Меня так воспитали в школе

МЕНЯ ТАК ВОСПИТАЛИ В ШКОЛЕ

Вчера вечером вернулась из женской гимназии, в которой я работаю садовником, домой и подумала, как сильно изменилось общество с тех пор, когда я была школьницей.

Тогда в 80-ых в СССР в нашей Казанской средней школе № 87 работали, не могу точно сказать, по две или по три технички?. Это какие-то тёти, очень строгие, в тёмно-серых халатах. Они давала звонки по часам и урок заканчивался или начинался. Иногда случалось, что урок заканчивался немного раньше. Тогда учащиеся радовались все при все на всех этажах и во всех учебных классах и шумно выскакивали из кабинетов, весело похихикивая. Иногда урок никак не мог закончиться и каждый учащийся школы думал про себя: "И где же ходит тётя Таня?", "О чём только думает тётя Дуся?", "Как можно так издеваться над учащимися?", "Ну и тётя Глаша! Вот даёт!". Учителя немного нервничали, но урок не останавливали, дожидаясь звонка. А сейчас всё чётко - таймер школьных звонков непоколебим и посторонние мысли, влияющие на настроение учащихся не формируются.
 
Тогда, в 80-ых в СССР, в нашей школе уборкой классов, за исключением начальных, занимались дежурные ребята. За каждым школьным классом во главе с классным руководителем - учителем, курирующим детский коллектив школьного класса в количестве, иногда превышающем 40 человек (в нашем 4 "б" классе было 42 человека), закреплялась классная комната. Два человека ежедневно после окончания уроков мыли полы, протирали столы и стулья, ухаживали за растениями в каждой классной комнате. Не имело значения каков социальный статус был у родителей этого учащегося и какую заработную плату они получали. Технички мыли полы и протирали подоконники в коридорах, вспомогательных помещениях, общественных туалетах, учительской и кабинете директора.

В школьной столовой помогали мыть посуду, протирать столы, стулья и полы - ребята из дежурного по школе класса. По очереди один за другим старшие классы дежурили по школе, и имели возможность подежурить в столовой. Те, кто помогал в столовой поварам и посудомойке освобождались от уроков на целый день. Поэтому, желающих подежурить именно в столовой было много, несмотря на хозяйственный вид работ.

Остальные учащиеся дежурного по школе класса снабжались красными повязками, завязывающимися на предплечье двумя бантиками, и обязанностью следить за общественным порядком в коридорах и в общественных раздевалках.

Некоторые с красными повязками дежурили на входе в школу. Прежде, чем войти в школу взрослый должен был обозначить цель своего прихода. Незнакомых со школой дежурный провожал до дверей кабинета директора, завуча или другого учителя. Или вызывал учащегося из класса, если в этом была крайняя необходимость.

Иногда один из старших классов дежурил в актовом зале. Помню, как мы мыли окна, снимали занавески, брали их на дом, стирали. Гладили их уже в школе перед развешиванием. Или мы заклеивали окна там же, чтобы ветер и холод не мешал зрителям на концертах. Концерты были самодеятельные на разные темы или это были артисты из филармонии с познавательной программой. Или это были праздничные вечера с дискотеками.

Учащиеся старших классов заботились о чисте окон и сохранении тепла в классных комнатах. Родители привлекались к разным работам по генеральной уборке, оформлению, мойке и утеплению окон только, если их дети не учились в старших классах.

Если в классной комнате было много растений, то из коллектива выбирался цветовод и только в его обязанность входил уход за цветником. Цветоводом в нашем классе была я. Почему так получилось? Каждое лето все цветы из школы раздавались учащимся под домашнюю опеку. Брали их и сотрудники колы. осенью растения возвращались в школу. Возможно, мои подопечные растения выглядели бодрыми из-за этого мне доверили быть классным цветоводом.

Сейчас всё чётко - в моей гимназии за каждым классом и на каждом этаже закрепляется уборщица. Она  всеми хозяйственными делами занимается на минимальную заработную плату. Иногда уборкой занимаются женщины по совместительству с основной работой в этой же самой гимназии в качестве подработки. Почему нет? Вёдра на тележке с моющими растворами стоят, швабры разной конструкции моют так с одной попытки, что пол вылизанным кажется без особых усилий. Вода горячая из под крана течёт в любое время дня и ночи. Моющих средств навалом - любое выбирай и заказывай! В принципе хозяйственными работами уборщица может заниматься в любое время, лишь бы к началу занятий всё блестело: зеркала, краны, унитазы, подоконники, парты, столы, стулья, полы. За цветниками внутри классов учителя ухаживают. В зимнем саду на 2-ом этаже, на лестничных клетках главного входа, в столовой на полуцокольном этаже, в директорской зоне  на 3-ем этаже ухаживаю за растениями я, ведь я школьный садовник.

Девочки - учащиеся гимназии не привлекаются к хозяйственным работам в гимназии. Да и как их привлечь? Не дай Бог! Родители узнают и права начнут качать по поводу запрета эксплуатации детского труда на общественных работах. Так, что в воспитании детей в современных школах не предусматривается забота о помещении, в котором они проводят большую часть своего времени. То, что было естественным в обществе СССР - противоестественно в Российском обществе.

Я работаю садовником в интерьере гимназии в полном одиночестве. Тяжёлые лейки по 10 кг - это то, с чем я имею дело постоянно. По второму этажу я вожу их на тележке, а вот на разные этажи мне приходиться таскать их руками. Такая работа - не женский труд. Мой организм каждый раз откликается после подобных нагрузок - я с трудом встаю на следующее утро. Перцовый пластырь на пояснице мне помогает восстановить нормальную походку, а не ходить полдня перекошенной.

