Почему у грешников на первый взгляд всё хорошо?

Иногда можно увидеть евреев, которые сознательно отошли от Торы: они едят свинину, не ходят в синагогу, не говорят броху на еду, сплетничают (лошон hара), но при этом у них всё прекрасно. Хорошая работа, стабильный доход, семья, успех во всех начинаниях. Это может вызывать вопросы: если человек сознательно игнорирует заповеди, почему Всевышний продолжает ему помогать? Получат ли такие люди наказание?

Что говорит об этом Тора?

Тора ясно говорит, что в мире есть система вознаграждений и наказаний, но они не всегда проявляются сразу. В книге Дварим (7:10) сказано:

«И воздаст ненавидящим Его в лицо, чтобы уничтожить их…»

Раши объясняет этот стих так: иногда нечестивцу дают успех в этом мире, чтобы полностью расплатиться с ним за малейшие добрые дела, которые он когда-либо совершил. Так у него не останется заслуг в будущем мире.

А в книге Коэлет (8:11) сказано:

«Потому что не сразу совершается приговор за злые дела, поэтому сердце сынов человеческих полнится желанием творить зло.»

То есть, если наказание не приходит мгновенно, люди начинают думать, что его вообще не будет. Но Тора учит нас, что расчёт ведётся не только в рамках одной жизни, но и в масштабе всего существования души.

Что говорит Талмуд?

В Трактате Авода Зара (54б) обсуждается вопрос: почему нечестивцы процветают? Ответ даётся следующий:

«Мир этот устроен так, что воздаяние за добрые дела может быть получено здесь, а наказание – оставлено на потом.»

То есть если человек делает что-то хорошее (даже минимально), Всевышний может дать ему награду в этом мире. Но это вовсе не означает, что его ждёт что-то хорошее в будущем.

В Пиркей Авот (4:22) сказано:

«Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь в мире грядущем.»

Человек, который наслаждается жизнью, ведя себя по-гойски, на самом деле просто получает здесь свою долю. Ему не оставляют награды в будущем мире, потому что у него там не будет места.

Может ли наказание прийти в этом мире?

Иногда да. В книге Дварим (31:17) сказано:

«И скрою Я лицо Моё в тот день за всё зло, которое он совершил.»

Это самое страшное наказание – hester panim (скрытие лица Всевышнего). Оно означает, что человек может жить в полном материальном благополучии, но при этом его душа остаётся брошенной, отрезанной от связи с Б-гом. В Каббале это называется духовной смертью.

Кроме того, наказание может прийти через потомков. Как сказано в Шемот (34:7):

«Воздаю за вину отцов на детях и внуках до третьего и четвёртого поколения.»

Человек может наслаждаться жизнью, но его потомки могут оказаться полностью оторванными от еврейства. Иногда Всевышний не наказывает сразу, а ждёт, пока человек поймёт свои ошибки сам.

Вывод

Когда мы видим евреев, которые сознательно ведут гойский образ жизни и при этом процветают, это не означает, что они избежали наказания. Тора и Талмуд говорят, что их успех может быть временным – это всего лишь выдача награды за их небольшие заслуги в этом мире, чтобы в будущем у них уже не осталось ничего.

Более страшное наказание – не бедность и не проблемы, а hester panim, когда человек теряет связь с Б-гом, а его потомки уже не остаются частью еврейского народа.

Поэтому нельзя судить только по внешнему успеху. Истинное воздаяние происходит не только в рамках одной жизни, а в масштабе всего существования души.


Рецензии