Изложение и перевод книги Андрея Козырева

            "ЖАР-ПТИЦА мемуары о неуловимой судьбе российской демократии"

                с комментариями.

от переводчика:

Андрей Козырев родился в 1951 году в Брюсселе.(Википедия)


Поколение Андрея Козырева это ещё то поколение, среди тех поколений: предвоенного, военного и послевоенного, которые физически и морально калечили жестокой поркой (били всем что есть) родители, раскрытым кулаком наотмашь "толковищу вели до кровянки" их старшие братья, и пыряла финским ножом стиляжная, так сказать, (нищета и голодранцы на злой улице) субкультура. И на его лице точно отпечатана духовная энергия тех луноликих пришельцев, что рождались в Союзе ССР на то его время: бледных и, в подавляющем своём большинстве, жестоких внутри. Конец этому избиению положили шестидесятники. Дети войны, они просто перестали (вообще как явление) бить своих детей и "рождённые в СССР" в 60-е, уже порубежно, погранично отличаются от всех предыдущих им рождённых советских-совковых, что к сожалению не спасло их от участия в адских играх в 90-е годы.


Андрей Козырев родился в Брюсселе, в семье инженера министерства внешней торговли, где его отец находился в длительной командировке. (Википедия)

Козырев (козырный, козарь, козырной) - это фамилия или это такая ментальная метка, которой всех, всё и вся на земле по нужде или по своему разумению метят бесы? Трамп - туз, например..
Бельгия - германская с фламандским прикусом страна. В 50-е годы в период расцвета это.. Попытаемся докопаться до неё тем, что вспомним, что даже Битлы начинали в Гамбурге как группа нищей английской молодёжи, подавшейся на заработки в ФРГ, где и увеселяли железных портовых проституток и матросов со всех сторон планеты. Это было дорого..
Это было невероятно, непонятно, убийственно, чудовищно, диагностически, чертовски и дьявольски иначе, чем то, что было тогда в Союзе ССР.

Итак, эта книга Андрея Козырева:

"Абсолютно необходимое чтиво для тех, кто хочет понять постсоветскую Россию и американскую роль в формировании своей траектории дома и на мировой арене."

- NEW YORK JOURNAL ОF BOOKS

от переводчика:

Вот и мы говорим - "формировали". Иначе - за что?!!


Кстати: Андрей Козырев родился всего через 29 лет после образования СССР. Всего через 29 лет! И перестройку Горбачёвскую застал в полном расцвете своих сил - в тридцать пять. А СССР этот, его руководящая сила, коммунистическая верхушка, недавно залегла под стену из тёмного красного кирпича: массивные ворота опираются на вертикальные стены и соединяются посредине часами.. Часами. Посередине стены массивный корпус мавзолея..
Из Википедии: В мавзолее находятся вестибюль, Траурный зал и две лестницы. Напротив входа в огромном гранитном блоке был высечен герб СССР образца 1923 года..
Из вестибюля вниз ведут две лестницы. По левой лестнице шириной три метра посетители спускаются в Траурный зал. Стены спуска выложены из серого лабрадорита с уступчатой панелью из габронорита и чёрного лабрадора. Траурный зал по форме представляет собой десятиметровый куб с уступчатым потолком. По всему залу тянется чёрная полоса лабрадорита, на которую поставлены пилястры из красного порфира. Рядом с пилястрами из смальты ярко-красного цвета выложены зигзагообразные полосы, а справа от смальты — снова полосы из чёрного лабрадора..
В центре зала находится чёрный постамент с саркофагом. На теле Ленина — тёмный костюм, белоснежный воротничок, чёрный галстук со светлыми ромбиками. Голова покоится на покрытой крепом красной подушке, руки также лежат на прозрачном чёрном крепе..

Горбачёв сидит прям, вот, над этим мавзолеем и его устремление выдвинуто вперёд - в перестройку! На голове его хорошо виден знак - родимое пятно, которое на самом деле является доброкачественной опухолью с большим количеством капилляров (из интернета). Скоморошество! Скоморох, ведь, страшная вещь - перво-наперво он мститель.. Высоко поднята к небу ядерная ракета и покоится на земле огромная её одна-седьмая часть, над которой сложена фигура из трёх пальцев и ослепительным источником золотого света наверху трёп из сложенных букв: безбедность (щедрость), милость (доброта). Посредине конечно можно было бы поместить русский православный крест, но лучше посмотрите каким ослепительным огнём ярко блещет красное пятно..

