ч. 4. 1830год. Лист. Берлиоз. Паганини. Мари

…Чтение  удивительных строк  гётевского «Фауста» Листом было прервано разрывом снаряда, стонами, звуками «Марсельезы». Вдруг Ференц увидел на балконе мэрии Берлиоза. Он дирижирует огромной дубинкой, а толпа во всю мощь поёт: «К оружию, патриоты!» Лист познакомился с композитором и учителем музыки в декабре 1830г.И вот он в гостях у Гектора. Гостей у Берлиоза четверо: Массар, Давид, Крейцер младший и Ференц Лист.

Жилище композитора поражает бедностью:в передней пусто, а в следующей комнате побогаче - есть письменный стол и книги, железная  койка и единственный стул. Он взволнован тем, что Габенек устраивает большой концерт в консерватории, но не соглашается увеличить оркестр до 120 человек. Лист говорит, что в Вене он слушал симфонию Бетховена, так у него в оркестре было 40 музыкантов.- И Вы видели самого Бетховена? – Да. Он  прослушал меня во время моего последнего венского концерта, потом поцеловал в лоб. Берлиоз заплакал. Он так ждал, что кто-то передаст ему рукопожатие Бетховена, а немец посылает ему, французу, через венгерского юношу, которого на его концерте поцеловал сам Бетховен. 

Под воздействием событий  Июльской революции Ференц  Лист пытается создать крупное симфоническое произведение «Революционная симфония». А пока все гости Гектора идут к Эрарам, т.к. у Берлиоза нет фортепиано. Оказалось, что и на фортепиано он не играет. Играл Лист. Зазвучала удивительная музыка. И удивительный пианист – импровизатор. Произошло слияние  таланта творца и вдохновения импровизатора. Встреча с шедевром всегда вызывает величайшее наслаждение. Не позавидовал ли Лист  старшему другу? Нет. Ему незнакома зависть. Есть только увлечённость и уважение к исполняемому произведению. 

На одной из проповедей Лист знакомится с Гейне. Здесь прозвучало убеждение, что наступит время, «когда всё человечество поймёт, что божественная религия не имеет никакой внешней стороны, никаких заповедей и ритуалов, что её единственная правда – это установить мир среди людей!» Как долго и все мы мечтаем о том же!..  В страну ввели войска -- вспыхнула холера. Отменили поцелуи и рукопожатия.  Учреждения опустели. Магазины закрылись. И вдруг люди видят, как расклеивают афишу: «НИККОЛО ПАГАНИНИ. 9 марта 1831года.»
 
В домах аристократов решают бойкотировать концерт Паганини. Но 9 марта около 7 часов вечера площадь перед  Оперой  заполнили море экипажей. Войдём и мы. В первом ряду партера артисты: Лист, Крейцер, Массар и гости: Мендельсон, Генрих Гейне. Не было Гюго.Он не был меломаном. Зато есть великие Дюма, Бальзак, Готье. В ложах - представители  высшего света, писатели, буржуа. Замерев, все ждут Паганини... Он выходит на сцену. Как красноречив его вид: «Ну что, вы всё же пришли ко мне, к приятелю дьявола, продавшемуся сатане?»

Лист разгадывает тайну Паганини.Его смычок слегка касается струны и воздух наполняется струящимся золотом, от которого исходит такой свет, что становится больно глазам. Звук нестерпимо жгуч, кажется, что поёт всё вокруг. Ференц  в напряжении.Его музыкальный слух чувствует, что маэстро  пользуется  скордатурой,  т.е.перестраивает струны. Он замечает, что левая рука скрипача – это не только очень ловкая рука скрипача, но и гитариста тоже. Она заставляет при этом звенеть струны. Смычок Паганини обрушивает на слушателей богатейшие аккорды со сверхчеловеческой точностью. Ференц был уверен, что разгадает тайну Паганини, но оказывается, что настоящее чудо ещё впереди! Скрипка  превращается  в огромный  оркестр:"она свистит свирелью, звенит гитарой, поёт виолончелью, трубой и, наконец, начинает звучать человеческим голосом…  Паганини ввергает публику в изумление: он снимает с инструмента три струны и играет на одной. На единственной струне «соль». Смычок передаёт всю боль целого мира. 

Лист понимает, что разгадка тайны Паганини в чём-то  другом, что не передать словами. Паганини превратил свою жизнь в трагический роман.Он говорит всем, что нет предела, нет остановки. Теперь для Листа ясно, что после игры Паганини играть по-старому нельзя. Два месяца уходит у него на покорение музыки Паганини. Лист понимает, что надо расширить звуковые возможности фортепиано.Нужно разбудить звуковые возможности, разбудить оркестр, сидящий внутри рояля. И Лист раскрывает для себя, какие возможности есть внутри фортепиано. Он превращает рояль в соперника целого оркестра. Этюды Листа - Паганини блестящий образ высокого мастерства.
 
Однажды  Берлиоз сказал Листу, что им интересуется одна дама. В Париже – это красивейшее и умнейшее создание. Мари из старинного рода Флавиньи. Она уже в 13 лет была неотразимой красавицей. Она была представлении Гёте. Девочка была строптива. И её мать, рано овдовевшая, решила отдать её в монастырь Сакр Кёр.  Но и там с ней не справились, пришлось вернуться в имение матери. Через 5 лет  появился ангел – спаситель граф д,Агу. Он на 22 года старше. Брачный договор  граф заключил с большой осмотрительностью. В доме Мари Листа попросили что – нибудь сыграть. Ференц сыграл одно из переложений скрипичных пьес Паганини.

фото. Утро у Листа. Слева направо: И.Кригубер. Г.Берлиоз, К.Черни, Ф.Лист,
        Г.Эрнст. С литографии в красках И.Кригубера. 1846.
       "МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН ВРЕМЁН ЛИСТА",- так бы назвали в наши дни.

Продолжение следует. ч.5.
О Паганини. -http://proza.ru/2017/02/17/14


Рецензии
Очень познавательно. Читаю с огромнейшим удовольствием. Спасибо!
Мои добрые и наилучшие Вам пожелания!
С уважением,

Леонид Корнейчук   10.06.2025 07:33     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Леонид!
ВАША РЕЦЕНЗИЯ РАДУЕТ!

С ТЕПЛОМ ДУШИ - ЛЮДМИЛА.

Людмила Дементьева   10.06.2025 11:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.