Трудный пятый класс и новая школа 2
Летом пятьдесят первого года наконец-то был закончен трудный пятый класс для Егорки и Леньки, с табелями на половину троечными.А вот Игорек стал отличником после окончания четвертого класса. Егорка собрался снова к бабушке, Игорьку и Леньке дали путевку в пионерский лагерь. Сразу после окончания смены в пионерском лагере Игорь и Ленька, вместе с Клавой появились в Пантылке. Тетя Клава и мачеха Егора и Игорька сразу же заявила Аграфене, что она пришли, чтобы помочь ей с сенокосом. И действительно, где-то дней десять каждый день она ходила на покос, а трое ребят сгребали сухое сено, складывали его в копны, а вечером на лошади приезжала Аграфена, собирали сено, укладывали его на воз и увозили к дому Аграфены. Там уже в темноте таскали его с телеги на сеновал. Такая работа ребятам не особенно нравилась, но что делать, они понимали, что делают нужное дело.
Но не только в этом состояла основная забава ребят. Забавой стала маленькая рыжая собачонка Мошка, которую захватил с собой из поселка Ленька. Она появлялась повсюду вместе с Ленькой, Егоркой и Игорьком. Бегала и лаяла по деревне, как бы выбивая из людей грустные настроения, связанные с предстоящим переселением, с тяготами послевоенного времени, но пряталась сразу в ограде Аграфены, как только в деревне появлялись коровы. Дело было в коровах, которые очень не любили волков, когда те приближались к овцам и ягнятам. Они сразу поднимали головы, начинали мычать и все кидались все сразу друг за другом в сторону волка. Он, понятно, убегал от них, если еще не поймал ягненка. Если же ему удавалось сразу, выпрыгнув из кустов, схватить ягненка, то коровы иногда и в этом случае отбивали его у волка. Он бросал свою жертву и убегал восвояси. Поэтому, видимо, коровы считали Мошку волчонком и гоняли ее по деревне до тех пор, пока она не спрячется от них. И дальше, Мошка усвоила этот урок, поэтому перед приходом коров в деревню, заранее залазила через подворотню в ограду, заходила на крыльцо и пряталась в сенях у Аграфены, считая ее дом и своим домом. И только убедившись, что корова загнана во двор, Мошка оживала и начинала снова радовать ребят своим лаем, а те в ответ на это угощали ее хлебом. После окончания сенокошения и его уборки, и Клава вместе с Ленькой собралась снова в поселок. Егорка и Игорек упрашивали Леньку остаться до начала учебного года, но его мама боялась, что с ним может что-то случиться в деревне, а здесь даже фельдшера не было. Что могло случиться с молодым двенадцатилетним уже фактически парнем, Егорке было не понятно. Но, тем не менее, Ленька оставил деревню и вынужден был с матерью оправиться в поселок. Без него в доме Аграфены как-то стало скучнее, тем более что он забрал с собой и собачку по имени Мошка.
Ближе к сентябрю вместе с бабушкой Аграфеной пошли в поселок ТЭЦ-3 Егор и Игорь. Приехав в поселок, они узнали от мачехи новость о том, что все ученики, проживавшие, в том числе и по улице Кирова, с первого сентября переводятся в новую школу № 2, построенную дальше села Балезино в новом районе поселка. Причем, стало известно, что занятия в новой школе начнутся с пятнадцатого сентября. Это очень обрадовало ребят, но родителям не хотелось их переводить в новую школу. Так как, во-первых, она была далековато от старой части поселка. Во-вторых, это означало для родителей детей лишние расходы на обувь, на одежду и на питание. Поэтому все три дня перед школой Клавдия настраивала ребят, что надо будет пойти первого сентября в первую школу и попросить классного руководителя, чтобы их оставили в этой школе из-за трудного материального положения родителей.
Первого сентября Егорка, Ленька и Игорек отправились на занятия в первую школу. Егорка с Ленькой нашли свой шестой класс «Е», зашли в класс и с удивлением заметили, что за столом в качестве классного руководителя сидела учитель арифметики Полина Ивановна. Она, увидев Егорку с Ленькой, тут же произнесла:
- Суханов и Шилов вас у меня нет в списке учеников. Это означает, что вы должны будете ходить в школу № 2.
