РИМ. Часть четвёртая. Алтай впереди Сибири всей!
Самая протяженная река России – Обь, также берёт своё начало в нашем крае от слияния двух рек Бии и Катуни, одна из которых – Бия вытекает из уникальнейшего большого (протяжённостью 75 км) и глубокого Телецкого озера (уступает только Байкалу), а Катунь стекает с Алтайских гор, вершиной которых является гора Белуха 40506 метров одной вершины и 4435 метров другой.
Есть в нашем крае и многочисленные озера, причём трёх видов: пресные, щелочные и солёные. Одно из них – Яровое, по праву, сравнивают с Мертвым морем. Наверное, не стоит говорить про поля, луга, перелески, берёзовые колки. Их обилие и разнообразие делает приятной дорогу для путешественника в какую бы сторону он не поехал. Исключение, наверное, составляет путь через Кулунду в Казахстан, когда плоская степь и солончаки не дают зацепиться глазу ни за какое возвышение, вплоть до линии горизонта.
Разнообразен и животный мир: от снежного барса в предгорьях горы Белухи и бурого медведя в районе Телецкого озера, до лосей, маралов, косуль, кабанов и всякой другой живности, перечислять которую нет необходимости.
Интересен и путь основания и развития нашего края ещё в то царское время, когда он входил в Томскую губернию. Промышленник Демидов именно у нас в Барнауле тайно чеканил серебряные рубли, превосходящие по своему качеству и составу царскую чеканку, и только передача этого сереброплавильного завода в распоряжение царя, спасло Демидова от гнева царского, разорения и наказания.
Другими словами, на Алтае всегда жили уникальные люди, что многократно известно через наших известных артистов, режиссеров, военных и спортсменов.
К чему всё это я говорю? Тем более что пишу о церкви? На мой взгляд, нужно почувствовать глубинную историю развития той земли на которой ты живёшь, чтобы понять то настоящее, которое ты, по милости Божией творишь.
Так вот, говоря о евангельском движении России, при всей её многогранности, нельзя не отметить, и Алтайский край. Я не буду углубляться в далёкую историю «золотого века» развития евангельского движения в России (есть историки, более глубоко изучающие данные вопросы), но всё же скажу несколько слов. Так, например, в тридцатые годы в нашей стране, во многих Алтайских селах, общины евангельских христиан-баптистов, доходили численностью до ста и более человек, а хоровое служение было практически в каждой церкви. Развивались братские артели и такое молодёжное движение как «бобсомол». Верующие были очень активны и в труде, и в жизни своего села, посёлка, и несли Евангелие окружающим их людям.
Во многих вопросах, они были впереди многих верующих нашей страны, или по крайней мере Сибири, чему даже я свидетель. Жаль только одного, что начиная какое-либо уникальное служение, мы не умеем его поддерживать длительное время, и оно со временем угасает, или его подхватывают другие церкви, или регионы. Но с другой стороны, мы – жители Алтая, во многих вопросах являемся теми, кто способен вдохновить на различный труд других людей. Это касается и в жизни общества России, и в жизни церквей нашей страны.
Давайте вспомним некоторые из них.
Самыми первыми в Сибири, в нашей современности, после Горбачевской перестройки, кто пошел с проповедью Евангелия в тюрьмы, были братья и сёстры Барнаульской церкви ЕХБ. Это был 1989 год. Я (тогда новообращенный) помню, что в нашу церковь приехали первые два иностранца. Уже не вспомню их имён, но были они из Англии и Шотландии. Занимались они тюремным служением у себя на родине и рассказали нам, что и заблудшие души крайне нуждаются в вести о спасении. Можно сказать, они вдохновили наших молодых служителей: диакона Кравчук Виктора и регента Валерия Астраханцева, да к тому же передали некоторые средства, на которые церковь смогла приобрести необходимую аппаратуру: синтезатор, колонки, усилитель, микрофоны.
В то время были ещё те верующие что только что вышли из застенков советской власти, и чтобы туда идти с проповедью евангелия – даже не помышляли. И вот, Барнаульская церковь ЕХБ, первой вышла на данное служение столь активно и благословенно, что своим примером зажгла и другие церкви, и регионы. Служение в тюрьмах развивалось. Помню, что однажды на таком служении в зоне принимал участие весь церковный хор в полном составе, и было даже однажды разрешено на территории зоны провести святое водное крещение. Затем к этому служению подключились церкви пятидесятников, ну а потом и русская православная церковь, которая потихоньку к настоящему времени всех не православных верующих христиан из данного служения вытеснила.
