Из жизни рядового сотрудника советского НИИ

Самый короткий путь домой

На завод мы нередко летели заводским бортом. Рейсы регулярные, пару раз в неделю заводские самолеты, точно, летали в столицу и обратно. Гражданского аэропорта в городе тогда не было. Но в Москве у завода была своя «контора». Все можно было обговорить заранее, когда будет борт, откуда, в какое время, и возьмут ли нас. Обычно проблем с этим не было. И здесь и в Ташкенте садились, естественно,  на заводскую полосу. Для меня эти полеты были особенно интересны, потому что я летела домой. Зрелище, на подлете, скажу я вам, обалденное. Особенно если каждую улицу, каждый дом там, внизу знаешь. Школа, стадион, фонтан у ДК, все как на ладони. По всякому, конечно, бывало, но чаще заходили на посадку со стороны моря. Для меня это дополнительные «бонусы». Когда мы уже твердо стояли на полосе, а двигатели были выключены, к самолету подгоняли трап, тут же подъезжал автобус, и всех нас, прибывших в командировку из столицы, вывозили с территории предприятия за ворота… Дальше начинались наши обычные дела. Будни.  Оформление командировок, расселение… Мне до дома было всего две троллейбусные остановки. На третьей нужно уже выходить. Я -дома.

Эскизный проект
 
Обычно наш объект – тогда это была Летающая Лаборатория, стоял на дальней стоянке. Утром туда отправлялся заводской автобус, мы поднимались на борт, расписывались в журнале и начиналась работа. Это было самое начало. Шла отработка. Все было по-настоящему, только децимальные номера чертежам еще не присваивали. Проект был «эскизный», ну и номера, соответствующие - эскизные... Сборкой занимались специальные люди. Моя задача заключалась в том, чтобы контролировать процесс, потому что то, что собирали эти люди, сконструировала я. На большинстве чертежей «устройства» стояла моя подпись. Не буду вдаваться в подробности происходившего на борту, не об этом сейчас речь. Процесс там отлажен, каждый занимается своим делом. Лично для меня это уж точно много интереснее, чем стоять, пряча глаза, на рынке с китайским ширпотребом, или обсчитывать покупателей в ларьке «Фрукты-овощи»... Хотя денег у торгующих, конечно, много больше, чем у меня. Но это принципиально другие деньги.
О ходе работ мы периодически докладываем на совещании у зам. Главного конструктора предприятия. Ну как мы. Вообще-то это не мой уровень. Я простой инженер-конструктор 1 категории «группы общих видов».  Позже моя должность в личном плане была обозначена как «Ведущий по направлениям», но с изменением формулировки, круг обязанностей моих тогда мало изменился.

Получаю техническое задание, у нас это называлось ТЗ, читаю, сижу, думаю, потом плотно работаю с разработчиками... Потом выпускаю чертежи, потом сопровождаю производство, и, наконец, лечу, или еду на сборку… Конечно, не одна. Трудится коллектив. Результат этой работы – толстый альбом чертежей. В общем, что ни говори, как ни посмотри, жить и работать в мое время было очень интересно.
 
Так вот, вернемся к сути. В командировку для докладов и общего надзора с нами обычно летали люди поумнее меня, да и с окладом повыше... С нашей же «группы», но должностью и опытом повыше…

А в командировке бывает всякое. Не все можно предусмотреть... Особенно,  если знать, что с собой мы обычно везем изрядное количество чистейшего спирта. По технологии положено при сборке кое-то протирать.  А спирт это дело такое, не надежное, глаз да глаз нужен.

Почему спирт быстро испаряется?

Помню, в одну из самых первых моих командировок на этот завод... Мы собирали тогда специальный технологический стенд, для отработки  «изделия» на земле... То, что потом будем ставить на борт, сначала отрабатывается в наземной, лаборатории. Я выехала туда на сборку. На земле все происходит как обычно. Вакуумная гигиена, прочие заморочки...

