Джеймс Брайс из клана Мак-Фарлан

Джеймс Брайс был уроженцем Ирландии и кровным сыном Шотландии. Принадлежал к септу Брайс (Bryce) клана Мак-Фарлан (Mac-Farlane). И вошёл в историю как 1-й виконт Брайс (10 мая 1838 — 22 января 1922). Он сделал политическую карьеру в Британской империи, которую не любил. Вообще, Мак-Фарланы были оппозиционным кланом. Последний вождь клана Вильям Макфарлан скончался в 1866 году, в возрасте 53-х лет (Джеймсу тогда было 28). С тех пор у Мак-Фарланов нет официально признанного вождя.

Клановая гордость и личные нравственные принципы зачастую побуждали Джеймса Брайса действовать вразрез с официальной линией Лондона.

Джеймс Брайс из клана Мак-Фарлан — всемирно-историческая личность, человек могучего разностороннего интеллекта и твёрдой воли, один из инициаторов создания Лиги Наций. Просвещённый космополит — и шотландский патриот.

Брайс прошёл курс правоведения в университете Глазго. В 1862 г. окончил Тринити-колледж Оксфордского университета. В том же году поступил в оксфордский же Орайл-колледж (Oriel College). И там кальвинист Брайс стал ПЕРВЫМ студентом, отказавшимся произнести официальную англиканскую присягу.

Завершил своё образование Джеймс Брайс в ходе путешествия на континент, когда он посетил ряд германских университетов. В Гейдельберге он занимался под руководством Карла Вангерова. Был адвокатом, затем профессором римского права в Лондоне и вскоре обратил на себя внимание сочинением на тему Священной Римской империи (I Германского Рейха), поставленную Оксфордским университетом. В сочинении «The Holy Roman Empire» (Лондон, 1864, 8 изд., 1888), Брайс обнаружил просвещённый взгляд на Всемирную историю и способность улавливать изгибы средневекового ума во всех его проявлениях. Сочинение это доставило ему в 1870 году одну из самых почётных кафедр в Оксфорде — кафедру гражданского права.

Брайс агитировал за отмену религиозной присяги в древнейших английских университетах. Предпринимал обширные путешествия: по США (1870, 1881, 1883 гг.), Исландии (1872) и ряду других стран.

Джеймс Брайс интересовался историей Армении, и в 1876 году он основал и возглавил Англо-армянское общество.

В 1878 г. Брайс и его друг, шотландец Лесли Стивен (здесь Лесли — имя, а Стивен — фамилия) посетили Татры. Они покорили вершины Ломнице и Герлах.

В качестве председателя Англо-армянского общества Брайс в 1878 году совершил путешествие в Армению через Россию. Он посетил Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Казань, Саратов, откуда проследовал на Кавказ. И поднялся на Арарат, что было официально задокументировано как первое одиночное восхождение на эту священную вершину. Джеймс Брайс также утверждал, что он обнаружил обломки Ноева ковчега! (первым человеком Нового времени, увидевшим Ноев ковчег, был немецкий путешественник Аш в 1848 году). В описаниях своих путешествий Брайс выказал себя тонким и вдумчивым наблюдателем. Такое именно отношение к природе и людям отразилось и в его книге «Transcaucasia and Ararat» (3 изд., Лондон, 1878).

«Армяне — это народ с великим прошлым! Эта нация древней культуры и огромного таланта была официально объявлена христианской царем Традатом около 300 г. от Р. Х. — за столетие до того, как римский император Константин украсил свои знамёна символом креста. С тех пор армяне сохраняли — вопреки ужасным бедствиям — свою веру и даже в наше время стойко держатся христианской веры.» — подчёркивал Брайс.

В 1880 г. Брайс был выбран в палату общин в Лондоне, а в 1885 г. — в Абердине. С этого же года Брайс стал известен как энергический второй секретарь по иностранным делам в последнем министерстве великого шотландца Вильяма Гладстона, то есть официальный представитель министерства иностранных дел в палате общин. Но и после падения Гладстона он не переставал следить за внешними связями и обязательствами Британии, и за международной обстановкой. Об этом свидетельствуют его многочисленные речи по поводу турецких преступлений на Крите и в Армении. Также ольстерец Брайс выделился своей деятельной агитацией в пользу ирландского Гомруля.

