Усыпальница арх. Иоанна, Сан-Франциско
ПО ПРАВОСЛАВНЫМ СВЯТЫМ МЕСТАМ АМЕРИКИ.
ТРИНАДЦАТОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО.
СО ВРЕМЕНИ ПАДЕНИЯ сатаны и его ангелов бушует постоянная война между добром и злом. Сфера человека также подверглась влиянию этой войны невидимых ангельских сил. Созданный, чтобы наследовать вечное блаженство, человек, путешествуя по земной жизни, постоянно находится в опасности потерять свое природное подобие Богу и быть обреченным. Такова его доля в этом мире, который лежит во зле. И так будет продолжаться до тех пор, пока звук трубы Архангела Михаила не сокрушит антихриста, который в конце времен обретет почти полное господство над миром; и тогда сбудутся слова Псалмопевца (видно в славянском тексте на фреске на обложке этого номера): У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними (Пс. 9:7). Но до того времени единственной твердыней человека является Воинствующая Церковь Христова. В ней присутствует Сам Господь наш, в Святых Таинствах, и Его Пресвятая Матерь, и Его друзья, святые и праведники. Они бодрствуют, оказывают помощь и вдохновляют в борьбе с коварством лукавого, будь то исключительно на поле битвы человеческого сердца или в видимой вражде между людьми в мире. Святые в храме, изображенные на иконах или фресках, взирают на нас сверху не равнодушно, а как живые участники, как полководцы на войне, ибо сами вели войну и вышли славными победителями в Церкви Торжествующей.
Сегодня в одном из самых коррумпированных городов Америки, в городе, живущем под угрозой мощного землетрясения, которое может поглотить его океаном, в Сан-Франциско покоятся останки одного из самых святых людей, живших на этом континенте, истинного воина Христова. Мощи его почивают в прекрасном гробе, откуда по многим народам идет весть о славных делах Божиих, совершающихся там...
УСЫПАЛЬНИЦА
архиепископа Иоанна (Максимовича)
САН-ФРАНЦИСКО, КАЛИФОРНИЯ.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Галатам 5:22-24).
— Святой Павел.
Золотая лихорадка привела к превращению небольшого римско-католического миссионерского аванпоста в большой город Сан-Франциско. Эта лихорадка жгучей страсти никогда не покидала Сан-Франциско; дух этого мира полностью овладел им, сделав его самым манящим городом страны, обещающим мирские удовольствия. Но точно так же, с момента покупки Аляски Соединенными Штатами, Сан-Франциско был также первым в стране православным церковным центром и кафедрой первой православной миссионерской епархии, чьи епископы своим истинным пастырским характером и своими святыми делами сеяния Христова семени стали живыми иллюстрациями слов святого Павла: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать... (Римлянам 5:20)
Сегодня, столетие спустя, эти слова стали еще более применимыми. Помимо старых пороков, в городе теперь открыто совершаются сатанинские службы и взращивается поколение его слуг. Но опять-таки благодать Божия ни в какой другой город, кроме этого, ни ниспослана в такой мере, ибо здесь жил истинный сосуд Святого Духа в образе тщедушного и непривлекательного человечка – архиепископа Иоанна Максимовича, проведшего последние годы своей жизни в Сан-Франциско, чьи мощи покоятся теперь в усыпальнице под величественным собором, который он построил в этом городе. Лишь отблеск его духовного величия можно увидеть в случае, рассказанном очевидицей («Православная Русь», № 3, 1968 г.):
"Я очень страдала... В 1939 году я отправила свою дочь в Италию к мужу, который забрал ее к своим родителям, провел с ней 11 дней, а потом был отправлен в Африку. Когда он уехал, его родители сказали моей дочери уйти из дома; не зная языка и будучи всего 17 лет, она писала мне унылые письма. Я много молилась два месяца, очень страдала, ходила каждый день в собор в Шанхае, но вера моя стала колебаться. Я решила больше не ходить в церковь, а пойти к каким-то друзьям, и поэтому не торопилась вставать пораньше. Мой путь пролегал мимо собора, и тут я услышала пение внутри церкви. Я вошла внутрь. Владыка Иоанн служил, алтарная часть была открыта, владыка читал молитву: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое… сие есть Кровь Моя... во оставление грехов,» после чего опустился на колени и сделал земной поклон. В это время я увидела Чашу со Святыми Дарами непокрытой, и тут после слов Владыки пламя сошло сверху и спустилось в Чашу. Форма пламени была похожа на тюльпан, но крупнее. Я никогда в жизни не думала, что увижу фактическое освящение Даров как пламя. Во мне снова зажглась вера. Господь показал мне веру Владыки, и я устыдилась своего малодушия».
Читатели «Православного Слова» помнят почти идентичный случай в житии преподобного Сергия Радонежского (1968, № 3, с. 108).
При жизни архиепископ Иоанн считался святым; многие люди присылали просьбы о его молитвах со всего мира, и многие свидетельствовали о его явной чудодейственной помощи. После его смерти его гробница стала поистине святым местом: ежегодно ее посещают тысячи людей; по почте многие просят помолиться перед его могилой; люди посылают за огарками свечей, зажженных для них перед гробом, а также за каплями масла от горящей там лампады. Ежегодно в годовщину кончины Владыки, 19 июня (2 июля), в усыпальнице совершается Божественная литургия; затем, несмотря на ранний час (около рассвета), усыпальница бывает переполненной верующими, и практически все причащаются.
