Ну вот мы и вышли с вами на финишную прямую
Вышли во-вторых вот чем:
XXIX
И Митя очнулся, весь в поту, с потрясающе ясным сознанием, что он погиб, что в мире так чудовищно безнадежно и мрачно, как не может быть и в преисподней, за могилой. В комнате была тьма, за окнами шумело и плескалось, и этот шум и плеск были нестерпимы (даже одним своим звуком) для тела, сплошь дрожащего от озноба. Всего же нестерпимее и ужаснее была чудовищная противоестественность человеческого соития, которое как будто и он только что разделил с бритым господином. Из залы были слышны голоса и смех. И они были ужасны и противоестественны своей отчужденностью от него, грубостью жизни, ее равнодушием, беспощадностью к нему…
- Катя! - сказал он, садясь на кровати, сбрасывая с нее ноги.
- Катя, что же это такое! - сказал он вслух, совершенно уверенный, что она слышит его, что она здесь, что она молчит, не отзывается только потому, что сама раздавлена, сама понимает непоправимый ужас всего того, что она наделала.
- Ах, все равно, Катя, - прошептал он горько и нежно, желая сказать, что он простит ей все, лишь бы она по-прежнему кинулась к нему, чтобы они вместе могли спастись, - спасти свою прекрасную любовь в том прекраснейшем весеннем мире, который еще так недавно был подобен раю.
Но, прошептав: "Ах, все равно, Катя!" - он тотчас же понял, что нет, не все равно, что спасения, возврата к тому дивному видению, что дано было ему когда-то в Шаховском, на балконе, заросшем жасмином, уже нет, не может быть, и тихо заплакал от боли, раздирающей его грудь.
Она, эта боль, была так сильна, так нестерпима, что, не думая, что он делает, не сознавая, что из всего этого выйдет, страстно желая только одного - хоть на минуту избавиться от нее и не попасть опять в тот ужасный мир, где он провел весь день и где он только что был в самом ужасном и отвратном из всех земных снов, он нашарил и отодвинул ящик ночного столика, поймал холодный и тяжелый ком револьвера и, глубоко и радостно вздохнув, раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил.
14 сентября 1924 г.
Приморские Альпы
Это "Митина любовь" Ивана Бунина.
Вышли в-третьих вот чем:
XXI
Он накинул газету на револьвер.
- Опять то же, - с испугом сказала она, взглянув на него.
- Что то же?
- То же ужасное выражение, которое было прежде, когда ты не хотел мне сказать. Геня, голубчик, скажи мне. Я вижу, ты мучаешься. Скажи мне, тебе легче будет. Что бы ни было, все лучше этих твоих страданий. Ведь я знаю, что ничего дурного.
- Ты знаешь? Пока.
- Скажи, скажи, скажи. Не пущу тебя.
Он улыбнулся жалкой улыбкой.
"Сказать? Нет, это невозможно. Да и нечего говорить".
Может быть, он сказал бы ей, но в это время вошла кормилица, спрашивая, можно ли идти гулять. Лиза вышла одеть ребенка.
- Так ты скажешь. Я сейчас приду.
- Да, может быть...
Она никогда не могла забыть улыбки страдальческой, с которой он сказал это. Она вышла.
Поспешно, крадучись, как разбойник, он схватил револьвер, вынул из чехла. "Он заряжен, да, но давно, и одного заряда недостает. Ну, что будет".
Он приставил к виску, замялся было, но как только вспомнил Степаниду, решение не видеть борьбу, соблазн, падение, опять борьбу, так вздрогнул от ужаса. "Нет, лучше это". И пожал гашетку.
19 ноября 1889 г.
Ясная Поляна
Это "Дьявол" Льва Толстого.
Не просто так я вспомнил Ивана Алексеевича и Льва Николаевича, а потому что явно напрашивается сравнение. И там и там присутствуют наивные, молодые, неокрепшие протагонисты Саша (Акопов-Квинихидзе), Митя (Бунин), Иртенев (Толстой). И там и там фигурируют их возлюбленные красавицы Рита, Катя, Степанида. Наконец, и там и там главные герои кончают жизнь самоубийством.
Это всё дело происходит в России. А вы думаете заграницей жизнь какая то другая что ли? Вы что, не смотрели американские культовые фильмы про Кевина Ломакса ("Адвокат дьявола") и Рассказчика ("Бойцовский клуб")? Хотя может и побрезговали из патриотических побуждений, типа всё американское - это плохо, а зря. Там между прочим товарищи тоже сводят счёты с жизнью, пуская себе пулю в висок и в рот. То есть что России, что в США молодые люди поголовно без зазрения совести устраивают такой флоризелевский "Клуб самоубийц".
Только вот в чём загвоздка. Наши Саша, Митя и Иртенев исчезают в никуда, в небытие. Порешили себя и всё, кино закончилось. Нет, конечно можно долго разглагольствовать про жизнь после смерти, вечную душу, потусторонний мир и так далее, но ведь это всё не очевидно и не доказано, а принимается на веру, что откровенно говоря попахивает религиозным фанатизмом. А вот у забугорных Кевина и Рассказчика несколько иная ситуация. Наложили они на себя руки, а потом вдруг бац и... Один (Кевин) возвращается назад во времени в ту точку, в которой он может принять другое решение, тем самым изменив свою судьбу. Второй (Рассказчик) вообще не умирает (хотя дымок после выстрела в рот у него идёт как из ушей, так изо рта и из носа), а умирает находившийся поблизости антагонист Тайлер Дёрден.
Раз уж упомянули Тайлера Дёрдена, то позволю себе небольшое лирическое отступление про антагонистов, куда же без них. В конце концов именно они подталкивают наших героев к самоубийству. Кто же эти чудные создания? Страна должна знать своих героев. В "Острове" это Рыжий-Шакуров, в "Адвокате дьявола" это Милтон-Аль Пачино, в "Бойцовском клубе" это Тайлер-Питт. А как же "Митина любовь" и "Дьявол"? Тут вроде нет конкретных отрицательных персонажей. Герои мучаются сами по себе. Но Толстой самим названием произведения даёт понять в чём дело, тогда как у Бунина никаких намёков нет, просто природа вокруг жутко беснуется, обильно поливая землю проливным дождём и сотрясая воздух раскатами грома. Видимо просто сказывается веяние времени. Раньше всё было более завуалировано, творец оставлял читателю пространство для домыслов и полёта фантазии. А сейчас больше конкретики, зрителю показывают реального персонажа, чтобы и сомневаться не приходилось кто враг. Без всякого стеснения показывают пальцем на виноватого, так сказать.
Подводя итоги, можно прийти к выводу, что не всё так хорошо и гладко в этой жизни. Раз и у нас, и за океаном все пятеро джигитов так плохо кончают. Это конечно может и не показатель. Ведь есть же уйма весёлых, оптимистичных книг и фильмов, в которых всё замечательно, все друг друга любят и все счастливы. Я сам люблю и частенько потребляю такой контент. Но всё-таки самое настоящее, правдивое и злободневное - это именно такое серьёзное творчество, как обсуждаемые здесь три фильма и две книги. Именно тут кроется ключ к разгадке тайны мироздания. Именно тут можно найти ответы на самые сложные вопросы, которые возможно помогут не просто выжить в этом мире, в котором все, от насекомых и рыб до животных и человека, пожирают друг друга, но и двинуть этот мир куда то подальше от боли и страдания, в сторону того самого счастья, о котором все так много говорят, но которое мало кто познал и вкусил.
Свидетельство о публикации №225022600156