Все, что было...
Раз уж эта фраза входит в наш обиход, давайте её, как-то одушевим, или облагородим, что ли. Писать – «прошловековцы» правильно по канонам русского языка. Но уж больно получается невыразительно, давайте пойдем на нарушение общепринятых правил, и будем писать с заглавной буквы.
А помните, как мы вместе решали сложные задачи, смеялись над шутками и делились своими маленькими секретами после уроков? Время летит, особенно в наше время, со скоростью звука. Есть даже научные изыскания, относительно того, почему оно в зрелые годы бежит быстрее, чем в годы молодые.
Так что не мы одни сетуем на то, что время быстро летит – оказывается, для всех, кто живет в этом мире, оно скоротечно. Время «бяжит», но те моменты, что произошли с нами в школьные годы, остаются в памяти на вечные годы.
А вы помните, как мы готовились к всевозможным «телевикторинам», КВНам, концертам самодеятельности ХВШ? Наша бессменная классная, Валентина Ивановна, пыталась хоть, что-то годное для художественных номеров вылепить из нас. А помните, как она сама мощно перепевала весь школьный хор?
Где-то я уже писал один эпизод с Иннокентием Абрамычем. Он был нашим вечным аккомпониатором на баяне. И в один из наших очередных репитиций он пришел к нам слегка подшофе. Мы, в ту пору дети, беда понимали – халамгай оhэн, или от волнения у него зарозовели щеки.
Значит, мы как всегда встали в строй в три шеренги и начали петь. Абрамыч остановил наше стройное песнопение, и велел начать сызнова. Что-то ему не понравилось. Видать, его обостренный слух услышал в наших голосах фальшивые ноты.
«Начальник» приказал начать сначала, мы и затянули по новой.Откровенно говоря, день был не нашим. Мы так плохо пели, что Абрамыч не на шутку на нас осердился:
— Таа, ё***ууд, yндэртoo hайгаар дуулхымууд, аля yгэймyyд!
В тот день он распустил нас раньше положенного времени, не стал мучать ухи свои нашими непрофессиональными блеяниями. Хорошо, что рядом с этим хором не оказалось поблизости Валентины Ивановны. У неё бы и безголосые запели, и те, кто страдает слухом.
Что не говорите, Валентина Ивановна вымуштровала нас. Научила, не только хоровому исполнению песен, но и тому, как ставить сценки различных интермедий. Мы, с её подачи, научились походя придумывать их, и к концу учебы неплохо преуспели в этом деле.
Один раз показывали такую историю:
Учитель пения вызывает, значит, к доске желающего исполнить вариации на тему школьных каникул, солиста из числа учеников класса. Выходит мальчик и начинает петь. Учитель (Альфред) подходит к окну, и что-то там рассматривает. Не глядя на то что творится в классе, говорит исполнителю «оперной ариози»:
– Выше!
Тот забрался на табуретку и снова начинает свое песнопение. Учитель:
– Выше, выше!
Несчастный песнопевец ставит вторую табуретку, и забирается ещё выше… Так продолжается несколько раз, и когда ученик опирается головой о потолок, он выдавливает из стиснутого горла сиплым голосом:
– Не могу больше.
Все! Занавес. Благодарные аплодисменты.
Был ещё один случай. В нашем классном кабинете, а мы учились то ли в 5-м, то ли в 6-м классах, рядом с дверным проемом на полу была небольшая ступенька. Даже не ступенька, там был стык половых досок, в результате которой образовалась неровная поверхность. И этот стык нужно было, как-то заделать.
У нас, как всегда, всё откладывалось на потом, а пол как «ходил» в том месте, когда мы впервые переступили порог этого кабинета в 4-м классе, так же продолжал «похаживать» и тогда, когда мы в 8-м классе перешли в другой корпус.
И вот на том месте Логин Васильевич зацепил ногой это неровный стык и начал падать. Хорошо, что он не ударился лицом, а вовремя успел выставить руки вперед, и все благополучно обошлось.
Пожилой человек споткнулся, с кем не бывает, чуть не зашибся. Нам бы – нет, чтобы подбежать, помочь человеку! А мы залились диким хохотом. Стыдобушка.
Девчонок не было, Логин Васильевич шёл к нам на родной язык. Хамархан не изучал с нами этот урок, но откуда-то оказался среди нас и потом с хохотом нам поведал:
– Би хyлын ошоод татхуу гэhымаадал, ;;лдэн хэрэг ;гэй гэжэ hанааб!
И ржет, и все мы ржем, как лошади. Эх! Плакать бы надо от такого бескультурья, а мы смеяться надумали над бедой уважаемого человека.
Тем не менее, посреди нашего бессердечия, были и светлые стороны нашего поведения: мы любили Логина Васильевича и готовы были до бесконечности слушать его бурятские сказки.
Те из класса, кто не проходил ТYРЭЛХИ ХЭЛЭН ба БУРЯАД литертуура, и не сидел с нами на уроках высокоуважаемого Логина Васильевича, те многое потеряли.
18.12.2025г.
Свидетельство о публикации №225022500603