Собор с пятью золотыми куполами посвящен чудотворной иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»; он расположен на бульваре Гири. (6222), между 26-й и 27-й авеню, и является доминирующей особенностью северо-западной части Сан-Франциско, которую видно из многих частей города, а также для путешественников, приближающихся к океану или по мосту Золотые Ворота. Усыпальница находится двумя этажами ниже алтаря. Ее стены украшают фрески, выполненные в 1967 году известным иконописцем Пименом Софроновым, первым принесшим великую иконописную традицию в Новый Свет.
1939 год
1966 год
Спустившись на самый нижний уровень подвала, вы попадаете в довольно просторную часовню с низким потолком и стенами, расписанными фресками, и сверкающим мраморным полом. В центре, окруженный мириадами мерцающих свечей, стоит саркофаг, накрытый мантией архиепископа Иоанна. В изголовье саркофага покоится митра владыки, по обеим сторонам которой находятся архиерейский дикирий и трикирий, а над ними по бокам рипиды. Его архипастырский посох прикреплен у подножия саркофага, а на другом конце находится аналой, где читается Псалтирь о упокоении души Владыки. На аналое с другой стороны саркофага находится главная икона часовни, привезенная из Китая: «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Фрески Пимена Софронова включают: на потолке Христос Пантократор, в кругу над саркофагом; на стенах по бокам саркофага Распятие и Воскресение Христово; на южной стене, прямо против входа, Покрова Пресвятой Богородицы, с ангелами по бокам; рядом с этим на восточной стене Ангел Господень, благовествующий о Воскресении Христовом Богородице и женам-мироносицам, а на западной стене архангел Михаил (см. обложку) который был святым покровителем Владыки до того, как он стал монахом. Между этими большими иконами в овалах изображены полуростовые святители: святитель Иоанн Тобольский (покровитель Владыки), святые Борис и Глафира (в память родителей владыки), преподобный Сергий (в память дяди) и святая Наталья (в память крестной матери).
Здесь несколько ночей в неделю местные священнослужители служат панихиды. Непрерывно горит масляная лампада на саркофаге. Усыпальница часто посещается, особенно теми, кто страдает от различных недугов; они приходят туда, чтобы помолиться о праведной душе любимого архипастыря и просить его заступничества перед Богом. Они приходят с детской верой только для того, чтобы «пожаловаться» на свои сердечные печали и несчастья... И Владыка их слышит и оказывает им помощь. На Святой Руси, откуда он пришел и чьим святым подражал, в таких местах велись записи в особых книгах свидетельства о небесной помощи, дарованной по молитве с верой святому. Приведем здесь несколько первых таких свидетельств из еще не существующей книги записей ходатайств архиепископа Иоанна, чтобы укрепить веру тех, кто слишком далеко, чтобы лично посетить это святое место, в надежде, что они, в свою очередь, где бы они ни были, произнесут молитву о праведной душе Владыки нашего, о себе и о грешных составителях этих Паломничеств.
Общий вид Усыпальницы архиепископа Иоанна.
I. Медсестра больницы Сан-Франциско Г. Васильева однажды поняла, что не может видеть одним глазом. Ее врач обнаружил, что у нее воспаление зрительного нерва. В агонии она бросилась в церковь, а затем ко гробу Владыки и молила всех святых о помощи. Однажды ночью, когда она была особенно в смятении, после усердной молитвы открыла в Евангелии отрывок о слепом, который исцелился, помазавшись брением, сделанным из слюны Спасителя, и омывшись в купальне Силоамской (св. Ин. 9: 6-7). Прочитав это, она воскликнула: «Господи, если бы мне хоть каплю этой воды, я бы снова могла видеть». Когда на следующий день она пришла ко Гробу, к ней подошла дама и сказала, что она была в Иерусалиме и пила воду из Силоамской купальни, и что она даст ей на следующее утро, когда должна была быть Божественная литургия. На рассвете она была там и приняла Святое Причастие, и когда она приложила воду к своему глазу, она почувствовала улучшение. На следующий день она могла видеть.
II. В марте 1967 года г-н Вадим Казаченко, многолетний прислужник Владыки, заболел одновременно четырьмя тяжелыми недугами: циррозом печени, истечением желчного пузыря, пневмонией и внутренним кровотечением. В Госпиталь ветеранов его доставили в безнадежном состоянии, врачи говорили, что спасти его может только чудо. Целый месяц он находился в коме. Похороны уже были приготовлены, и у его родственников не было никакой надежды. У Гроба Владыки возносилась постоянная молитва; как рассказывает его сестра В. Харви, именно там его близким внезапно вспыхнуло сильное пламя веры в его выздоровление. После того как над ним было совершено елеосвящение, наступило замечательное улучшение, и в конце концов он был спасен. Когда он достаточно окреп, то пошел сначала к Гробу, чтобы отслужить благодарственный молебен.
III. Младший капрал Джон Хольц с большим почтением относится к Владыке. Перед отъездом во Вьетнам он взял в благословение фотографию Владыки из Усыпальницы и всегда носил ее на сердце. В своих письмах он сообщает о многих случаях явно чудесного спасения от смерти. Однажды его отряд попал в засаду, и он один не был ни убит, ни ранен.
IV. Ольга Скариатин из Монтерея довольно долго страдала варикозным расширением вен, пока ее врач не настоял на операции. После недели в больнице она пришла домой, но боль не прекращалась. На следующее утро она с трудом встала с постели, когда получила письмо от отца Митрофана, часто совершающего панихиды в Усыпальнице, вместе с клочком ваты, пропитанной елеем от лампады на гробе Владыки, и такими словами: Натри на больные места, перекрестись и скажи: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами дорогого Владыки избави меня от болезни. Она сделала это, и боль почти сразу прекратилась, и на следующий день она была на ногах, и с тех пор у нее не было никаких проблем.
Следующий выпуск: Паломничество на Еловый остров, Аляска.
Свидетельство о публикации №225022500076