Так вот я тогда никак не могла решить эту задачку со спиртом. Наливаю рабочим спирт, чтобы они при сборке что-то  обезжиривали, протирали… А спирт «испаряется» еще до того, как им успели воспользоваться в производственных целях. Стоит только отойти куда-то. Я, правда, нашла тогда выход: спирт стала наливать в емкость, где уже была ветошь… Иногда помогало. .


Вернемся на завод. На дальнюю стоянку. Работаем уже несколько дней, и  Зам Главного хочет знать, что сделано, и сколько дней надо еще, чтобы завершить эту часть работ... Надо ехать в администрацию завода, там, в кабинете зам главного нашего доклада ждут. Все в сборе. Ведущие специалисты, военпреды…
А у нас, как нарочно, мои соплеменники, с вечера немного перегуляли. Отдохнуть и выветриться не успели. На поле, на дальней стоянке еще ничего, мало заметно, ветерок с моря уносит в мировое пространство остаточные следы вчерашнего «праздника», а вот идти в кабинет зам главного, где все, вплоть до военпредов уже ждут, это вряд ли стоит…

Запасной вариант

Вот и дернули на этот случай меня. Я-то дома живу. В праздниках не участвую, а о ходе работ лучше нашего старшего знаю. Каждый день от звонка до звонка на борту нахожусь. И, кстати, начальник КБ из Киева со мной вместе по одной теме работает. Не только свои, разные проблемы решаем… Обговорили мы все вопросы с нашим старшим, и я отправилась на доклад…  Стремно, но делать нечего, ситуация хреновая. Мы представляем «головное предприятие». Нельзя планку опускать…

Но самое интересное было, когда я вошла в кабинет. Я же выросла в этом районе. Этому заводу принадлежал детский сад, куда я ходила. Дом мой стоит рядом с домом, где живет все руководство этого завода и, кстати, несколько моих одноклассников... Когда мы учились, папа одного из моих одноклассников был на заводе военпредом Сын директора завода учился со мной в одном классе. Теперь,  один из присутствующих военпредов,  реально мой одноклассник.
Рядом со мной за столом сидит человек в черной военно-морской форме - еще один военпред. Он поздоровался и улыбнулся мне. Я его тоже с детства знаю. Он учился в моей школе на год младше меня. Его мама преподавала у меня английский... В общем, не завод, а дом родной. Совещание начали с моего доклада.

Короче, поздоровавшись со всеми, я четко доложила руководству завода о ходе работ. Обрисовала перспективы и проблемы, с которыми мы столкнулись. Примерно определила сроки окончания работ. И меня отпустили с Богом, - продолжать работу.

Идти на дальнюю стоянку пришлось пешком, автобусы туда днем не ходят. Попуток нет, но зато по дороге я встретила еще одного знакомого человека... Причем, хорошо знакомого. Во-первых, когда-то давно мы были с ним в одной группе в Детском саду. Во-вторых, который живет по сей день в доме напротив нашего. И
в-третьих с этим товарищем мы ходили когда-то в одной команде на парусном катамаране Корсар. Маршруты были разные. Бывало, что ходили на ту сторону залива... Эмблемой нашего Корсара был мушкетер со шпагой. А паруса у нас были почти черного цвета... И нас всего было пятеро. Четверо ребят и я. Но это уже совсем другая история. Вот  такой получился у меня рассказ… А начинала я его, чтобы рассказать совсем о другом. О проблеме, с которой я столкнулась тогда впервые, и которую решала потом довольно долго уже в Москве.

Конечно так лучше,но все против...

