Кровная месть малых народов в державе Ахеменидов

                Кровная месть малых народов в державе Ахеменидов

Современные события в мире дают основания глубже взглянуть на события в великих державах библейских времён, иначе воспринять связь древности и современности.

Сегодня мы видим, как малые государства, сравнимые по размеру с сотой долей США, способны втянуть мировые державы в глобальные конфликты. Подобные процессы происходили и в державе Ахеменидов, где малые народы использовали величие империи для сведения кровавых счётов между собой. В конечном итоге распри между малыми народами способствовали падению могущественной державы.

Казалось бы, библейское наследие мудрости должно было научить великих мира сего осторожности в политических играх. Однако история продолжает повторяться. Давайте рассмотрим главу 4 из "Книги Есфирь", особенно актуальную сегодня — в преддверии праздника Пурим и на фоне современных политических потрясений.

                Почему история Есфирь представлена столь противоречиво как в
                канонических писаниях, так и в народных преданиях?
Эта противоречивость проявляется в многообразии легенд, переданных мудрецами, раввинами, мидрашами и устными народными сказаниями. Например, существует легенда о причинах отказа Мардохея поклониться Аману.

Согласно одной из устных традиций, красочно пересказываемой детям при чтении "Свитка Эстейр", причиной вражды стала военная экспедиция. При завоевании Египта царь Ахеменидов приказал части своих войск совершить переход через пустыню, чтобы зайти в тыл египтянам. Аман стремился первым выполнить этот приказ, поэтому раздал воду и провиант каждому солдату, надеясь ускорить продвижение. Мардохей же, напротив, держал припасы под строгой охраной, что замедляло движение его армии. Вода выдавалась строго исходя из мер выживаемости солдата.
Когда войска Мардохея догнали людей Амана, оказалось, что солдаты последнего уже израсходовали свои запасы воды и стояли перед угрозой гибели. Аман обратился к Мардохею с мольбой о помощи, понимая, что без воды и провианта он не сможет продолжить поход. Мардохей согласился, но потребовал от Амана клятву, что тот никогда не будет враждовать с иудеями и лично с ним. В знак принятия условий Аман оставил подпись на подошве башмака Мардохея. Именно поэтому в Сузах, когда Аман требовал, чтобы Мардохей поклонился ему по приказу царя, последний просто показывал ему свой башмак с подписью.
Противоречивых легенд, связанных с событиями "Книги Есфирь", великое множество.
Различается и отношение к этой книге в религиозных традициях.
Например, молитва Мардохея и Есфири отсутствует в православной Библии, как и в протестантских текстах, но она включена в Септуагинту и Вульгату. В "Книге Есфирь" подчёркивается жертвенный героизм Есфири, но при этом замалчивается тот факт, в какую щекотливую ситуацию попал царь Артаксеркс. Проявляя уважение ко всем народам своей империи (он рассылал указы на 128 языках), он, возможно, не до конца понимал, что необходимо осторожно относиться к интригам и наветам одних народов на другие, чтобы не стать орудием в чужих кровавых распрях.
Современные политики, на мой взгляд, также пренебрегают хитросплетениями "кровной мести" малых народов, входящих в состав великих держав или союзов, таких как ЕС и НАТО. Это может стать для них весьма поучительным уроком.
В дальнейшем повествовании я расскажу, перед какой дилеммой оказался всемогущий царь Артаксеркс и к чему привела кровавая бойня, вышедшая из-под его контроля.
Продолжение следует...


Рецензии