Последний вепс на Вологодчине
***
Повесть вологодского писателя А. Петухова рассказывает о жителях вепсской деревни, затерявшейся среди лесов и озер, о духовном богатстве, силе и красоте трудового человека, о преемственности поколений в нелегком, но благодатном труде по использованию земли в одном из самых отдалённых уголков северо-запада России.
Отзыв одной из читательниц об этой книге:
Эта книга стала для меня откровением. Она давным давно уже в моей библиотеке, но ее время для меня настало именно сейчас. Читала и не могла оторваться, как раньше по ночам и с лампочкой, чтоб никого не разбудить. Книга повествует о заброшенном вепсском селении в потаенном уголке Вологодской области. Вепсы - это народ такой, со своими обычаями, бытом и даже языком. Я с удовольствием узнала некоторые слова, которые слышала от своих бабушек и дедушек.
Начинается повествование с того, что к своим родителям в деревню едет сын со своим внуком, который никогда не был на Родине отца, да и сам отец, как выясняется там тоже не бывал уже давно. Дороги нет, пешком через лесные тропинки они наконец добираются до заветного места, но то ли это место, которое хотел увидеть этот интеллигентный человек в шляпе, заброшенная деревня с двумя жилыми домами? Его ли это родители, потерявшие смысл жизни старики в изношенных одеждах и с потускневшими глазами?
С самого начала мне приглянулся Василий, а вот его сын казался обычным подростком, но потом все резко переменилось к концу книги Василий вызывал только злость, а вот к парнишке оказался очень даже хорошим и честным.
В книге рассказывается какого жить настоящей крестьянской семье в деревне. Как проходят сенокосы, как местные жители ходят по грибы и ягоды, пасут телят, празднуют праздники. Конечно, не обходится и без романтической линии, мальчишка влюбляется в соседскую деревенскую девушку, которая так непоходит на городских размалеванных красавиц и открывает для себя простую истину.
Также не обходится стороной тема животных и человека из взаимоотношений, про преданность собаки человеку есть даже отдельная главка. Но главная тема поднимающаяся в книге - тема отцов и детей, их непростых взаимоотношений. Книга настолько самобытная и простая, что невозможно ее не полюбить. Я рекомендую к прочтению эту незаслуженно забытую книжку абсолютно всем!
ОБ АВТОРЕ:
Вепсский писатель Анатолий Васильевич Петухов родился в 1934 году в легендарном Шимозерье. Он неразрывно связывает свое творчество с исторической судьбой вепсского народа, его фольклорным наследием.
Анатолий Васильевич обращается к детям – к подрастающему поколению:
«Дорогие, ребята! Я очень люблю свой край Шимозерье – вепсский край. К сожаленью сейчас опустевший. Я часто бывал в Пяжозере, Пяжелке, в Борисово-Суде. Я прошёл пешком и изъездил на машинах все лесовозные дороги и все пути, которые вели раньше мое сердце в вепсский край. Иногда мне бывает трудно в городе. Душа просится туда – к чистым озерам. Их очень много на вепсовской возвышенности, в Шимозерском крае, в Пяжозерском. На реку Ножему, на Маслозеро. Но годы берут своё, и мне вряд ли уже удастся побывать в тех родных краях.
Я хотел бы пожелать вам, чтоб вы, выросшие в таком удивительно экологически чистом крае, никогда не забывали его. Без нужды не покидали родной край. Где бы вы ни находились, все равно он, запавший в ваши сердца, будет напоминать о себе, и рано или поздно каждого из вас позовёт на землю детства.
Дорожите своим краем! Дорожите друг другом! Дружно живите потому, что жизнь одна и она, знаете, не повторяется. Ничто не может быть повторено - прошедшие дни, прошедшие годы - это только годы безвозвратно ушедшие. И очень хотелось бы мне, ну чтоб каждый из вас вот эти годы прожил осознанно, с душой, наполненной добротой, и добрыми намерениями для окружающих людей. Очень важно, чтобы вы всегда помнили, что главное правило жизни – жить так, чтоб рядом с вами людям было хорошо, приятно, уютно. Этого требует просто человеческая душа, человеческое сердце. Живите дружно! Успехов вам и хорошего здоровья. Главное, берегите своих родных: отцов, матерей, дедушек, бабушек. Это очень важно и для них, и для вашей души».
***
Потаенное озеро Петухова...В 2016 году Ушел из жизни Анатолий Васильевич Петухов, писатель, знаток вепсской культуры, а еще охотник, путешественник, рыбак, природовед и природолюб. И мой друг.