книга Андрея Козырева:


ЖАР-ПТИЦА

мемуары о неуловимой судьбе российской демакратии


АНДРЕЙ КОЗЫРЕВ

с напутствием от (того самого посла) Майкла Макфола

(эта книга) для Наташи и Андрея, моих детей



Майкл Макфол Предисловие


В первый раз (будущего) российского министра иностранных дел Андрея Козырева я встретил в 1990 году, когда министром иностранных дел Советского Союза, являлся, собственно, Эдуард Шеварднадзе. Я был членом американской делегации в Москве, и она проводила рабочий семинар по демократии, от нашего Национального демократического института. Вот мы и решили сделать любезный звонок этому новому официальному назначенцу в правительстве Бориса Ельцина. И это очевидно, что сама его должность на то время была эксцентрична. Он был министром иностранных дел для русской республики - одной из пятнадцати республик, составлявших Советский Союз. Это было то же самое, что фигурировать в должности министра иностранных дел в Калифорнии. Судьба Советского Союза на то время ещё была не определена; следовательно, должность - российский министр иностранных дел была, между прочим, двусмысленна.

Министр Козырев произвел на меня сильное впечатление и на всю делегацию в целом. Его готовность услужению демократическим реформам у себя дома и близкое сродство западу было очевидно. Будучи аспирантом в Оксфорде я уже писал о советской и американской политиках в южной Африке, и перед нашей встречей я проштудировал некоторые работы Андрея. Углядев шанс в Горбачёвской перестройке и гласности, он смело публиковал крамольные статьи про советскую «международную классовую борьбу» как основу всей внешней политики, и особенно критиковал советский авантюризм в том, что тогда называлось «третьим миром». При встрече он оказался ещё круче.

Советский коммунизм и западная демократия - он не искал между ними общего знаменателя, он только хотел слиться с западом. Козырев прибывал в дерзких объятьях идеи от того, что россиянам будет лучше если они будут как партнёры Соединённых Штатов и как граждане Европы. Я не просёк в его мыслях и следа от извечного трёпа времён холодной войны в его свежей, резкой и откровенной оценке возможностей сотрудничества между нашими двумя странами. Помню, как я ушёл тогда с той встречи и всё думал: ведь, если министр иностранных дел России Козырев в самом деле будет когда-нибудь министром иностранных дел СССР, то у нас есть шанс навсегда покончить с холодной войной

Однако Андрей Козырев так и не стал советским министром иностранных дел. Наоборот, он вошел в круг молодых реформаторов Бориса Ельцина, которые грохнули Советский Союз. Они потеряли иллюзии насчёт либерально-демократических идеалов (кого? Горбачёва, который по гроб Ленина сдал всё) и это их общая визитная карточка. С лета 1990 года по лето 1991 советское и российское правительство дуэлировали, всё больше расходясь во взглядах на будущее страны.

В августе 1991 это противостояние перешло точку невозвращения, когда группа противников компромисса в советском правительстве посадила президента СССР Михаила Горбачева под домашний арест и предприняла попытку государственного переворота. Ельцин со сторонниками сопротивлялись. И Козырев находился в Белом доме - в доме тогдашнего российского правительства - когда советские войска приехали захватить здание, во время попытки (унтер-офицерской вдовой) свершения государственного переворота. Он был тогда и когда Борис Ельцин вызывающе-демонстративно взобрался на танк, и вот так наступал на попытку переворота, адресуя толпе, собравшейся помогать российскому правительству, кто здесь есть заговорщики. После трёх шумных дней, не в пользу переворотных, момент для роспуска СССР "углубился". Козырев затем участвовал в секретных переговорах в бывшем брежневском охотничьем домике в Беловежской пуще, Белоруссия, где лидеры советских республик России, Украины и Белоруссии согласились разделиться, признав суверинитет каждого, и распустить Советский Союз до нового формата: Содружество Суверенных Государств. Вместо того чтобы стать министром советских иностранных дел, Андрей Козырев попал в первые министры обретшей независимость России, и в этом положении провёл следующие пять лет.