Объясню. Меня заинтересовали тогда, валяющиеся у кромки летного поля волноводы. Нормальные волноводы, причудливой, правда формы, но внешне вполне рабочие, если бы не такое хранение под открытым небом. И, если бы не такая форма. В принципе, если бы эти волноводы были какие-нибудь универсальные, если бы, условия их хранения соответствовали правилам, их вполне можно было бы использовать, проверив всего один параметр - измерив КСВ (коэффициент стоячей волны). Нет, в новых разработках такие «бэушные» волноводы, конечно, использовать нельзя, это исключено, но, если бы они  не валялись долгое время здесь, на краю поля, а, скажем, хранились бы в условиях, оговоренных в документации. Повторю: конкретно эти волноводы уже никуда не втиснешь, даже если бы они соответствовали всем оговоренным правилам хранения, потому что они изготовлены под какие-то совершенно конкретные размеры... Так появилась мысль об унификации волноводов.  Идея показалась вполне решаемой. К этому моменту я уже сконструировала несколько аналогичных изделий, в том числе технологических, устройств для отработки изделия в наземной лаборатории, под землей, на борту Летающей Лаборатории.Я уже пришла к мысли о необходимости унификации элементов волноводного тракта.  Конечно, надо было унифицировать форму, и не надо делать больше таких разовых «закорючек»,
Ведь любой, абсолютно любой, волноводный тракт состоит из прямых участков и Н и Е поворотов. H-поворот предполагает изгиб по узкой стенке (Н-изгиб). Е-поворот — по широкой стенке (Е-изгиб). До сих пор, волноводы, из которых собирали все бортовые волноводные тракты были совершенно произвольных размеров. Единственный фактор, влияющий на форму и размер элементов волноводного тракта, – это те входы и выходы блоков и приборов, между которыми тракт проложен. Ну, и еще очень специальную форму имеют волноводы выходящие на  «вращпереход»  При этом число фланцевых стыков, по возможности, надо сводить к минимуму, необходимому и достаточному. Потому что каждый стык, - это потери энергии.

Можно ли отрихтовать волновод?

Да, вспомнила прочитала я тут в интернете произведение одного нашего товарища, выпускника ТРТИ, он, кажется на РТФ учился, я помню его, потом этот товарищ стал членом союза писателей Ростова на Дону. Это в сети прочла. Так вот он описывает, как приехал устанавливать какой-то,очень длинный, прямой волновод на какой-то военный корабль...Волновод этот никак не влазил а то место, где должен стоять. Долго они там возились с этим волноводом и в конце концов автор, не зная, что с этим делать побежал звонить к себе на работу.Пока он бегал, мужики-моряки что то подогнули, где-то постучали - протолкнули, и труба встала на свое место.

Честно говоря это описание меня повергло в шок. Во первых при проектировании почти все возможные  подобные проблемы можно учесть. Потому что вписываешься в конкретное, строго нормированное пространство. Во вторых, зачем кому-то звонить, если это твой вопрос. Ты сам сотворил себе проблему. И в третьих, любая деформация волновода меняет его характеристики. Этого делать нельзя... Но, вот, оказывается бывает и такое. Мало того, автор описывает этот случай как юмористический. Интересно, как себя чувствует тот военный корабль, на котором работал этот специалист?

Зачем делать, если можно не делать?
 
Будут, конечно, даже при унификации волноводного ряда какие-то заключительные элементы сложной формы, но это в тысячу раз менее трудоемко и менее затратно, чем то, что было на первых изделиях. А ведь все эти выброшенные не годные ни на что волноводы, это дорогой алюминий, это серебро, это - анодно-окисное покрытие Ан.Окс, хр., получаемое в электролите, содержащем хромовый ангидрид, это электропроводное оксидное покрытие, Хим.Окс. фтор – нанесённое химическим способом в электролите, содержащем фториды (бифторид аммония или фтористый калий) …
Если же унифицировать волноводный ряд, появляются бешенные преимущества для  производителя.  Особенно при новых разработках. Завод может не ждать завершения выпуска конструкторской документации. Цеха могут работать параллельно, или даже несколько опережая разработку. Есть и еще ряд преимуществ, но, думаю неискушенному читателю вполне достаточно уже сказанного. На самом деле все намного сложнее, но перспектива у этой идеи, все-таки,  есть. Есть направление. Можно сформулировать задачу. Впрочем, не все так просто. Закончив свою работу, мы вернулись в Москву.