Он был старше меня на восемнадцать лет, но это не мешало нашей дружбе и откровенным разговорам. У меня было достаточно времени, чтобы понять и оценить Анатолия Васильевича не только как писателя, но и человека. Это был красивый, искренний и честный человек, и в тоже время загадочный, не стремящийся распахивать перед каждым потаенные сокровища своей души. У меня было ощущение, что он несет в себе сокровенные, до поры до времени сокрытые знания о своем роде и народе, передаваемые из уст в уста на протяжении столетий только избранным. Но это мои ощущения.
Его болью и любовью был шимозерский край, некогда обетованная земля вепсов. Попасть в Шимозерье, хранящее массу легенд, преданий, природных тайн, одна из которых исчезающие и возвращающиеся озера, и до сих пор остается делом многотрудным и не каждому желающему под силу.
В конце восьмидесятых мы объехали с Петуховым практически все вепсские деревни в районе Межозерья, лежащие между озерами Онежским, Белым и Ладожским.
У Петухова была надежда создания автономного вепсского района, чтобы получить возможность восстановления покинутых вепсами деревень, сохранить исчезающую вескую культуры и язык, над словарем которого Петухов много работал.
Мне рассказывали сведущие люди, что в конце 50-х на территории Межозерья планировали построить космодром, и по этой причине людям, проживавшим в вепсских деревнях, настоятельно предложили перебраться поближе к цивилизации, где есть дороги, школы, магазины…
Люди выехали, но космодром не был построен, потому что якобы секретность его была нарушена. У Петухова есть очаровательная, пронзительная повесть «Люди суземья», посвященная старым шимозерам, пытающимся сохранить свои родные гнездовья. Однако молодые выходцы из вепсских деревень стремятся в города.
Идея вепсского национального района настолько захватила Анатолий Васильевич, что он свято поверил в возрождения потаенной, таежной вепсской цивилизации. Однако, на территориях Ленинградской, Карельской, Вологодской областей жило всего около восьми тысяч вепсов, и, судя, по моим встречам и разговорам с жителями вепсских деревень, они не горели желанием обособляться от русских. Тем более, многие записали себя во время переписи населения 59 года русскими. Однако Анатолий Васильевич всем сердцем верил в спасение уникальной вепсской национальной самоидентичности через автономию.
В 1989, кажется, году он пригласил меня в поездку на праздник вепсской культуры «Древо жизни», который проходил в районном селе Винница Ленинградской области. В это красивейшее село, лежащее на берегу реки Оять, впадающей в Онежского озеро, съехалось множество народа, который к вепсской культуре, на мой взгляд, не имело никакого отношения.
Гостей расселили по деревенским домам, в которых готовили для них только блюда национальной кухни. Однако главному вепсу, радетелю вепсской культуры Анатолию Васильевич Петухову места в домах не хватило. И нас троих: Анатолия Васильевича, жену его Светланы Георгиевну поселили в гараже. За время путешествия от Вологды до Ошты а затем по Вепсской возвышенности до Винницы, мы устали и оголодали, питаясь только бутербродами. А питание для участника праздника и одного из организаторов конференции в Виннице Петухова никто не предусмотрел. Анатолий Васильевич не пошел в штаб, не стал никому звонить, ругаться и требовать.
Мы снова сели на машину и поехали по дороге до первого моста через первую речушку. Он дал мне короткую бамбуковую удочку для ловли с моста живцов, а сам вырезал крепкое березовое удилище, быстро привязал к нему леску с большим поплавком и тройником. К тому времени я поймал уже несколько ряпушек на живца.
Петухов наживил одну и забросил снасть, тут же произошла поклевка. На берег, сверкнув в вечернем солнце темным серебром чешуи, вылетела крупная щука, затем вторая, третья. Через пятнадцать минут мы уже готовили в гаражной сторожке ужин и завтрак.
Праздник и конференция в Виннице растянулись на несколько дней. Вопросы сохранения вепсской культуры обсуждались не только в селе, но и на выездных заседаниях. Участвуя в диспутах, Петухов совершенно забыл о себе, и Светлана Георгиевна переживала за его больной желудок. Вопрос с питанием так и не был решен. Магазины были пусты.
Тогда я попросил в одном доме, стоящему на берегу озера, лодку и удочки. Рыба клевала хорошо: крупный окунь один за одним рвали мою наживку.
Уху мы варили прямо за Домом Культуры в котелке, и Светлана Георгиевна в перерывах отлавливала Петухова и кормила его.
Анатолий Ехалов
Свидетельство о публикации №225022600140