Первые месяцы после неудачного августовского путча 1991-го наполнились оптимизмом по обе стороны в России и на Западе. Журнал Таймс в то время трубил: Конец крепостного права. Повержено тысячелетнее самодержавие. Оглядываясь назад, однако, в радужном том славословии нет ничего нового. Лидеры демократического мира насадили ново правленцев в Москве, и Андрей Козырев был их идеальным проводником. Как тот, кто не только явно был признанным реформатором в Ельцинском правительстве, но так же получил высшее образование в Институте Международных Отношений - в советской академии по подготовке и взращиванию новых дипломатов - и собрал навыки в предыдущем советском министерстве иностранных дел, он, Козырев, был идеальным сосудом, в котором перемешалось все знания, идеи и опыт для того чтобы послужить новой независимой России в качестве руководителя дипломатии в этот ключевой исторический момент. Пять лет Козырев ловко с честью представлял национальные интересы России на мировой арене.

Дома, однако, повороты от коммунизма к капитализму, от автократии к демократии были болезненными сверх меры. В 90-е русские терпели доминирующую в то время длительную экономическую депрессию, много раз худшую той американской бывшей в 30-е годы. Тот же Белый Дом, который Козырев помогал защищать в 1991 был опять атакован в октябре 1993, в этот раз не врагами российского государства, но самим президентом России, Борисом Ельциным. Причинами этому противостоянию между российским президентом и парламентом в 1993 году были нагромождения; не было ни белых, ни чёрных шапок в этой катастрофе (имеется ввиду ни позитивных заговорщиков, ни вечно виноватых преступников). Трагедия в том, и по понятным причинным, что некоторые россияне смогли почерпнуть вдохновение практик демократизации из всего этого политического мероприятия, особенно на фоне экономического коллапса. Эти политические и экономические внутри сплетения в результате опорожнили все демократические устремления россиян и проторили возможность пути к авторитарному правлению. (Давайте не забывать что пытая Путина, раз за разом, сегодня мировая свора пытается разгадать какую участь уготовил Бог им самим .)

Как накрепко повязанный с Ельциным и рыночными реформами, министр иностранных дел Козырев становится всё более непопулярной фигурой в России. Козырев конечно не самый главный ответчик за всю экономику и внутреннюю политику, но в то время пострадала репутация каждого ельцинского назначенца в правительстве. Как он рассуждает на страницах этой книги, Козырев, он всё больше разочаровывался в капризном норове Ельцина, и поэтому после успешного баллотирования в Российский парламент в 1996 году, он решил уйти с поста Министра Иностранных дел. Как член парламента, он продолжал выступать за более тесное взаимодействие с Западом. После одного парламентского срока, он покинул политическую деятельность и продолжил карьеру в частном секторе, позже осел в Соединённых Штатах.


Мемуары Козырева вносят значительный вклад в наше понимание первых самостоятельных лет России. Сегодня, когда мы перешагнули 25-летие годовщины развала Советского Союза, американо-российские отношения находятся на уровне враждебности, в некотором смысле, более напряженной, чем в сумрачные годы холодной войны. Этот новый конфликт берет начало в событиях раннего постсоветского периода - ровно в тех, в нескольких сжатых в пригоршни Козырева лет, главнейших, чтобы пролить на них свет. Он открывает истину как один из свидетелей самого высокого уровня первого правительства самостоятельной России, почему и как международные конфликты, положившие начала вражды Восток-Запад, имели корни в мешанине непонимания и беспорядка. Прослеживая истоки самых неразрешимых проблем, которые сегодня лежат в основе нового конфронтационного периода американо-российских отношений, Козырев пеняет на то, как в 1992 году он осуждал жесткую линию органов безопасности и российских вооруженных сил в разжигании региональных конфликтов в Грузии, Молдове, Карабахе и Крыму. Позже они лягут основой Путинской агрессии и "замороженных конфликтов" в круг интересов России.

Глазами Козырева мы видим сторонников жесткой линии в России, кто неохотно одобрял присоединение Восточной Европы к жизни по законам и правилам Запада, кто возражал против перспективы сотрудничества этих государств, не говоря уже о присоединении к старому врагу - НАТО. Перспектива расширения влияния НАТО нарисовала первые признаки выходившей за все рамки оппозиции, и не только от одних коммунистов, в отношении Ельцинской администрации. По словам Козырева, даже самые честные дипломатические переговоры между правительствами Ельцина и Клинтона, не передали ровным счётом ни побуждений США, ни огрызаний России на ранних этапах расширения НАТО, c последствиями, с которыми мы живём по сей день, и чем пользуется Путин до сих пор, и плётёт ночные страшилки (а вдоль дороги мёртвые с косами стоят) о роли Запада в законных судьбах России. Eсли у нас когда-нибудь появится возможность изменить динамику российско-американских отношений, мы должны будем попытаться тогда извлечь уроки из наших прошлых ошибок. Книга Жар-птица проводит много годных тому уроков.