Мое предложение выпустить табличные чертежи трех видов волноводов у начальства интереса не вызвало.  В нашей группе был специальный человек, который официально занимался ГОСТами и ОСТами.  Я никогда за все годы работы в этом НИИ не видела, чтобы этот человек что-то делал, хотя наши столы были рядом. Человек то сам по себе он был нормальный, хороший. Может быть, он работал, когда никто не видел его. Может быть. Я поделилась в ним своими мыслями. Идею он поддержал, однако искать на свою голову приключений отказался. Чтобы начать воплощать эту идею в жизнь, ему надо было выдать официально ТЗ и вписать работу в план, запланировать на нее время и деньги... Я этого сделать не могла. Идея опять повисла.

Честно говоря, для меня выпустить такие чертежи никакого труда не составляло. Я бы давно все сделала сама, ни с кем не советуясь, но работы в то время было реально много, отрабатывали очередной «комплект», сроки были сжаты, мы практически каждый день задерживались в КБ допоздна... Заниматься «отсебятиной» ни в рабочее время, ни после работы,  возможности не было. И, кстати, если вечером, проезжая по правительственной трассе мимо нашего Института, курировавший нашу работу министр, видел, что в КБ не горит свет, наутро наш начальник получал «втык»...
Пока все продолжалось так же, как всегда. Мы по-прежнему выпускали чертежи на сотни оригинальных волноводов. А смежники по-прежнему выпускали их, форсируя сроки...

Аттестация

А тут в нашем НИИ стали проводить «переаттестацию сотрудников». Серьезные люди в в большом кабинете задавали нам разные вопросы, и «работники» должны были находить на эти вопросы ответы. Закончив отвечать на вопросы, заданные мне, я изложила комиссии свою идею. Товарищи заинтересовались, между собой коротко поговорили на эту тему, и отпустили меня. На том дело закончилось. Аттестацию я прошла, но дело с места не сдвинулось.

Позже, в группе уже, аргументы приводились «убойные». Если провести унификацию волноводов, время, планируемое на разработку, сократится в несколько раз. В несколько раз уменьшится и размер оплаты такой разработки. Это нам надо?
Ответ ясен: не надо. Вот и сидите на своем месте ровно. Не поднимайте волну…
Ситуация казалась совершенно абсурдной, необходимость проведения такой работы была очевидно, но... Дальше этого дело не двигалось.

Сделай сам

Тогда я решила больше не тратить слов, а воплотить идею своими силами.  Кстати, все экстренные работы были завершены, работать сверхурочно больше не требовалось. Никто и ничто больше не мешало мне заняться воплощением своей идеи.  Вот, посмотрите на этого (советского) человека на фото. Три альбома табличных чертежей я выпустила сама, несанкционированно, в свое не рабочее время, оставаясь для этого в КБ после окончания рабочего дня.

Мало того, что выпустила. Я прошла с этими чертежами все положенные инстанции: своих начальников, нормоконтроль, технологов, военпредов, первый отдел, подпись которого требовалась при выпуске чертежей, и еще целую кучу тех, кто подписывал документ. Всех я уже даже и не помню, но результат знаю точно. Все три альбома на законных основаниях были приняты в библиотеку отдела, где хранилась вся техническая документация. Ими начали пользоваться. Необходимость проведения такой работы стала очевидно всем. Вернее так: ни одна новая разработка, связанная с использованием волноводов, нашего сечения без этих чертежей, не обходится. Поскольку размеры в чертежах были табличные, можно было собрать практически любой вариант...

Мне, правда, выдали тогда премию, кажется, в размере оклада, и сказали, что записали благодарность в трудовой книжке. При увольнении эту запись в трудовой я не нашла, а про премию уже просто не помню.