Другим важным служением, что начиналось на Алтае, волею случая, или более правильно сказать – Божьим провидением, стало организация международной Алтайской Христианской Миссии, у истоков которой стояли: с Германской стороны – русские немцы Эдуард Плат и Виктор Крель, а с нашей стороны – Валерий Астраханцев и Георгий Дудкин.
Я тогда, только молодой верующий, не знал всех вопросов и сложностей, которые возникали при организации данной организации, но как рассказывали некоторые из верующих, дело обстояло приблизительно так:
Русские немцы, которые ещё в первую волну переселения в семидесятые годы, уже прошлого века, уезжали на историческую родину – в Германию, не одобрялись не только советской властью, но и верующими той общины, из которой они уезжали. Все же мы были воспитаны как патриоты, и оставление своей родины воспринималось как предательство.
Таких христиан, что уезжали, кто в Германию, кто в Израиль, а кто даже и в Америку, называли не иначе как «колбасные христиане», ну те, кто от трудностей нашей, тогда достаточно скудной жизни, уезжали в богатые страны, где только колбасы было больше чем сто сортов.
Так вот, оказывается не все они были такими, а были среди них такие семейства, кто и на других концах земли продолжали труд по созиданию церкви Божией, и в этом труде преуспели. Когда пришла свобода проповеди евангелия и в России, то эти переселенцы поехали назад на родину, чтобы помочь верующим с организацией массовых евангелизацией, и с организацией гуманитарной помощью, и с другими вопросами. Тем более тогда в девяностые годы положение у нас в России было аховым…
Наши молодые современники, кто не жил в те годы и не поймет нас, что даже продукты, такие как сахар, выдавали по талонам, а чтобы купить, например, холодильник, нужно было вставать на особую очередь, которая могла длится два года и более. Но речь не о том. Как мне рассказывал один верующий эту историю, дело обстояло так: приехал значит Эдвард Плат к себе на родину – в Новосибирск с этой хорошей идеей – организовать международную миссию проповеди евангелия. Это нужно было для того, чтобы было проще организовывать доставку, в том числе и гуманитарной помощи. Ведь речь шла о международной деятельности, вставали разные вопросы, растаможки, принятия груза, и т.д. В Уставах регистрированных церквей такая деятельность, конечно же не была прописана, требовалась иная организация.
Дело хорошее? Конечно! Но старшие братья из Новосибирска (хотя, наверное, теперь, будут всё отрицать) не посчитали нужным согласиться на организацию такой миссии. То ли чего-то боялись, то ли брата того не уважали, то ли ещё что-то думали. Известное дело – мы все Сибиряки, несколько «приморожены» …
А дело то делать надо! Так вот вспомнил Эдуард Плат о своём знакомом с юности одарённом брате Валерии Астраханцевым, и в Барнаул значит к нему с этим предложением: так мол и так, нужно организовать международную миссию. А Валерий, он же не просто Сибиряк, а брат с Алтая, а Алтай что? А Алтай, он и есть Алтай! Давай, говорит Валерий, организуем!
Так и была организована в 1991 году первая в Сибири Алтайская Международная Христианская Миссия. Много благословений послал Бог через эту организацию. Это и доставка гуманитарной помощи, это и организация массовых евангелизацией, это и участие в программах «Евангелие народам России», когда два года на корабле верующие из разных стран на трехпалубном теплоходе проплыли от Барнаула до Салехарда с проповедью Евангелия. Это и организация новых групп верующих по пути следования этого теплохода. Всего и не вспомнишь. Мне довелось участвовать лишь в некоторых активностях этой миссии, так как с 1991 года по 1995 год учился в Одесской богословской семинарии, и по объективным причинам был не на Алтае, а на Украине.
Но когда на каникулы приезжал в Барнаул, то видел то большое движение, которое Бог позволял совершать братьям и сестрам в нашем регионе.
Жаль только, что через пару лет, деятельность данной миссии по некоторым причинам была прекращена. Но к тому времени, уже и братья в Новосибирске «одумались» и организовали подобную миссию, и братья в Красноярске также организовали что-то подобное. В общем, через служение верующих Алтайского края, Бог благословил и вдохновил на подобное служение и верующих других регионов.
