Люди - как свечи

   Люди - как свечи: одни - чадят, другие - ярко светят.

..................................................

   Одному предлагали высокую должность, он отказался, другой – ухватился как за синекуру, а между тем, работа предполагалась каторжная, требовала незаурядного ума и опыта.

   Первого звали Абу Ханифа. Это один из величайших богословов Ислама, и жил он в седьмом веке.
 
   Именно его халиф хотел назначить верховным судьёй своего государства, ибо не было ему равных в юриспруденции.

   Знания его, как и добродетель, были удивительны!   

   Уже в одиннадцать лет к нему приходили люди узнать его мнение по тем или иным мусульманским вопросам.
   В течение тридцати лет он ежедневно держал пост.
   
   Великий имам учился у четырёх тысяч учёных. Больше всего у шейха Хаммада: восемнадцать лет Абу Ханифа находился рядом с ним.   
   
   Настолько уважая и любя своего учителя, что, будучи даже дома, не протягивал ноги в сторону дома наставника, считая это неуважением, хотя расстояние между их домами составляло семь улиц.

   Когда Абу Ханифа давал уроки в мечети Куфы, на каждом уроке присутствовало не менее тысячи человек.
 
   Совершив утреннюю молитву, он отвечал на вопросы учеников до обеда. После обеденного намаза до ночного обучал их исламским наукам, а потом шёл в мечеть и до утреннего намаза совершал поклонение Всевышнему.

   Абу Ханифа был и торговцем.

   Однажды он послал несколько рулонов шёлка, которые имели брак в некоторых местах, Хафсу ибн Абдуррахману на продажу и строго-настрого наказал уведомлять покупателей об этом.

   Несмотря на это, тот забыл о наказе и продал ткань людям, не сказав о недостатках товара.

    Узнав об этом, Абу Ханифа раздал всю вырученную сумму от проданного шёлка бедным и неимущим.
   
   Весь доход от торговли он расходовал на содержание своих учеников, на оказание материальной помощи своим близким, учителям и иным нуждающимся.
 

   Упоминается, что в 767году правитель Аббасидского государства Абу Джафар Мансур искал человека на должность верховного судьи и хотел назначить на эту должность Абу Ханифу.

   Абу Ханифа отказался, был непоколебим и не вёлся ни на какие уговоры, говоря:
   - Я не приму эту должность. Но если бы даже я согласился, а потом какое-то дело было против тебя, клянусь Аллахом, я бы осудил тебя, хоть ты и являешься правителем правоверных. Поступив таким образом, я бы все равно не отказался от своего решения, даже если бы ты бросил меня в самую глубокую реку. Как ты думаешь, каково же будет мое состояние, если ты вынудишь меня принять эту должность?

   Абу Джафар продолжал настаивать.

   Имам Абу Ханифа ответил:
   -Я не достоин того, чтобы занимать этот пост! 

   Халиф вспылил:
   -  Ты лжешь!

   Абу Ханифа возразил:
   - Я говорил тебе, что не достоин этой должности, ведь лжец не может быть судьей!

   Халиф разозлился и воскликнул:
   - Клянусь Аллахом, ты примешь эту должность!

   Тот в свою очередь поклялся, что не станет делать этого.

   Тогда с него сняли верхнюю одежду, и Абу Джафар начал бить его по спине.
После этого халиф распорядился заточить Абу Ханифу в тюрьму и ужесточить для него условия заточения.

   Это не сработало, и Абу Ханифу стали подвергать пыткам.

   Однако тот терпеливо сносил и это, и лишь мысли о матери, которая страдала по сыну, погружали в печаль его самого так, что он много плакал и молился, думая о страдалице.

   Вскоре Аллах забрал его душу.
 
   Было проведено более шести заупокойных молитв для того, чтобы более пятидесяти тысяч человек, которые пришли на похороны, смогли принять в ней участие.

   Плач скорби охватил Багдад и был слышен за многие вёрсты.

.........................................

   Как зовут второго, поймёте сами…

   Учился в Криворожском экономическом институте Киевского национального экономического университета, получил специальность "правовед", но по ней не работал.
 
