Луна - Парк
по дорожке между озером и "Колесом обозрения" посетить иноземное чудо - чехословацкий "Луна - парк".
Попасть туда было не просто, особенно в выходные, нужно было отстоять огромную очередь, порой не один час. Но ожидание окупалось сторицей.
Невиданные в городе аттракционы: "Комната страха", "Американские горки", карусель "Лебеди", автодром и паровозик "Дракон".
А главное - это киоски - вагончики с аттракционами, в которых можно было выиграть призы: стеклянную пепельницу, колечко, модельку автомобиля, и главное - заветную жевачку "Педро".
Удовольствие обходилось недешево, цены начинались от 60 копеек, а желание было посетить как можно больше аттракционов.
Но полученное удовольствие было ни с чем несравнимо.
Как оказалось, такое счастье доставалось не только нашему городу.
Передвижные чехословацкие "Луна - парки" окучивали весь Союз.
Алма - Ата, Фрунзе, Ленинград, Казань, Донецк, Чебоксары, Москва, Тула, Астрахань, Омск, Новосибирск, Иркутск, Кишинев, Ухта, Одесса, Ташкент, Рига, Баку, Набережные Челны, Таллин, Новокузнецк, Симферополь, Винница...
- Это был государственный широкомасштабный и хорошо отлаженный бизнес.
Хотя в ЧССР более лояльно чем в Союзе относились к частному предпринимательству, но покупка аттракционов, стоимостью от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей вряд ли была по карману людям их обслуживающих.
Во - вторых, без господдержки невозможно было оформление тысяч виз иностранным гражданам въезжающим в СССР не на один день.
В - третьих, нужно было государственное планирование, кому и куда ехать, включавшее переговоры с местными властями о выделении площадей для "Луна - парков", да обязательно в людном месте, да с подключением мощной электросети.
В- четвертых, обеспечение всего этого табора тягачами. Приезжали они все - таки не на "Татрах", привозили их "Мазы" и "Камазы".
В - пятых, безнаказанная латентная и откровенная торговля, пусть и мелким, но импортным товаром, расценивавшаяся в СССР как спекуляция.
Организовать все выше перечисленное было под силу только самым высоким властям в Москве.
В открытых источниках до сих пор нет сведений, кто управлял этим монстром.
Формально за гастроли "Луна - парков" отвечали республиканские министерства культуры и подчинявшаяся Минкульту СССР организация «Союзаттракцион».
Впервые в СССР "Луна - парки" появились в мае 1970 года.
Местами их посещения стали Юрмала, Сочи, Минск. Один из источников утверждает, что в Союз заехало 5 "Луна - парков", но сведений о еще двух найти не удалось.
Напомню, что в то время у нас в стране было плановое хозяйство и все организации обслуживались согласно графика.
И, тем не менее, оценив финансовые перспективы летом следующего года городская администрация черноморского курорта умудрилась открыть на том же месте собственный Сочинский парк аттракционов.
Минчане обновляют парк Челюскинцев спустя 4 года, в 1974г., собственными аттракционами: «Хали-Гали», «Паратрупер» и «Супер-8»(американские горки).
Латыши предпочли приглашать чехословаков.
Но видимо кто - то из власть предержащих посетил заезжее чудо и, заботясь о культурном досуге граждан, решил реализовать этот проект во всесоюзном масштабе.
Как бы там ни было, но в 1973 году кочевые чехословацкие "Луна - парки" массово разъезжаются по всему Советскому Союзу.
В журнале "Огонек" даже появляется статья "Луна - парк" - карнавал радости".
И эти летние наезды становятся ежегодными и продолжаются вплоть до самого развала Союза.
Немного информации о наших гостях -
Собирали чешские аттракционы на фабрике аттракционов Bojux в городке Ждяр-над-Сазавоу, где работало 200 человек.
Аттракционы монтировались на платформах "Татра". Стандартный "луна - караван" состоял из 45 -50 платформ - прицепов.
"Луна - парки", помимо кассиров, билетеров и владельцев вагончиков обслуживала собственная бригада техподдержки состоявшая примерно из 50 человек – механики, сборщики, электрики и т. д.
За сезон один "Луна - парк" посещало свыше миллиона человек. Одной только жевачки "Педро" каждый парк привозил с собой более 5 тонн.
Сезонный заработок одного "Луна - парка" начинался от 5 млн. рублей.
Не каждый завод за год выпускал продукции на такую сумму.
Для сравнения вспомним некоторые советские цены: хлеб "кирпичик" - 24 коп., бутылка молока (0,5л.) - 28 коп., фирменные джинсы (по госцене) - 100 руб.,
мотоцикл "ява" - 1000 руб., "жигули"(ваз 2101) - 5150 руб., двухкомнатная кооперативная квартира (30 кв. м.) - 7500 руб., при средних зарплатах 150 - 180 руб.
Трудно представить какую сумму в совокупности увозили с собой гастролеры.
Проведем небольшой экскурс в историю.
В середине XVIII века русский ученый Андрей Нартов изобрел механические катальные горы. Спустя почти век этот аттракцион солдаты наполеоновской армии завезли в Европу, где они были названы - "Montagnes russes" - "русские горки".