В том же 1880 году Брайс совершил новое путешествие в Армению — на сей раз через Константинополь (где удостоился аудиенции у патриарха-католикоса Нерсеса Варжапетяна) и Смирну (где познакомился с Матвеем Мамуряном).

Ценным сочинением Брайса является книга «The American Commonwealth» (3 т., Лондон, 1888; русский перевод В. Неведомского под заглавием: «Американская республика», 3 т., М., изд. К. Т. Солдатенкова, 1889 — 1890.), посвящённая анализу политического строя США. Книга эта была признана одним из крупнейших произведений публицистической литературы XIX века.

В 1894 — 1896 годах султан Абдул-Гамид II организовал массовую резню армян и ассирийцев в Западной Армении и сопредельных регионах. Русская и европейской пресса приводила жуткие подробности убийств. И в 1896 г. увидело свет очередное издание книги Брайса «Transcaucasia and Ararat», в которое автор включил дополнительную главу «20 лет Армянского вопроса», где подчеркнул: 

«Эти 20 лет для армян-христиан были заполнены еще большими страданиями чем их предки видели в течение восьми веков, прошедших после первых турецких захватов. Это были годы бедствий, резни, мученичества, агонии, разочарований!!!»

В 1897 г. Брайс посетил Южную Африку и близко познакомился с историей и современным положением буров Оранжевой республики и Трансвааля. В том же году Брайс опубликовал книгу «Impressions of South Africa» («Южноафриканские впечатления»). Когда же через два года две маленькие гордые республики, населённые бурами, осмелились с оружием в руках выступить против наглого диктата Британской империи и вспыхнула Англо-бурская война, Брайс сурово осудил практику концентрационных лагерей и другие военные преступления британских оккупантов.

Британский главком лорд Китченер создал в Южной Африке ОДНУ из ПЕРВЫХ в истории систему концлагерей (в фильме Элиа Казана «Америка, Америка», сценарий которого имел отчасти документальную основу, показан концлагерь, созданный турками для армян в 1896 году). Мысль Китченера была следующей: чтобы лишить бурских партизан-коммандос возможности снабжения и убежищ — сжечь их фермы, а семьи сконцентрировать за колючей проволокой! Всего в них было заключено не менее 120 тысяч мирных буров и 30 тысяч их африканских слуг. От жутких условий жизни (скудный рацион, бесчеловечное обращение охранников и медсестёр) погибли свыше 26 тысяч буров, в подавляющем большинстве это были женщины (умерло 4 177 женщин) и дети (умерло 22 047 детей).

В 1901 г. Брайс опубликовал труд по сравнительной юриспруденции «Studies in History and Jurisprudence».

В 1899 — 1901 годах Брайс состоял председателем Альпинистского клуба.

С 1 ноября 1900 г. по инициативе партии «Дашнакцутюн», в Париже начал выходить на французском языке (два раза в месяц) журнал «Pro Armenia», предназначенный для пропаганды армянского дела. В нём печатались Жан Жорес, Джеймс Брайс, Ф. Пресансен.

20 апреля 1902 г., под редакцией С. Радева, на французском языке началось издание "La mouvment macedonien". Вскоре Радев навёл мосты с армянскими и арменофильскими кругами во Франции. И в том же году движение "Pro Armenia" было переименовано в "Pro Armenia et Macedonia".

В 1902 г. в Брюсселе состоялся международный армянофильский конгресс. Под его влиянием в ряде европейских городов в 1902 и 1903 годах прошли митинги моральной поддержки порабощённому народу Армении. Один из которых организовал Джеймс Брайс.

«Наиболее замечательным был митинг в Сент-Джеймс-холл, под председательством Джеймса Брайса, старого сотрудника Гладстона.» — писал журналист А. В. Aмфитеатров (будущий соратник генерала П. Н. Краснова по Братству Русской Правды) в книге «Армянский вопрос» (С.-Петербург, Пушкинская скоропечатня, 1906). Материалом к этой книге послужили личные наблюдения Aмфитеатрова в Турции в 1896 г., а также данные, предоставленные ему Жаном (Ованесом) Лoрис-Меликовым в Париже в 1905 году.

