лишиться,  правильной субординации.

Объединить любовь к себе с любовью к Богу нам мешает осуждение Библией, пророками, апостолами, Иисусом  Христом ,  эгоизма, самолюбия, например – «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»(Лук.9:23).  Попробуем разобраться с данным противоречием. Стоит заговорить о любви к себе, так сразу и забичуют за самолюбие.

Кто хочет следовать за Иисусом? И куда? О духовном можно судить только духовно. «Кусок плоти» не будет следовать за Иисусом, предел его мечтаний  личный рай на земле – «чтобы у меня всё было, и мне за это ничего не было».  Однако, «сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии»(Рим.8:16).  Человек двойственен, это ясно показано в первых главах Бытия, и на всём протяжении Писаний подтверждается. Не учитывая это,  мы обманываем сами себя. «Богу - Богово, а кесарю - кесарево» - одно из свидетельств данной двойственности. Тут  особо и следовать никуда не надо, необходимо лишь понимать субординацию и следовать ей. Любовь это категория духовная, любить кого бы то ни было, себя, Бога, ближнего, мы можем только духом -  «до ревности любит дух живущий в вас»(Иак.4:5).  Делая это плотью,   мы создаём  множество проблем, не надо путать Божий дар с яичницей.  Наша плоть, конечно, не останется безучастна, она будет проявлять и подтверждать любовь духа, так как человек хоть и двойственен, но целостен.

Поэтому, сейчас, уже ничуть не смущаясь своего осознания, я бы сказала, что трёх повелений о любви(К Богу, к ближнему, к себе) даже много. Хватило бы и одного – возлюби Бога,   в идеале три, но для самых непонятливых - крупными буквами -ВОЗЛЮБИ СЕБЯ!!! Любовь к Богу( не имеет значения, видишь Его или нет), любовь к ближнему, которого видишь, любовь к себе(которого знаешь, видишь, чувствуешь, понимаешь, или пытаешься понять) – суть одно. Это любовь Духа к Духу, который во всех. Можно добавить, что Дух обитает в сердце(духовном), которое поэтому и является органом любви. А больше у человека нет инструментов и органов для любви.

Однако, граница между самолюбием и любовью к себе довольно зыбкая, без специальных навыков  её будём постоянно нарушать. Собственно, поэтому написано множество законов, заповедей, правил, постановлений, для того чтобы их соблюдать, если нет любви, попутал границы. Но их  можно не соблюдать, а любить… что якобы одно и то же, но не совсем.

Если вернуться к моей первой попытки объединить любовь к себе с любовью к Богу, то наибольшим «камнем» в «мой огород», был пожалуй, аргумент(вспоминаю по памяти) – «может ты ещё и миры творишь?». Я ничего не смогла добавить в своё оправдание.  А теперь  не собираюсь оправдываться. Напротив , дайте срок, плюс любовь - мы тааакое сотворим!

А точнее, мы приходим в этот мир учиться любить себя (и других как себя в различных вариантах). Нет, наверное, более загаженной , ошельмованной  темы, но это не меняет задачу, чтобы как в известной песне не случилось: «сделать хотел грозу, а получил козу, розовую козу с жёлтою полосой…»(песня «Волшебник-недоучка»).


Рецензии
Всё объясняется просто, если вспомнить что слово "любовь" в текстах Библии - это замена
бывшего там раньше слова "агапе", которое означало простое чувство - "уважение"!!

Так что и Бога "надо" - уважать, и всех людей - уважать, если они не сволочи, и даже себя
надо уважать, а не любить, потому что любовь - это чувство между юношей и девушкой,
а все остальные варианты - это уже извращения понятия любви...

Виктор Гаврилов Степ   05.06.2025 05:43     Заявить о нарушении
Благодарю, Виктор, во многом разделяю ваше мнение.

Людмила Возняк   12.06.2025 12:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.