Польза критики. Философская практика

                Лекарства часто горьки на вкус, но полезны,
                а сладкий напиток может быть приятен, но вреден.

    Многие, как огня, боятся порицаний, замечаний и всеми силами стараются их избежать. Им кажется, что критика порочит человека, унижает в глазах других людей. Она же чаще всего бывает полезной, активизирует мыслительный процесс,  помогает искать выход из сложной жизненной ситуации. Критика позволяет встряхнуться, выйти из благодушного и ленивого состояния души, настроиться на действия.

    Вспомним замечательный фильм «Служебный роман» и тот разнос, который директор сделала своему подчиненному, да еще в присутствии постороннего зрителя:

«- Товарищ Новосельцев, это ваш отчет?
- Да.
- Делом надо заниматься серьезно или не заниматься им вообще (жесткая критика). Статистика – это наука. Она не терпит приблизительности.
- Понимаю.
 - Как вы можете пользоваться непроверенными  данными (убийственный для научного сотрудника упрек)? В чем дело?
- В чем?  Я проверял.
- Вы обратили внимание, что у нас возникают перебои с теми или иными товарами?
- Конечно, я же хожу по магазинам.
- Это происходит потому, что те или иные товары не запланированы такими ротозеями, как вы (прямое оскорбления). Извольте переделать».

    Итак, тов. Новосельцев прилюдно раскритикован, унижен и оскорблен, причем и как сотрудник и как человек, он полностью потерял лицо. Если бы такое произошло в Японии, реакция была бы, несомненно, одна – публичное харакири. Но дело было в России, и герой кинофильма извлек хороший урок из той головомойки – в конечном итоге он добился и служебного повышения и любви. Оказалось, что критика принесла пользу.

    А  вот похвала из того же фильма:

«Толя, а скажи мне по-честному, я еще ничего?» – спрашивает товарища Новосельцева его подруга Ольга.
«О, ты в полном порядке!» – соврал из вежливости Анатолий Ефремович. И к чему привела эта сладкая ложь – к напрасным надеждам, к жестоким разочарованиям, слезам, публичному унижению.

    Конечно, имеет значение, кто критикует. Если это делают мудрецы – стоит призадуматься, если осуждают глупцы, значит, ваши действия верны – стоит обрадоваться. Во всех остальных случаях вспомните высказывание Ларошфуко:

«Мало у кого хватает мудрости предпочесть обманчивой похвале благотворную критику».

Другую интересную черту критики подметил Дейл Карнеги:

«Помните, что несправедливая критика часто является замаскированным комплиментом. Не забывайте, что никто никогда не бьет мертвую собаку».

    Может быть все это обман, - подумает недоверчивый читатель, - Может быть подобные рассуждения лишь уловки неких умников, преднамеренное лукавство, цель которой запутать доверчивых людей? Если критика столь полезна, то почему так неприятно и горько слушать ее!

    Стоит это проверить и убедиться во всем на собственном опыте. Для этого обратимся к соответствующей философской практике.

КОНТРАСТНЫЙ ДУШ (ПРИНИМАЕМЫЙ В ОДИНОЧЕСТВЕ)

    Практикант уединяется, вооружается с листом бумаги и ручкой. Он вспоминает несколько случаев (до 10), когда его порицали, упрекали, осуждали, и отмечает, что полезного он мог из этого извлечь. Он составляет набор строк.  В первой части  каждой строки практикант указывает, почему его критиковали, во второй части, какаю пользу принесла критика. Вместо набора строк можно составить соответствующую таблицу.
 
ПРИМЕР НАБОРА СТРОК КРИТИКИ

КРИТИКА: Статья написана неинтересно, скучно, много повторов. ПОЛЬЗА: Критика позволила исправить статью, сделать ее лучше.
КРИТИКА: Одеваешься плохо, как лох. ПОЛЬЗА: Вначале обиделся, но потом понял, что сказали верно, и надо менять гардероб.
КРИТИКА: Сутулишься, как старик, когда ходишь с рюкзаком. ПОЛЬЗА: Осознал свой недостаток, стараюсь не горбиться, носить более легкий рюкзак.
КРИТИКА: Ты мог бы найти девушку посимпатичнее. ПОЛЬЗА: Обидно! Пользы услышать это – никакой.

    Затем тестируемый вспоминает несколько случаев, когда его хвалили, и отмечает, что полезного и мудрого он извлек из похвалы. Составляется аналогичный набор строк похвалы.

ПРИМЕР НАБОРА СТРОК ПОХВАЛЫ

ПОХВАЛА: Поднял тяжелую сумку. Бабушка похвалила мою физическую силу. ПОЛЬЗА: Пользы от комплимента нет, не считаю себя сильным.
ПОХВАЛА: Друг похвалил мой недавно опубликованный рассказ. ПОЛЬЗА: Думаю, что польза была, я воодушевился, буду писать еще.
ПОХВАЛА: Сотрудница сказала, что я умный. ПОЛЬЗА: Не очень ценю ее похвалу, потому что она моя подчиненная.
ПОХВАЛА: Сосед похвалил мою новую куртку, назвал ее модной.  ПОЛЬЗА: Было чуть-чуть приятно, хотя я не считаю его знатоком моды.

    Практикант сравнивает правые части обеих таблиц. Как правило, ВЫВОД ОДНОЗНАЧЕН: ИЗ КРИТИКИ МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ПОЛЬЗУ, а  похвала мало что дает. Благо же от этого упражнения в ином: тот, кто его прошел, подготовил себя к правильному восприятию критики. К сожалению, этим исчерпывается извлеченная из ваших воспоминаний польза. Дополнительные преимущества дает упражнение, которое может быть выполнено теми, кто имеет напарника.

КОНТРАСТНЫЙ ДУШ (ПРИНИМАЕМЫЙ В ПАРЕ)

    Участвуют два человека, предпочтительнее, если они - близкие люди, хорошие друзья. Задача этих людей – осмыслить значение ситуаций, когда их критикуют и хвалят.

ОПАСНОСТЬ: Нередко случается, что критика может вызвать непроизвольную обиду, которая блокирует критическое мышление. Чтобы избежать этого участникам рекомендуется соблюдать такт и чувство меры. Если данные качества не в характере данной пары, от практики лучше отказаться.
Заметим, что хвалить же можно без всяких ограничений.

ДЕЙСТВИЕ 1:
    Участники пишут по 5-7 критических и хвалебных сообщений друг другу. Жесткого ограничения по времени здесь нет.

ДЕЙСТВИЕ 2:
    Участники по очереди зачитывают друг другу свои записи, начиная с хвалебных. Они имеют право попросить прочесть любую запись повторно, уточнить детали, или самому прочитать ее.

ОСМЫСЛЕНИЕ:
    После некоторого раздумья, каждый объясняет другому, что полезного он извлек из похвалы и критики. Чем больше будет подмечено, тем лучше.

ВЫВОД: Обычно участники приходят к выводу, что из критики можно извлечь конкретную и даже немалую пользу. А из похвал  - нет. Полученные результаты могут вдохновить обоих на проведение повторного «Контрастного душа» через некоторое время.

Итак, ВАС КРИТИКУЮТ, А ВЫ МОЖЕТЕ ОТВЕТИТЬ: «А Я ЛЮБЛЮ КРИТИКУ, ОНА ДЕЛАЕТ МЕНЯ ЛУЧШЕ».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Чтобы получить удовольствие от любой, даже самой простой игры, вначале надо потренироваться. Чтобы научиться правильно воспринимать критику и извлекать из нее пользу, также нужна тренировка. Об этом и была данная статья.


Рецензии