Помимо полива растений при помощи 10-ти литровых леек, я собираю всё то, что портит декоративный вид зимнего сада, который я создала 6 лет назад с нуля. Собирать повреждённые листочки с растений и растительный мусор с подоконников - простая работа и физически лёгкая. Девочки не привлекаются к уходу за растениями по указанным выше причинам.

Посадка и пересадка крупных растений это тяжёлая работа, требующая физической силы. Пересадка маленьких растений - лёгкая работа, но грязная. Девочки не привлекаются к посадкам и пересадками растений по указанным выше причинам.

У девочек в гимназии есть уроки технологии. Там они работают как повара, как белошвейки и изготовительницы декоративных предметов к праздничным событиям. Этот тот труд, помимо интеллектуального, связанного с получением знаний, привычка к которому прививается в современной школе.

Я вспоминаю мои уроки труда. Готовить салаты, блины и другие блюда, шить и кроить фартук, ночную сорочку, юбку, летнее платье без рукавов, летнее платье с рукавами, смётывать, работать на швейной машинке - учили меня и всех других девочек нашей школы на школьных уроках или в учебно-производственном комбинате неподалёку от школы.

Помогать рабочим у станков на промышленных предприятиях за минимальную заработную плату - входило в учебно-воспитательную программу средней школы. Я работала в цехах на предприятиях "Сантехприбор" и "Льнокомбинат".

Получить рабочую специальность на основе получения теоретических знаний и проведения практической работы на благу обществу с подтверждением квалификации и получением свидетельства о квалификации - входило в учебно-воспитательную программу средней школы. У меня есть свидетельство, полученное в последнем 10-м классе школы "Младшая медицинская сестра". Я проходила практику в различных отделениях городских больниц и поликлинике недалеко от школы и от дома. Я помогала работникам регистратуры, медсёстрам в гинекологическом, терапевтических и  хирургическом отделениях Казанских гор-больницах  № 2 и № 10. Я раздавала градусники пациентам и заносила показания об их температуре тела на графики, прикрепленные к их кроватям. Я ставила горчичники, снимала банки, протирала кровати, тумбочки, подоконники, приносила передачи, беседовала с людьми, привозила обеды лежачим... Присутствовала на операциях. Запас того знаний и опыта в медицинском деле всегда со мной и это помогает мне по жизни справляться с различными недомоганиями, происходящими у меня, моих близких и моих котиков.

Летом и осенью в период сбора урожая школьные классы выезжали на помощь в сельскую местность. я помню, что пропалывала гряды со свёклой, капустой, выковыривала морковь из земли. Осенью классы выезжали на овощную базу в посёлок Левченко разгружать вагоны с овощами. Заниматься такой работой было физически тяжело,  но весело. Капустные велки очищали от грязных повреждённых листьев. Что-то не вполне полноценное можно было съесть там же, похрустев свежими капустными листками. Что-то можно было взять домой как зарплату. Велки перекидывались из рук в руки.

Однажды наш класс привезли на овощную базу разгружать вагон с дынями! Мы перекидывали дыни из рук в руки и иногда они падали и лопались от спелости. Мы дружно их съедали, а часть дыне-лома брали домой. Эти восхитительные переспелые дыни! Этот незабываемый разнообразный вкус спелых дынь! Разве можно узнать каким должен быть вкус дынь, если не перепробывать их множество? Мне предоставилась такая возможность в мои юные школьные годы.

Привычка трудиться не в пределах семьи и дома - это у меня из детства и юности! Меня так воспитали в школе!

Последние две недели в университете я занимаюсь исключительно хозяйственными работами: мою, чищу, убираю, разбираю, сортирую, укомплектовываю, переставляю мебель. Это для того, чтобы помещения из "складов с кучей хлама" видоизменились в рабочие кабинеты с коллекциями. А кто ещё кроме меня сделает это? Уборщица заходит по утрам помыть пол и убрать мусор из помойного ведра. Преподавателям и без этого есть чем заняться в рабочее время.

Я притаскиваю всякие тяжести или толкаю шкафы и поднимаю тумбы. Мужчины на нашей кафедре есть, но они работают в другом конце нашего весьма просторного здания. Так, что ждать когда кто-то соизволит подойти на помощь или не соизволит, или делать дело по мере сил и возможностей - в этом мой выбор. Я выбираю последнее. Мне важен результат. Такая работа - не женский труд. Мой организм каждый раз откликается после подобных нагрузок - я с трудом встаю на следующее утро. Перцовый пластырь, наклеенный на поясницу мне помогает восстановить нормальную походку, а не ходить полдня перекошенной.

Мой рабочий кабинет стал как-будто больше и просторнее, и выглядит обжитым. Появилось место для растений и растения вновь заселили эту комнату, которая когда-то, в мои студенческие годы, была переполнена растениями и композициями из сухих растений. А ведь мебели стало больше!

Сегодня мне захотелось немного расслабиться и тяжестями не заниматься. Возможно, завтра я займусь и этим. Хочется ещё кое-что в божеский вид привести. Если до сих пор до меня никто этого не сделал, то кто же сделает если не я?

Ну ничего себе я расслабилась! Такой длинный рассказ написала невзначай! Как потрудилась, так и расслабилась.

Светлана Федорова, Казань, 27 февраля 2025 г.


Рецензии