Люди - как свечи
..................................................
Одному предлагали высокую должность, он отказался, другой – ухватился как за синекуру, а между тем, работа предполагалась каторжная, требовала незаурядного ума и опыта.
Первого звали Абу Ханифа. Это один из величайших богословов Ислама, и жил он в седьмом веке.
Именно его халиф хотел назначить верховным судьёй своего государства, ибо не было ему равных в юриспруденции.
Знания его, как и добродетель, были удивительны!
Уже в одиннадцать лет к нему приходили люди узнать его мнение по тем или иным мусульманским вопросам.
В течение тридцати лет он ежедневно держал пост.
Великий имам учился у четырёх тысяч учёных. Больше всего у шейха Хаммада: восемнадцать лет Абу Ханифа находился рядом с ним.
Настолько уважая и любя своего учителя, что, будучи даже дома, не протягивал ноги в сторону дома наставника, считая это неуважением, хотя расстояние между их домами составляло семь улиц.
Когда Абу Ханифа давал уроки в мечети Куфы, на каждом уроке присутствовало не менее тысячи человек.
Совершив утреннюю молитву, он отвечал на вопросы учеников до обеда. После обеденного намаза до ночного обучал их исламским наукам, а потом шёл в мечеть и до утреннего намаза совершал поклонение Всевышнему.
Абу Ханифа был и торговцем.
Однажды он послал несколько рулонов шёлка, которые имели брак в некоторых местах, Хафсу ибн Абдуррахману на продажу и строго-настрого наказал уведомлять покупателей об этом.
Несмотря на это, тот забыл о наказе и продал ткань людям, не сказав о недостатках товара.
Узнав об этом, Абу Ханифа раздал всю вырученную сумму от проданного шёлка бедным и неимущим.
Весь доход от торговли он расходовал на содержание своих учеников, на оказание материальной помощи своим близким, учителям и иным нуждающимся.
Упоминается, что в 767году правитель Аббасидского государства Абу Джафар Мансур искал человека на должность верховного судьи и хотел назначить на эту должность Абу Ханифу.
Абу Ханифа отказался, был непоколебим и не вёлся ни на какие уговоры, говоря:
- Я не приму эту должность. Но если бы даже я согласился, а потом какое-то дело было против тебя, клянусь Аллахом, я бы осудил тебя, хоть ты и являешься правителем правоверных. Поступив таким образом, я бы все равно не отказался от своего решения, даже если бы ты бросил меня в самую глубокую реку. Как ты думаешь, каково же будет мое состояние, если ты вынудишь меня принять эту должность?
Абу Джафар продолжал настаивать.
Имам Абу Ханифа ответил:
-Я не достоин того, чтобы занимать этот пост!
Халиф вспылил:
- Ты лжешь!
Абу Ханифа возразил:
- Я говорил тебе, что не достоин этой должности, ведь лжец не может быть судьей!
Халиф разозлился и воскликнул:
- Клянусь Аллахом, ты примешь эту должность!
Тот в свою очередь поклялся, что не станет делать этого.
Тогда с него сняли верхнюю одежду, и Абу Джафар начал бить его по спине.
После этого халиф распорядился заточить Абу Ханифу в тюрьму и ужесточить для него условия заточения.
Это не сработало, и Абу Ханифу стали подвергать пыткам.
Однако тот терпеливо сносил и это, и лишь мысли о матери, которая страдала по сыну, погружали в печаль его самого так, что он много плакал и молился, думая о страдалице.
Вскоре Аллах забрал его душу.
Было проведено более шести заупокойных молитв для того, чтобы более пятидесяти тысяч человек, которые пришли на похороны, смогли принять в ней участие.
Плач скорби охватил Багдад и был слышен за многие вёрсты.
.........................................
Как зовут второго, поймёте сами…
Учился в Криворожском экономическом институте Киевского национального экономического университета, получил специальность "правовед", но по ней не работал.
В резюме: шоумен, комик, актёр кино, озвучивания и дубляжа, кинорежиссёр, сценарист, продюсер кино и телевидения, телеведущий, певец, пародист, юморист, совладелец и художественный руководитель "Студии Квартал-95", генеральный продюсер телеканала "Интер".
Самое то, чтобы стать президентом страны с населением в сорок два миллиона человек.
"Править значит не властвовать, а исполнять обязанность." - определил Посидоний из Апамеи (ок. 135 - 51/50 до н. э.) - античный философ-стоик и учёный-энциклопедист.
Как властвовал гарант прав и свобод каждого человека вверенной ему державы, вы знаете и без меня.
Смерть Абу Ханифы оплакивали не только ученые, но и простые люди, поэты посвящали этому дню траурные элегии.
Абдуллах ибн Мубарак сочинил на смерть Абу Ханифы следующую элегию:
"Я был свидетелем тому, как умножал Абу Ханифа каждодневно ум и благо,
Он молвил истину и выбирал её, когда все остальные погрязли в споре.
Он тот, кто вызволял своим умом из дебрей аналогии заплутавших,
Утрату Хаммада считали тяжкой мы, но невосполнимою окажется его утрата.
И был Абу Ханифа как бескрайний океан, когда к нему являлись за решением споров,
Ведь корень всех проблем он ясно созерцал, когда ученые мужи все в поисках ответа бились в споре."
А вот элегия, написанная Абу аль-Муайядом аль-Хаваризмом:
"Светоч, зажженный Абу Ханифой в мире знаний,
Наполняет светом горизонты, льется во все стороны света."
Он – учитель знаниям, его достоинства и достижения,
Изложены в книгах для желающих почерпнуть мудрости и совета.
Ну‘ман был светочем, был лучшим он из уммы,
А посему и самым ярким из светочей он был.
Ведь люди – словно тело, учёные – глаза их,
Ну а Ну‘ман был больше, чем просто человек."
Ну а что до второго, написали и о нём:
"Когда клоун въезжает во дворец, он не становится королем. Это дворец становится цирком" - утверждает турецкая пословица.
Есть и песня, написана, правда, в XVIII веке.
Робертом Бёрнсом:
"Как жалок шут на троне короля,
Как глуп народ, который то позволил!
Страною правит шут чуть-чуть шаля,
Народ смеется, мучаясь от боли.
Шут позабыл про то, что обещал -
Он обещал народу мир и счастье,
Но первым делом землю он продал,
Всем тем, кто близок оказался к власти.
Как жалок шут на троне короля,
Как глуп народ, который то позволил -
Вращается по-прежнему земля
Ну а народ - народ наш шут уволил"...
Если б только уволил,скольких погубил.
Думаю, что если б можно было отмотать время назад, не согласился б шут стать тем, кем является теперь, ни за какие коврижки.
Хотя кто знает: самовлюблённость – страшная черта характера, устоять против неё невероятно трудно…
Жаль ли его, что попал в западню, из которой не вырваться?
Прочитай, читатель, чуть переиначенные слова Абульхасана Рудаки, подумай о тех, кто потерял близких:
"Всем им палач - разлука. Не знаешь почему?
Спроси тоску Якуба по сыну своему."
И дай сам себе ответ…
................................................
"Человек, стремящийся занять какой-либо важный пост преждевременно (то есть до того, как его назначат туда другие), навлекает на себя ненависть людей на всю оставшуюся жизнь"
Абу Ханифа.
Свидетельство о публикации №225022500976
Люди устали от их ШУТОВСТВА.
Зура Итсмиолорд 31.05.2025 00:43 Заявить о нарушении