- Полина Ивановна, у родителей очень трудное материальное положение, и они просят вас оставить нас в школе № 1 – произнес уверенным голосом Ленька, как учила его мать.
- Вы мне не нужны, Леня и Егор. Я намучилась с вами в пятом классе, поэтому почистила пятый класс и оставила в нем только тех, кто хотя бы что-то понимает в арифметике.
- Но мы же исправились в третьей и четвертой четверти, Полина Ивановна! - пробовал возражать Ленька.
- Ребята и не просите меня. Я уже всё вам сказала, и просить за вас никого не буду.
Видя, что ничего у них не получится, они встали и ушли из класса. По дороге домой, рассуждая:
- Нафик, нам эта математичка, давай лучше пойдем в новую школу! Погуляем еще две недели, пока школу достроят, может там будут хорошие учителя – вслух Егорка произнес эти слова специально для Леньки.
- Ну что скажем нам мама? Она, конечно, будет нас ругать, что мы такие сякие, не смогли уговорить классного руководителя – ответил Ленька.
- Лёнь, да как ни будь переживем ругань матери. Подумаешь всего-то идти до новой школы километра три не больше.
Они вернулись домой, чуть-чуть отдышались и стали ждать младшего брата Игоря. Ему повезло больше. Он подошел к своей учительнице четвертого класса, та пошла к знакомому классному руководителю пятого «Б» класса, пошепталась с ней относительно отличных способностей мальчика, и та пообещала взять Игоря в свой класс. Поэтому Игорь вернулся из школы к часу дня, посетив все занятия пятого «Б» класса.
Вечером, придя с работы, Клавдия начала прорабатывать и упрекать Леньку и Егорку за то, что они не настояли на своем и согласились на перевод в новую школу.
- Хотя бы брали пример с младшего брата. Он-то остается в этой школе, а вам «балбесам» придется шагать каждый день по три километра туда и обратно. Вот вам и новая школа – распаляясь, все больше и больше, отчитывала Клавдия Леньку и Егорку. Егорка молчал, понимая, что они с Ленькой сами виноваты в том, что не научились решать задачи по арифметике. Ленька пробовал возражать матери:
- Мам, ну мы докажем в новой школе, что не хуже других.
- А вдруг в новой школе учительница будет еще строже Полины Ивановны? Что тогда? – продолжала отчитывать Клавдия.
- Нам не важно будет строгая она или нет, главное, чтобы она умела объяснять, как решать задачи и примеры, - пробовал Ленька успокоить свою маму и доказать свою правоту.
Сентябрь пятьдесят первого года выдался солнечным и теплым. Но чем было заняться две недели до начала занятий, никто из них не представлял. Первые три дня пытались ходить на рыбалку. Но рыба почему-то не клевала. За три дня Ленька поймал всего трех маленьких рыбешек, а Егорка - ни одной.
Дальше к Клавдии приехала какая-то родственница с Украины из Харьковской области. Назовем ее Натальей. Привезла целый чемодан украинских яблок. Но привезла не в подарок, а на продажу. Понятно, что из другого чемодана она дала яблок и Клавдии. Но дала с условием, что, если ребята помогут ей продать яблоки на рынке. Клавдия согласилась на ее предложение. Но каково было Леньке и Егорке? Когда торговцы на рынке назывались не иначе как «барыги», обманывающие и обирающие простых людей. Поэтому становиться за прилавок честным пионерам никак не хотелось. Но тетя Наталья уговаривала их, что ничего предосудительного в торговле нет, что она не собирается обирать рабочий люд поселка. В результате при поддержке Клавдии уговорила их пойти на рынок и помочь Наталье продать яблоки.