Все остается людям

За время, после моего увольнения чертежи много раз уже переиздавались, потому что менялись регламентирующие документы, менялись технические условия, так что следов моего «трудового подвига» и дурацкой инициативы в моем НИИ уже не осталось… Но это не важно. Главное - идея работает. И в каком-то смысле процесс разработки пусть ненамного, но оптимизирован. Но эта история у меня не единственная. Есть еще кое-что поинтереснее, не менее абсурдное, но об этом в следующий раз.

Да, забыла одну маленькую смешную деталь этой истории. Наши разработчики, люди, в чьих головах генерировались самые интересные идеи, которые мы потом вместе воплощали а жизнь, приходили потом ко мне в бригаду, чтобы посмотреть на это «ископаемое чудо», сумевшее пробить совершенно не пробиваемую каменную стену, вступившую в бой с системой...
Никто не верил, что это получится, чуть ли ни пари между собой заключали...Очень хочется назвать имена, потому что услышав имя, люди, знающие сразу представили бы как это было сказано... Один товарищ, из разработчиков, с кем мы непосредственно работали, назовем его Володечка Д.,  демонстративно приходил в бригаду просто посидеть рядом с этим «чудом природы» (это он про меня так, он вообще с юмором был).

И умница большая. А в разработчики Владимир после окончания военного училища попал. Жаль, что такие кадры растерял наш ВПК. К сожалению, этот человек уже не работает в этом НИИ, уволился, уехал на Родину. Я иногда отслеживаю в сети, как складывается жизнь интересных для меня людей. Кажется, он бизнесом на Родине занимается. Зная возможности и способности этих ребят, такое разбазаривание умов, на мой взгляд,  все равно, что из «Града» по воробьям стрелять.

Да, и еще одного из наших разработчиков не могу не вспомнить. Он был главным разработчиком темы по которой я работала... Фамилию называть не буду, она слишком известна для тех, кто в теме, но имя произнесу с нежностью и придыханием - Толечка Г. По моему он Физтеховский. Хотя, не уверена, много времени прошло. Но помню об этом человеке всегда. С благодарностью.

Молодой баран и новые ворота

А познакомились мы в первые дни моего пребывания в этом НИИ, когда получила я первое свое задание - большую электрическую схему, больше трех метров в длину. А столы у нас были тогда огромные дубовые, монтажные. с полкой для приборов на передней стенке и огромными дубовыми ящиками. Так вот моя схема на этом столе не помещалась. Свисали края...

Сижу я, гляжу на эту схему, как молодой баран на новые ворота, и плакать хочется. Ничего не понимаю. Даже обозначения элементов не известны мне. В обычной электрической схеме все понятно, сопротивления, конденсаторы, диоды, транзисторы, тиристоры, варикапы, да что угодно, много чего еще, но там хоть картинка знакомая, а тут... Да если б только это....

Беру действующий альбом, пытаюсь разобраться в большом сборочном, все ж привязано к борту,  к месту, четко указан размер. Начинаю проверять цепочку, из чего складывается указанный размер, про допуски помню, большие,  но результат все равно получается другой. Другой!!! Совсем не тот, что указан. Объяснение должно быть, но я то его не знаю. Еще проблема. Обозначения. В одном альбоме блоки обозначены одними буквами, в другом, - совсем другими, а блоки-то те же! И принцип действия этого  «Устройства» в обоих альбомах тот же. А спросить не могу. Не хочется так быстро сдаваться. С первых дней признаваться в своей беспомощности. Не хочется дурой выглядеть...

Сижу, чуть не плачу, а что делать не знаю. Не хватает ума моего. В сотый раз пересчитываю и в сотый раз результат тот же. И тут приходит мой ненаглядный,  мой умнейший разработчик - Толечка Г. Господи, дай этому человеку здоровья и счастья! Позволь ему подольше пожить на этой Земле, что бы подольше он мог приносить пользу нашей стране. Тому, что осталось от нее.
Видя мое паническое состояние, Толя  рассмеялся.  Сказал, что ничего страшного тут на самом деле нет. Вот, смотри...