«Пользуюсь случаем выразить глубочайшую благодарность всем лицам, - писал Амфитеатров - снабжавшим меня материалами к политическому изучению армянского мартиролога, и в том числе прежде всех доктору И. З. (Ивану Захаровичу) Лорис-Меликову, неутомимому труженику «Pro Armenia», осветившему для меня многие тёмные места вопроса с пламенною искренностью пылкого патриота и с изящным беспристрастием истинного европейца»

В начале 1903 года Джеймс Брайс стал президентом Балканского комитета в Лондоне. А 20 июля 1903 г. в болгарском селе Корнишор, в порабощённой Македонии, 250 бойцов Енидже-Вардарских чет Апостола Петкова, Иванчо Карасулияты и Крыстю Асенова присягнули малиново-зелёному МАКЕДОНСКОМУ ЗНАМЕНИ, сшитому по поручению Апостола Петкова, более известного как Апостол-воевода... 2 августа 1903 года, в день Святого Ильи-пророка, началось Ильинденское восстание против турецкого ига в Македонии и Фракии. Но увы! Героическое Ильинденское восстание было потоплено в крови.

«Турки истребили 4700 мужчин, женщин и детей, сожгли 201 село. (...) 30 тысяч человек бежали в Болгарию. Это — македонская Голгофа!» — писал болгарский историк Стоян Бояджиев, заместитель председателя общества ВМРО-СМО (газета «Демокрация» от 2.8.1992 г.)

12 марта 1904 года, по инициативе "Балканского комитета", был проведён митинг в защиту армянского и македонского дела. Участие в нем приняли Джеймс Брайс, П. Кияр, В. Перар.

Балканский комитет развил активную деятельность в защиту болгарского населения Македонии и Фракии. Выступая в Палате общин, Джеймс Брайс неизменно защищал справедливое дело восставших болгар. И опубликовал ряд статей и документов, знакомивших британскую и европейскую общественность с болгарским национальным делом. Джеймс Брайс на долгое время стал в авангарде международного движения защиты порабощённых болгар от турецкого гнёта.

В 1905 – 1907 гг. Брайс был главным секретарём по делам Ирландии. Примечательно, что здесь ему оказал протекцию премьер-министр сэр Генри Кэмпбелл-Баннерман (который, подобно Брайсу, был убеждённым противником войны с бурами).

В 1907 — 1913 гг. Джеймс Брайс состоял послом Великобритании в США. В 1913 г. Брайс посетил Японию и пересёк Сибирь по Транссибу. В пути он сделал множество уникальных фотографий, а также — заинтересовался движением сибирского областничества, проектом «Соединённых Штатов Сибири», у истоков которого стояли сибирские казаки Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев. На момент путешествия Брайса —   Николая Ядринцева уже не было в живых, Григорий Потанин возглавлял внепартийное общественное движение за широкую автономию Сибири в рамках Российской империи.

В начале Первой мировой войны премьер-министр Асквит поручил Брайсу подготовить доклад о преступлениях германских агрессоров в изначально-нейтральной Бельгии. Богатый фактическим материалом доклад был издан в 1915 году. В том же году Брайс резко осудил Геноцид армян в Османской империи. Он стал одним из основателей Британо-армянского общества Красного Креста. В июле 1915-го Брайс первым озвучил тему армянского геноцида в Палате Лордов. И совместно с историком Арнольдом Тойнби подготовил так называемую «Синюю книгу», обобщившую множество достоверных свидетельств совершённых младотурками массовых убийств армян и ассирийцев. Брайсу же принадлежит одно из первых описаний героической самообороны армянского гнезда в предгорьях Муса-Дага, которую возглавил 20-летний полевой командир Мовсес Тер-Галустян...