Пришли на рынок и помогли Наталье донести яблоки. Продавцов на нем оказалось не много, хотя их было больше, чем покупателей. Тетя Наталья для начала сама стала за прилавок, разложила на столе перед собой красивые украинские яблоки, которых в поселке, наверное, в живую никто и никогда не видел на рынке. Ребят она пока поставила в качестве охранников, одного справа, другого слева от себя. Покупатели, видя такую диковинку, как украинские яблоки, начали подходить и справляться о ценах на них. Причем, Наталья решила продавать их поштучно. Цены были заоблачные. Ребятам это казалось несправедливым, они начали тихонько нашептывать тете Наталье, что по таким высоким ценам им яблоки не продать никогда. В общем, до обеда не продали ни одного яблока. Затем она решила их отпустить на обед с условием, что они вернутся и подменят ее на рынке. Так они и сделали. Когда тетя Наталья ушла на обед, ее место занял Ленька. Ему повезло больше. Вначале какой-то хорошо одетый мужчина средних лет, очевидно, инженер или служащий химзавода, купил у него три яблока. Причем, он не приценялся, не просил снизить цену, а купил без разговоров яблоки по той цене, которую назвал Ленька. Дальше Ленька предложил Егорке взять несколько яблок, пройти с ними подальше от него и начать тоже продавать их. В это время на рынке показалась учительница Полина Ивановна. Она заинтересовалась яблоками, подошла к ним, узнала в них своих бывших учеников и отчитала их:
- Как вам не стыдно торговать, да еще по таким высоким ценам?
Ленька ответил, что торгует его тетя, приехавшая с Украины, а не мы с Егором.
- Так еще и твой брат здесь? – спросила учительница и продолжала:
- Ну, ребята, я не ожидала вас увидеть на рынке, лучше бы приняла вас в свой класс, и вы бы здесь не болтались – сердито заявила она и ушла с рынка.
Егорка после того, как Полина Ивановна, ушла с рынка, подбежал к Леньке и спросил:
- Лёнь, что будем делать? Дальше торговать или пойдем домой?
- Конечно, будем торговать дальше. Что нам теперь Полина Ивановна? Мы же теперь, может, никогда ее и не увидим, - отвечал Ленька.
Вскоре пришла с обеда тетя Наталья, приняла у них выручку и отпустила их стоять в очередь за хлебом. Ближе к вечеру, когда на рынке было всегда больше покупателей по сравнению с полуденным временем, Ленька с Егоркой вернулись на рынок, в три руки еще продали несколько яблок, а остальные притащили назад домой. Вечером торговля шла более бойко, но понятно, только у Натальи, потому что она могла кому-то из покупателей уступить в цене, кому-то наоборот накинуть к цене пару рублей. А что касается Леньки и Егорки, то те не имели права на какие-нибудь скидки. Но некоторые покупатели явно жалели ребят, приговаривая при этом:
- Ой, какие «малолетки» и вынуждены уже торговать на рынке! - и наиболее жалостливые, особенно женщины, покупали яблоки у ребят по той цене, которая была названа ими.
На другой и на третий день ребята продолжали заниматься торговлей. В результате Наталья выручила необходимую сумму для покупки билетов обратно на Украину. Ленька с Егоркой в награду получили от нее по два рубля. Это был первый опыт ребят приобщения к рыночной экономике, когда на первом месте везде в стране была плановая экономика.
В последнюю неделю перед школой ходили играть к Лёнькиному другу Славке Семенову, который жил в собственном доме родителей в деревне Девятьярово. Деревня располагалась рядом с поселком, поэтому ходить далеко было не надо. Славка тоже угодил во вторую школу, так что и он ждал начала учебного года. Огород у родителей Славки был достаточно большим, поэтому играли в основном в прятки. Причем было заранее оговорено, что внутрь ограды или дома никто не заходит. Все должны были прятаться в огороде за стогами сена, за баней, за деревьями, за постройками к дому. Иногда к Леньке, Егорке и Славке присоединялся и Игорек.
Пятнадцатого Ленька с Егоркой направились в новую школу № 2. Нашли ее быстро, потому что она находилась правее от поселка на последней продольной улице. Теперь это улица Зверева – бывшего главного инженера завода, лауреата Сталинских премий. В результате, эта школа оказалась очень приятной для ребят, поскольку в ней работали другие учителя и явно с другими более справедливыми требованиями. Егорка и Ленька наконец-то показали свои отличные знания и оба окончили семь классов это школы с Похвальными Грамотами.
Свидетельство о публикации №225022600713
Прочитал с удовольствием. Молодцы ребята, не струсили, взялись продавать яблоки. Любой труд почетен! Я в том 1951 годом поступил в техникум.
Всех Вам благ!
Василий.
Василий Храмцов 26.02.2025 14:10 Заявить о нарушении
Анатолий Нестеров-Пантыльский 26.02.2025 15:58 Заявить о нарушении