  В резюме: шоумен, комик, актёр кино, озвучивания и дубляжа, кинорежиссёр, сценарист, продюсер кино и телевидения, телеведущий, певец, пародист, юморист, совладелец и художественный руководитель "Студии Квартал-95", генеральный продюсер телеканала "Интер".
   Самое то, чтобы стать президентом страны с населением в сорок два миллиона человек.

   "Править значит не властвовать, а исполнять обязанность." - определил Посидоний из Апамеи   (ок. 135 - 51/50 до н. э.) - античный философ-стоик и учёный-энциклопедист.

   Как властвовал гарант прав и свобод каждого человека вверенной ему державы, вы знаете и без меня.



 
   Смерть Абу Ханифы оплакивали не только ученые, но и простые люди, поэты посвящали этому дню траурные элегии.   

   Абдуллах ибн Мубарак сочинил на смерть Абу Ханифы следующую элегию: 
   "Я был свидетелем тому, как умножал Абу Ханифа каждодневно ум и благо,
   Он молвил истину и выбирал её, когда все остальные погрязли в споре.
   Он тот, кто вызволял своим умом из дебрей аналогии заплутавших,
   Утрату Хаммада считали тяжкой мы, но невосполнимою окажется его утрата.
   И был Абу Ханифа как бескрайний океан, когда к нему являлись за решением споров,
   Ведь корень всех проблем он ясно созерцал, когда ученые мужи все в поисках ответа бились в споре."
   
   А вот элегия, написанная Абу аль-Муайядом аль-Хаваризмом:
   "Светоч, зажженный Абу Ханифой в мире знаний,
   Наполняет светом горизонты, льется во все стороны света."
   Он – учитель знаниям, его достоинства и достижения,
   Изложены в книгах для желающих почерпнуть мудрости и совета.
   Ну‘ман был светочем, был лучшим он из уммы,
   А посему и самым ярким из светочей он был.
   Ведь люди – словно тело, учёные – глаза их,
   Ну а Ну‘ман был больше, чем просто человек."
 
   Ну а что до второго, написали и о нём:
   "Когда клоун въезжает во дворец, он не становится королем. Это дворец становится цирком" - утверждает турецкая пословица.

   Есть и песня, написана, правда, в XVIII веке.
   
   Робертом Бёрнсом:
   "Как жалок шут на троне короля,
   Как глуп народ, который то позволил!
   Страною правит шут чуть-чуть шаля,
   Народ смеется, мучаясь от боли.
   
   Шут позабыл про то, что обещал -
   Он обещал народу мир и счастье,
   Но первым делом землю он продал,
   Всем тем, кто близок оказался к власти.
   
   Как жалок шут на троне короля,
   Как глуп народ, который то позволил -
   Вращается по-прежнему земля
   Ну а народ - народ наш шут уволил"...

   Если б только уволил,скольких погубил.

   Думаю, что если б можно было отмотать время назад, не согласился б шут стать тем, кем является теперь, ни за какие коврижки.

   Хотя кто знает: самовлюблённость – страшная черта характера, устоять против неё невероятно трудно…

   Жаль ли его, что попал в западню, из которой не вырваться?

   Прочитай, читатель, чуть переиначенные слова Абульхасана Рудаки, подумай о тех, кто потерял близких:
  "Всем им палач - разлука. Не знаешь почему?
  Спроси тоску Якуба по сыну своему."

   И дай сам себе ответ…
................................................

   "Человек, стремящийся занять какой-либо важный пост преждевременно (то есть до того, как его назначат туда другие), навлекает на себя ненависть людей на всю оставшуюся жизнь"
   Абу Ханифа.


Рецензии
А кто верит обещаниям шута?
Люди устали от их ШУТОВСТВА.

Зура Итсмиолорд   31.05.2025 00:43     Заявить о нарушении
Это не просто ШУТОВСТВО.
Кровавое ШУТОВСТВО.

Зайнал Сулейманов   31.05.2025 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.