Сегодня интернет вещанием богослужений уже никого и не удивишь. Многие церкви и в центральной России и у нас в Сибири ведут данный вид служения. Но, как мне видится, первыми, по крайней мере в Сибири, в этом служении была Барнаульская Центральная Церковь ЕХБ. Когда я, по окончании Одесской Богословской Семинарии вернулся в 1995 году в Барнаул, то увидел данное служение, которое организовал брат Николай Забелин. Тогда ещё и компьютеров то ни у кого практически не было, но компьютер был в церкви, и этот брат вёл прямую трансляцию в интернет служений церкви. Даже я был вначале удивлён такой формой служения, но он объяснил мне, что это для тех, кто уехал за рубеж, и что они с удовольствием смотрят наши служения.
Вообще, брат Николай был очень продвинутым и креативным, и он вошел в редакционный состав первой христианской газеты в Сибири «Христианский вестник», где и мне довелось трудиться редактором, а ответственным за все издания был старший пресвитер Алтайского края – Виктор Кравчук. Около трех лет выходила данная христианская газета в Сибири. Мне даже, как редактору, довелось участвовать в одном съезде всех христианских изданий того времени в Москве.
Тогда из всей Сибири, кроме нашего издания, никого представлено не было. К сожалению, в силу финансовых сложностей, работа данного издания была прекращена, но как это бывает, данное служение развилось в других регионах, и в Кемеровской области стала выходить другая христианская газета, которую организовала профессиональный журналист.
Ну, и конечно стоит несколько слов сказать о первом учебном заведении христианского образования в Сибири, об Алтайском Библейском Колледже где Господь позволил мне работать директором.
Так как на меня, как на пастора-миссионера по Алтайскому краю, возлагалась обязанность по христианскому образованию, то мне и пришлось заниматься вопросом организации Алтайского Библейского Коллежа.
Тогда у нас была разработана стратегия служения в крае, состоящая из трёх основных блоков:
Первый блок – подготовка служителей и пасторов;
Второй блок - строительство домов молитвы;
Третий блок - организация новых церквей (1 этап –во всех, городах края, 2 этап – во всех районных центрах, 3 этап – до границ Алтайского края и где Бог допустит).
В то время был некоторый духовный голод в книгах и у многих братьев было горячее стремление обучаться. Но не все могли себе позволить, в силу различных причин и обстоятельств, поехать на учёбу в Москву в единственную тогда семинарию ЕХБ нашей страны. Поэтому организация учебного заведения на Алтае была очень востребована.
На одной из конференций, проходящей в Новосибирске, мне довелось иметь хорошую личную беседу с председателем братства - Петром Борисовичем Коновальчиком. Он помнил меня ещё студентом-выпускником Одесской богословской семинарии, так как приезжал к нам в Одессу. Узнав о нашем желании в организации учебного учреждения, он поспособствовал тому, чтобы наши американские братья оказали нам посильную помощь в данном вопросе, и примерно через год, после нашей встречи, с благословения руководства Российского Союза ЕХБ, был и организован в 1997 году Алтайский Библейский Колледж, который проработал четыре года. Первый год очная программа подготовки проповедников и последующие три года – очно –заочная программа для подготовки проповедников и учителей воскресных школ.
Участниками педагогической программы Алтайского Библейского Колледжа были как преподаватели из США, так и братья служители Российского братства, те, кто имел опыт, способности и образование для преподавания библейских дисциплин. Это и Виктор Кравчук, и Владимир Тарасенко и другие братья из других регионов.
Например, Герхард из Новосибирска – ныне профессор Новосибирской Библейской Семинарии, а тогда – никому не известный брат, родом из Германии, в котором нам удалось рассмотреть его дар учительства и привлечь его к этому труду.
Многие служители, кто сегодня несёт служение в церквях нашего братства в Алтайском крае и не только в нём, являются выпускниками Алтайского Библейского Колледжа.
В силу финансовых затруднений, работа Алтайского Библейского Колледжа как стационарного учебного заведения была завершена в 2001 году. Но к тому времени, уже открылись другие учебные заведения христианского образования нашего братства в других регионах Сибири. Так что, желающие получить духовное образование, свободно могли получить его в других регионах.
Вот так Бог благословлял наш край быть в авангарде многих благословенных служений, которые, если и были прекращены в нашем крае, но благодаря доброму примеру нашего служения, были подхвачены и развиты теперь в других регионах Сибири.
Слава Богу за это!
Для меня же наступал новый этап служения, который продолжается и поныне. Но об этом чуть позже.
Свидетельство о публикации №225022600651