По дороге в Антарктиду Часть 3

Начало: http://proza.ru/2025/02/24/465

Удивительный музей в Лонсестоне

Продолжая наше путешествие по Тасмании, мы перенесёмся во второй по величине город острова – Launceston (Лонсестон), где посетим одну из его главных культурных достопримечательностей – The Queen Victoria Museum at Inveresk (Музей Королевы Виктории в Инвереск). Это один из самых удивительных музеев, в котором нам довелось побывать, поскольку значительную его часть составляют подлинные железнодорожные мастерские, построенные в 1870-х годах в пригороде Инвереск, расположенном примерно в 2 км от исторического центра города.

Идея сооружения первой железнодорожной линии на острове возникла в 1857 году. Предполагалась, что она свяжет Launceston с городом Deloraine. Придя на смену гужевому транспорту, железная дорога должна была привести к экономическому расцвету региона. Этому проекту препятствовала деятельность политической оппозиции Южной Тасмании и стагнация экономики. Окончательное решение о строительстве железной дороги было принято Парламентом Тасмании только спустя десять лет – в 1867 году.  В мае того же года на частные инвестиции была учреждена транспортная компания Launceston and Western Railway Company Limited.
 
Катастрофическая нехватка средств заставила Правительство Тасмании ввести в 1872 году специальный налог railway rate для граждан северной части острова. Таким образом предполагалась собрать необходимые 15000 фунтов стерлингов.

Это решение вызвало возмущение северян, поскольку жители Хобарта, где тоже проходили строительство одного из участков основной железнодорожной магистрали Tasmanian Main Lane Railway, были избавлены от уплаты этого налога. Многие из граждан отказались выплачивать налог, что побудило Правительство к принятию крайне непопулярных мер. Представители власти стали посещать дома уклоняющихся от налоговых выплат горожан и конфисковывать их личные вещи. Изъятое имущество в дальнейшем предполагалось продать на аукционе. В день, когда должен был состояться аукцион, несколько горожан вошли в здание, неся на плечах пустой гроб, как предупреждение собравшимся не покупать отобранное у людей имущество.  В результате аукцион был сорван.

Со временем протест выплеснулся и на улицы Лонсестона. В 1874 году толпы возмущённых демонстрантов маршем прошли по обычно спокойной улице Paterson Street, которая стала местом сражения горожан с полицией. В конце концов Правительство Тасмании вынуждено было отменить railway rate. Железная дорога, получившая имя государственной Tasmanian Government Railway, в результате финансовых вливаний была достроена и даже начала приносить небольшую прибыль.

Экспозиция Музея переносит нас в подлинное здание первой железнодорожной мастерской Тасмании, построенное в 1871 году Launceston and Western Railway Company. В то далёкое время она носила имя Erecting Shop («Подъемный цех»). Здесь стоял внушительный кран грузоподъёмностью в 25 тонн, который с лёгкостью перемещал двигатели и подвижные составы для сборки. В 1923 году мастерская была переведена в новое здание Stone Building, в котором в наши дни располагается Галерея Искусств. Бывший же сборочный цех обрёл новую жизнь в качестве столярной мастерской.

Огромный ангар исторического здания, ставшего частью Музея Королевы Виктории, полон удивительных экспонатов. Здесь есть один из первых железнодорожных терминалов Лонсестона, товарные и пассажирские вагоны, дрезины и даже обширное собрание железнодорожных знаков и курьёзных объявлений. Наибольший интерес представляет подлинный миниатюрный локомотив Krauss, когда-то принадлежавший горнодобывающей компании Mt Lyell Mining Company.  Несколько таких локомотивов оперировало на Западном побережье Тасмании, где в 1871 году в районе горы Mt Bischoff было открыто месторождение олова. Для разработки месторождения пришлось тянуть железнодорожную ветку до города Burnie. Эта линия была открыта в 1884 году и получила название Emu Bay Railway. В наиболее сложных по рельефу участках местности, ведущих к шахте, были проложены узкоколейки. Вот по ним и бегали Krauss Locomotives, предоставляя горнодобывающим компаниям возможность снизить стоимость транспортировки.

Хочется поделиться с читателями историей, опосредованно имеющей отношение к началу строительства первой железной дороги на острове. Это удивительная история жизни городского глашатая по имени James Robert Cooper (Джеймс Роберт Купер), также известного под кличкой Chequers (Черкес).  Биография этого человека впечатляет: появившись на свет в Лондоне в 1804 году, Джеймс Купер начинает свою криминальную карьеру в возрасте девяти лет.  Многократно осужденный за совершённые преступления, Черкес счастливо избежал смертной казни, которая была заменена ссылкой на Тасманию, которую в то время называли Van Diemen's Land (Земля Ван-Димена). Ко времени прибытия в Лонсестон Купер многое переосмыслил и буквально переродился в законопослушного гражданина. Джеймс Роберт Купер был избран на должность городского глашатая Town Crier, которую добросовестно исполнял на протяжении тридцати лет.

Глашатай ходил по улицам Лонсестона и привлекал внимание горожан звоном колокольчика, сообщая им последние новости. Джеймсу Куперу по должности было положено носить красный сюртук, чёрные брюки и высокий цилиндр, что придавало респектабельности его облику.  Городская администрация готовилась к торжественной встрече второго сына Королевы Виктории - Герцога Эдинбургского Альфреда, который должен был приехать в Лонсестон в январе 1868 года, чтобы дать официальный старт строительству железной дороги. Готовясь к первому в истории острова визиту члена королевской семьи, городской глашатай с огорчением обнаружил, что его костюм уже порядком износился. Это и побудило его написать следующее письмо Мэру города, датированное тридцатым декабря 1867 года: «Джентльмены, мой костюм изношен до предела. Зная о приезде Герцога, я понимаю, что не осмелюсь предстать перед ним как городской глашатай, будучи одетым в подобные лохмотья. Если вы считаете, что моя преданность и безупречная многолетняя служба заслуживают поощрения, я покорно молю вас о выделении средств на приобретение соответствующей моей должности экипировки. Ваш преданный слуга, городской глашатай Джеймс Роберт Купер».

Сегодня мы посетили знаковые места, с которых начались промышленность, инфраструктура, культура, и развитие туризма современной Тасмании – небольшого острова, когда-то оторвавшегося от Австралии, но не сумевшего убежать от своей прародины. Хочется верить, что теперь далёкая Земля Ван-Димена стала вам немного ближе.

На иллюстрации городской глашатай Джеймс Роберт Купер

Иллюстрация автора


Рецензии
Здравствуйте Наталия, с интересом знакомлюсь со следующим островом Тасмании Лонсестон. Мне стало интересно, что на краю света, на острове В 1867 ГОДУ с финансовыми трудностями построили железную дорогу. С уважением.

Александр Шевчук2   09.03.2025 07:37     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв, Александр!

Да, так оно и было – на далёком острове в конце девятнадцатого века, пусть и с большими трудностями, но все-таки построили железную дорогу. Лонсестон – это второй по величине город Тасмании, откуда и началось строительство железнодорожных путей. Мне будет очень приятно, если Вы найдете время, чтобы прочесть повесть «Сентябрьской ночью в Лонсестоне». Тогда у Вас сложится ясная картина того, как англосаксы осваивали остров Тасмания, ставший самым маленьким штатом современной Австралии.

С благодарностью и теплом

Наталия

Наталия Николаевна Самохина   09.03.2025 08:10   Заявить о нарушении
Обязательно прочту.

Александр Шевчук2   09.03.2025 09:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.