Мысли на заметку. 9 августа 2022 года

       [...]. И опять проснулся с сильным недоумением от того, что скоро не станет для меня ни этой земли, ни неба, ни космоса, ни всех моих знаний, ни флоры и фауны, — ничего. И это навсегда. И недоумение вызывает именно то, что навсегда. Всё временное, а смерть навсегда. Что-то тут не так. Что-то тут есть такое, во что трудно поверить.
       _________________

       Лена собрала с десяток огурцов. Обедали супом, салатом из своей морковки с яичком и жареными своими кабачками, с огурцами. Погода после обеда разгулялась, но голова всё равно нехорошая.
       _________________

       Когда утром чистил воду от мошкары и семян, думал об абстрактном мышлении. Как бы оно ни было развито, конкретное-то мышление никуда не делось. Без него ничего не сделаешь в этой жизни: ни тебе прокормиться, ни поджениться. Мало того, что степень абстрагирования у людей разная, человек ещё норовит вернуться к конкретному мышлению. Я это по себе часто замечал, что начинаешь делать что-то не думая. И только нарвавшись на неудачу, человек начинает включать абстрактное мышление.

       И я задумался, как человек регулирует соотношение конкретного и абстрактного мышления.

       Толстой, даже не задумавшись, хлопнул у себя комара на лбу, а Чертков пришёл в ужас, как это Учитель погубил живое существо.

       Каждый человек — это и есть микс из конкретного и абстрактного мышлений. У каждого человека есть свой собственный алгоритм их соотношения: «Надо подумать», «И чего тут думать?!» Этот алгоритм меняется с возрастом. И степень абстрагирования человечества меняется.

       Была степень абстрагирования, подходящая для «Ветхого завета», а потом поднялась до «Нового завета». И это связано всё с мифом. С течением времени абстрагируется, становится всё более абстрактной наша религиозная мифологема.

       Пришвин писал, что Христос лучшее, что «выдавило» из себя человечество. А Толстой от церковного мифа о Христе уже отказывается. Ему нужен Христос на более абстрактном уровне восприятия действительности, где время и пространство относительны, где видимое не есть сущее. И так далее.

       Одним словом, интересно думалось. Опять я выхожу на «Историю развития абстрактного мышления».

       Это и есть настоящая ИСТОРИЯ. И в текстах Толстого присутствует настоящий историзм, потому что Толстой (может, бессознательно), но писал именно об этом: об абстрактном (своеволие) и конкретном (объективные обстоятельства).

       У командующего должно быть по максимуму задействовано абстрактное мышление, у солдата в бою — конкретное, как у волка на охоте.

       Пьер — это одно сочетание конкретного и абстрактного, а Болконский Андрей — другое. В этом и есть разница между людьми. И это во всех видах и проявлениях исследуется в художественных произведениях Толстого.
       _________________

       [...].
       _________________

       По занятию сексом хорошо наблюдать, как живёт соотношение конкретного и абстрактного мышлений. Человеку лучше отключить абстрактное и пользоваться только конкретным, то есть делать это, как делают животные. И у людей получается абстрагироваться от абстрактного мышления: клубы, вечеринки, любовники и т. д. и т. п. Там нет отягощения абстрактной мыслью. И можно не «встраивать» свои действия в свою систему абстрактных смыслов. Другими словами, там нет нравственности: ни социальной, ни индивидуальной.
       _________________

       [...].


Рецензии