В США "Русские горки" появились в 1884 году, а в 1893 году американский инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший построил первое "Колесо обозрения" с механическим двигателем.
В конце 1901 года, владелец парка "Steeplechase", расположенного в Нью - Йорке на полуострове Кони-Айленд - Харри Джордж Тильу заключил контракт с Фредериком Томпсоном и Элмером Данди, в рамках которого на летний сезон в парк был доставлен аттракцион «Путешествие на Луну», выросший затем в самостоятельный "Luna-park". Впоследствии это название стало нарицательным.
Первый и единственный в Российской империи "Луна-парк" был открыт в мае 1912 года в Санкт-Петербурге на Офицерской улице, дом 39 (ныне - улица Декабристов), на территории бывшего Демидова сада.
"Луна - парк" был построен английской компанией на деньги купца 1-ой гильдии, почетного гражданина, миллионера Ялышева Хабибулы Касьяновича. На строительство ушло 500 тыс. руб.
Исполненный в том же стиле, что и лондонский, петербургский "Луна-парк" обещал своим посетителям «путешествие по горным дорогам»(американские горки), и исполинское «чертово колесо», и «пьяную лестницу», и настоящую сомалийскую деревню с живыми обитателями, и многое другое.
В парке также работали ресторан с концертным залом, театр оперетты, мюзик-холл, варьете и два кинотеатра - «Дона Глория» и «Глория».
В годы Первой мировой войны "Луна-парк" продолжал работать, за исключением августа 1915 - весны 1916 гг., когда его территорию занимала военно-автомобильная рота. В этот период некоторые павильоны были снесены.
В апреле 1918 г. "Луна-парк" реквизировали, он перешел в ведение Коломенского совета рабочих и солдатских депутатов.
Постепенно "Луна-парк" пришел в запустение, в 1924 году все его аттракционы и сооружения сломали, на месте сада устроили стадион Института физической культуры им. Лесгафта.
В 1933г. снесли оставшиеся каменный забор и здание театра.
В 1924 появился первый аттракцион в Казахстане, в городе Петропавловске. Это была деревянная карусель "Север", представлявшая из себя барабан, под нижнюю часть которого ложились люди и ногами вращали его при помощи мускульной силы, а наверху, сидя на деревянных животных, катались детишки.
Разорвав исторические связи советская страна начинала все с нуля.
Первый в СССР парк культуры и отдыха — "комбинат культуры на свежем воздухе", а ныне московский ЦПКиО имени Горького был открыт по указанию Сталина в 1928 году. В 1931 г. там появился и первый стационарный аттракцион — "Колесо обозрения".
До 1959 года изготовлением аттракционов занимались кооперативно-промысловые артели и мелкие полукустарные мастерские.
Аттракционы в основном были статичные и изготовленные из дерева: парашютные вышки, деревянные горки, вышки для прыжков в воду.
Все изменилось 9 мая 1959 года, когда приказом Управления местной промышленности Краснодарского края на базе мелких полукустарных предприятий горпромкомбината и кооперативно-промысловых артелей "Металлист" и "Красный кузнец" было принято решение об основании первого в СССР Ейского механического завода "Аттракцион".
Как монополист, Ейский завод не стремился модернизировать свой ассортимент аттракционов, огромная страна обеспечила спрос на десятилетия.
За годы существования завод выпустил детские карусели: "Колокольчик", "Юнга", "Солнышко", "Железная дорога". Для взрослых были свои аттракционы: "Автодром", "Вихрь"(цепочная карусель), "Орбита"(наклонная карусель), "Круговой обзор"(колесо обозрения), "Русские качели", "Ромашка", "Сюрприз", "Шторм".
Просто и незатейливо оформленные, наши аттракционы уступали чехословацким в презентабельности. Они выглядели как сухарь на фоне бисквита. В чем была причина, в отсутствии творческого подхода к культурному досугу? А может в вечной нехватке средств и материалов?
Или таким образом мы задабривали ершистого партнера по Варшавскому блоку?
P. S.
Каждый посетитель оставлял на чехословацких аттракционах от пяти рублей, умножаем на 1 млн. - 5 млн. руб. за сезон!
Пусть даже всего только 20 "Луна - парков" в сезон колесило по стране, собратья по соцлагерю увозили от нас 100млн. руб.!
Возьмем то же количество посетителей и посчитаем, сколько жевачек "Педро" нам скармливали за сезон.
Вес жевачки 5 грамм. 5 млн. грамм - 5 000 кг. или 5 тонн.
Перемножаем на те же 20 "Луна - парков" 100 тон жевачки,
Для производителя "Педро" - чехословацкой фабрики Velim загрузка работой на целый месяц, а то и больше.
Только к концу 1980-х фабрика вышла на уровень производства 1200 - 1400 тонн резинки в год.
Но у успешного предприятия незавидная судьба! В 1992 году, лишившуюся советских покровителей Velim приватизируют, а после продают швейцарской компании Nestle.
В 1993 г. все производство остановлено, а в 1994 г. Velim прекращает своё существование.
Свидетельство о публикации №225022600975