Ещё в этих мемуарах мы познаем грань (его, Козырева) авторского личного и общественного зрения. Увидим как Козырев уличает момент и звонит из далёкого лежбища охотников в Белоруссии в Белый Дом в США дабы информировать президента Буша о распаде Советского Союза. Здесь и комичное изложение засосавшего по горлышко до катастрофического (положения расширения НАТО: "расширяйтесь, куда захотите") ужина Ельцина с президентом Польши Лехом Валенсой. Тут и исторический Козыревский спич "Стокгольмский сюрприз", шокирующий образчик советской риторики, которым он шарахнул по всей встрече мировых лидеров, но (авантюрный) притворный, однако.

Эти серии и другие, со множеством очаровательных подмалёвочек, существенно (подхмелят) поправят (для потомков) в местах тревожных знаков времени и белых пятен эры первых постсоветских лет.

*Жар-птица" не столько занятное прошлое, сколько пособие по новым возможностям коадаптации России в будущее. Козырев раскрыл ряд основных вопросов текущего конфликта США-Россия, имеющего свой исток из первых дней российской независимости. Он освещает и то, как мнение народа и лидеры России, особенно в отношении сношений с Западом, строго завязаны и что это, в конечном счёте, никак не возможно проигнорировать. Зацикливаясь на промахах и упущенных возможностях безразлично российских ли, западных лидеров, Андрей Козырев формулирует (золотой ключик) ряд критических выводов и ключевых идей какую политику эффективнее подбирать к России.

Возможно что читатель этих правдивых, обнадёживающих мемуаров, в конечном счёте ещё раз не поверит в то, что демократия в России уж увидала свои последние деньки.

Примечание автора

На протяжении всей этой книги я много цитирую себя и других. Эти цитаты представляют собой лучшее из моих воспоминаний о разговорах, и их не следует считать дословными расшифровками.

от переводчика:

Тонкой струйкою песка убегает время, оставляя за спиной бурные исторические факты и явления. Сто лет назад на Западе нас крыли "красными", а под напором времени, так сказать, полвека тому назад, - все стали русскими.

из интернета:

"Красный цвет являлся олицетворением крови угнетённых классов, пролитой в борьбе за освобождение от эксплуатации.. В принципе, это был просто идеологический ход советских пропагандистов и больше ничего.. А первое телеизображение Марса разрешением 200 строк по 200 пикселей "мы" получили с американского "Маринера-4" в 1965 году.. но даже к концу 2002 года среди всех фотографий ни одна не была "естественным" цветным изображением.. тон расцветки был красный.. потому что Марс управляет железом.. из которого куют мечи и орала.. слухи о секретной тюрьме ЦРУ на Марсе, узников которой используют в качестве рабов для разработок полезных ископаемых.. именно те самые паразитические и сатанинские силы, которые контролируют сейчас и банкиров, и правительства, и науку с религией в придачу."

Были красными - стали русскими и Козырев и Горбачёв. В 1985 году последний принимает последний в истории СССР парад, который стал церемониальным мероприятием.. по хулигански и в рыло так, прогазовали советские танки, и особенно напоказ малость бутафорских ракет..

И какие-то тайны захлопнул за собой навсегда, постояв на крышке гроба Ленина Горбачёв.. Он любит Раису Максимовну, он сжимает её плечи:

- Ты не станешь нести ответственность за это. Ты был не один. Надо разгласить обо всём. Объяви гласность! - её горящий вызов, её играющий металлом голос не могут не поднять во всеоружии на патриотическую жертву. - Заявляй перестройку!!..

Горбачёв вышел в народ и заработал "по пигментному пятну кирзовым сапогом" за всё.. Ни красный, ни русский народ, а советский - он нервнобольной, клептоман, параноик, псих и шизик, свирепый садист и живодёр, которому нет милости ни от кого, и который сам ищет моргалки-лупилки встречных прохожих, для того чтобы найти дуэлянта, и находит. Он босяк, гопник и дебошир, которому "низзя и дно", и нельзя подбираться к Западу, потому что это западня..

А мы хотим приспособить стиль Козырева в оригинальный русский. Исключительно от него самого..


продолжение следует


Рецензии