Зарождение ислама. Часть 3. Прекурсоры ислама

После того, как в Византийской империи победили тринитарии, объявившие остальные направления христианства (ариан и некоторых других) еретиками, многие антитринитарии бежали на восточные окраины византийской империи от преследований. Здесь уже к этому моменту существовали собственные группы христиан-антитринитариев, не признававших Троицу. Но и кроме них, существовали здесь другие экзотические местные секты и религии. Гностические христиане, мандеи (последователи Иоанна Крестителя, называемые в Коране сабеянами), манихеи, зороастрийцы, несторианцы, арабские язычники, и, конечно же, иудеи... Все они в той или иной мере повлияли на формирование ислама.

Например, в Коране утверждается, что Христос не был распят и не умирал. Это верование однозначно появилось под влиянием гностицизма. Также влиянием одной из гностических сект, энкратитов, можно объяснить запрет вина и резко негативное отношение к иудеям.

Другой пример - описание в Коране моста Сират, ведущего в рай, над которым разверзнута бездна ада. Это поверье было полностью списано у зороастрийцев. Зороастрийцы еще за 400 лет до появления ислама верили в мост Чинват, ведущий в рай, под которым горит ад. Праведники легко переходят по нему в рай, под их ногами мост становится широким. А для нечестивых мост становится настолько узким, что превращается в лезвие, по которому они идти не могут, и в итоге, сделав несколько шагов, они падают с моста в бездну ада. Но мусульмане позаимствовали у зороастрийцев не только мост Сират, но и описание рая как места, где есть различные виды наслаждений, в том числе и плотских.

У несторианцев мусульмане заимствовали отрицание божественности Иисуса и отрицание Троицы. У классических христиан-тринитариев они также кое-что позаимствовали, например, догмат о непорочном зачатии Христа. Вера в непорочное зачатие в исламе странным образом уживается с тем, что для мусульман Иисус - не Бог, а стопроцентный человек.

"Мессия Иса, сын Марьям, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям, и духом от Него." (Коран, сура 4, аят 171) - вот эта концепция однозначно была подсмотрена у классических христиан.

У иудеев мусульмане "списали" святой день недели (у иудеев это суббота, у мусульман - пятница), обрезание, пищевые запреты (запрет на употребление свинины), а также гигиенические нормы, в т.ч. подмывание после справления нужды. Также у иудеев была заимствованы многие религиозные понятия. Такие слова, как "баракат" ("благословение") или "кяфир" ("скрывающий", "неверующий"), вместе с их изначальными значениями, являются прямыми заимствованиями из еврейского языка.

Внезапно, очень многое ислам позаимствовал у арабского доисламского язычества. В числе таких вещей - вера в джиннов и все обряды, связанные с хаджем. Тавваф (хоровод) вокруг Каабы, хождение между Сафой и Марвой, поклонение камням в Каабе и сам хадж к Каабе - все эти языческие обряды существовали у арабов задолго до появления ислама. В общем-то, арабских язычников можно было бы назвать мусульманами до ислама, так как они соблюдали хадж - один из главнейших "столпов ислама" - еще до появления этой религии.

Вывод: ислам - это не та религия, которая была создана с нуля. Ислам был искусственно собран из разных догм и вероучений тех религий, которые уже существовали на Востоке. Каких-то собственных, чисто исламских элементов в исламе очень мало. К ним можно отнести концепцию джихада как религиозной войны против иноверцев и нетерпимость по отношению к иноверцам.


Рецензии