Не Боги горшки обжигают

И начали мы слева направо разбирать мою схему. Вернее схему того Устройства, которое мне предстояло сконструировать в металле. Пока дошли до правого края не решенных вопросов у меня уже не было. Все действительно оказалось, нет, не скажу, что просто, но вполне понятно. Проще, чем мне казалось. Короче, нормально. А какие-то загадки и вовсе перестали быть таковыми... Могу теперь со всей определенностью сказать, что обожала свою работу. И даже командировки мне нравились. Мне все было интересно! Жить было интересно!
Я же говорю в своем резюме, что мне  по жизни везло на встречи с необыкновенными людьми. Вот и наших разработчиков я отношу к этой категории людей. Я считаю большой честью для себя общение с этими людьми. Я благодарна им за то, что они были в моей жизни...

Коммутационный блок

Кстати, за все годы работы в этом НИИ, ситуация, аналогичная эпизоду, описанному выше была со мной еще только один раз, когда я получила задание сделать монтажную схему Коммутационного блока. Как выглядела электрическая схема этого блока я даже словами описать не могу. В этот раз не было вообще никаких элементов. Одни разъемы, линии соединений, но всего этого так много, что все они сплетаются в сплошную, беспросветную сеть. Первое впечатление, что разобраться в этом не возможно в принципе. Я же всего лишь человек...

Кстати, мне тогда сказали, что эта штука будет отправлена на Луну... За достоверность этого утверждения я поручиться не могу. Официального упоминания этой темы в привязке ко времени, я потом не нашла. Информация так и осталась для меня  словами разработчика, работавшего тогда со мной.

Конечно, монтажку я тогда сделала, чем, кстати, очень горжусь. Было очень интересно прийти в конце концов к финишу. Естественно, под чутким руководством...То есть, и я с моим разработчиком свою миссию выполнили, и наш блочок честно отработал там, где был нужен более всего. И не важно даже где именно это было...

Такие задачки жизнь подбрасывала мне регулярно. С годами я приучила себя к мысли не паниковать при виде проблем, кажущихся неразрешимыми. Я даже выработала для себя механизм решения таких проблем. Большое, общее, непонятное я разбиваю на части и пытаюсь разобраться с каждой такой частью в отдельности. Обычно задача упрощается, но, если решение все еще не просматривается, я разбиваю на составляющие и эту часть... Решать конечную задачу в обратном порядке, -  от простого к сложному уже не так страшно...   

А какой у меня был начальник!!!

А какой у нас в бригаде был начальник! Зам Главного Конструктора Валентин Михайлович! Даже сегодня, много лет спустя, когда я о нем вспоминаю, внутри тепло становится. Валентин Михайлович - вообще отдельная книга. Когда он начинал говорить, его надо было слушать. Это было неповторимо! Если бы то, что  он говорил, было бы изложено на бумаге, из текста ушли бы все краски, ушел бы тот неповторимый колорит, что ли, не знаю, как это называется, свойственный только Валентину Михайловичу. Да и пересказать его речи задача нереальная. Уходит объем. И цвет.

Например, однажды, возвращаясь с работы, наш начальник   попал в самый центр событий, когда трагическая авария произошла в метро на Автозаводской... Его несло в это разверзшееся жерло, где маховик перемалывал людей... А рассказывал он нам это на следующий день после трагедии. Воспроизвести этот  рассказ не возможно. Именно потому, что рассказывал Валентин Михайлович

Сегодня это уже история. А для нас это и была тогда наша жизнь..

А как наш Валентин Михайлович когда помоложе был, ездил в командировку с товарищем Сизовым. Не помню, как звали Сизова, но человек был заметный, своеобразный... Впрочем, про эту командировку я, пожалуй, в другой раз расскажу, понимая прекрасно, что передать могу только содержание рассказа, но никак не всю картину рассказа в красках....

(Продолжение следует)


Рецензии