О недосягаемых вершинах

  Готовлю книги для передачи в Детскую Школу Искусств.
  Беру наугад, открываю, читаю местами.
   Среди прочего взялся в руки 6-й том уникальной серии «Мастера искусств об искусстве».
  Листаю, просматриваю. Приходят невесёлые мысли: Давно всё сказано, всё было.
  Вот Епифаний о Феофане – панегерик, славословие и хороший старинный стиль ("Когда я был в Москве,жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец и тд). Это писано ещё в четырнадцатом веке!
  Вот Иосиф Владимиров о дилетантах- тогдашних богомазах.
  Вот Крамской о Верещагине, - как точно, глубоко и хорошо.
  Читаешь и наслаждаешься, и возникает невольно вопрос, кто бы из нынешних художественных критиков мог бы так разобрать сильные и слабые стороны творца.
  Удручает деградация мастерства, школы, развращённость.
  Деградирует не только само искусство, но и художественная критика. Нет понимания, проникновения. Это даже и не осознаётся (что усугубляет горечь).
  Когда-то достигнутые вершины недосягаемы для нынешних «мастеров».
  С другой стороны, что понимать, что разбирать, во что проникать? Ведь нет, кажется, достойных объектов критики.
  Идеалы сытой самодовольной «личности» навязываются очень агрессивно.
  Утончённость и исключительность порицаются. Пока подспудно, не внаглую, но с хамоватой уверенностью в правоте.


Рецензии