Итоги Первой мировой войны Брайс обобщил в серии статей «Essays and Addresses on War» (June 1918). Здесь Брайс утвердил в англоязычном обиходе термин «the Murder of a Nation» (который встречается и в более ранних его публикациях). И с этимологической точки зрения, созданный в 1944 году Рафаэлем Лемкиным греко-латинский термин «геноцид» можно рассматривать как перевод словосочетания, впервые (или одним из первых) внедрённого Брайсом. Как его официальный СИНОНИМ.

Не исключено, впрочем, что впервые подобный термин ввёл в оборот немецкий подвижник Иоганнес Лепсиус (15 декабря 1858 — 3 февраля 1926). В процессе своей работы над двумя разоблачительными книгами («Доклад о положении армянского народа в Турции», 1916 год, и «Дорога смерти армянского народа»), Лепсиус в сентябре 1915 года опубликовал в швейцарской газете статью «Уничтожение целого народа».

Выступая в феврале 1920 г. в палате лордов Брайс резко осудил победоносных турок-кемалистов за продолженное ими преследование армян в Киликии. И подверг, в этом контексте, резкой критике послевоенную политику Великобритании и Антанты в Армянском вопросе. В 1921 году, за год до своей смерти, Брайс написал книгу «Современные демократии» (Modern Democracies).

Брайс резко-негативно относился к коммунистам и анархистам, «фанатично практикующим насилие». Мне часто приходилось писать, что учителями большевиков были их союзники-младотурки, поголовно истреблявшие армян, ассирийцев и анатолийских греков в 1-ую Мировую войну, а ещё раньше, в ходе Балканских войн, массово уничтожавшие фракийских и анатолийских болгар и гагаузов. Союз большевиков с младотурками был заключён ещё в 1907 году. Подчеркну, что на тот момент ни та, ни другая партия ещё не были правящими, находясь, так сказать, "в одной весовой категории". А в период 1-ой Мировой войны и большевики, и теперь уже правящие младотурки чётко координировали свои действия.

Осудив террор младотурок и их последышей кемалистов, лорд Брайс однозначно осудил и красный террор большевиков.

24 апреля — траурный день армянского народа. Принципиальное решение ЦК партии "Единение и прогресс" (более известной как партия младотурок) об уничтожении армян было принято не позднее 27 февраля 1915 года (что было зафиксировано в шифротелеграмме военного министра Энвер-паши, одного из столпов стамбульского триумвирата). 15 апреля 1915 года министр МВД Талаат-паша (другой член триумвирата) отдал секретное распоряжение "подвергнуть армянский народ окончательной ликвидации" и назначил дату 24 апреля! НО и доныне официальная Анкара (вослед официальному Стамбулу) отрицает факт ГЕНОЦИДА армян и других национальных меньшинств.

Аналогичным образом, КПСС, КПРФ и администрация Путина упорно замалчивали и замалчивают многолетнюю антиказачью кампанию большевиков. Которую мы имеем все основания называть не "ошибкой" и не каким-то там "перегибом", — НО не иным чем, как "убийством нации" или "народоубийством".

В США казаки признаны нацией. В законе 86-90 "О порабощённых нациях", принятом в США в 1959 году, казаки причисляются к нациям "лишённым национальной независимости". Казаки упомянуты в этом законе вместе со своей исторической территорией — Казакией. Но ещё за год до принятия Конгрессом Закона 86-90 — ВВДЗ (Всевеликое Войско донское за рубежом), ВзТКВ (ВсеЗарубежное Терское Казачье Войско), ККВЗ (Кубанское Казачье Войско за рубежом) с 1958 года имеет официальный статус Донского, Терского Кубанского Правительств в изгнании согласно всем нормам и положениям международного права.

И свЕрдловская директива о расказачивании от 24 января 1919 года, и "хлебозаготовительная кампания" 1932 года (породившая Голодомор), и бойня 1945 года в Лиенце с абсолютной точностью подходят под ООНовское определение ГЕНОЦИДА.

«Необходимо напомнить и объяснить иностранцам, что гонение на казаков, не говоря о том, что это идет в разрез с принципами, торжественно провозглашенными в ООН, — является недопустимым ГЕНОЦИДОМ!» — писал донской казак Н. Корольков в парижском казачьем журнале «Родимый Край» (№ 114 СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ 1974 Г.).

И вот оно, юридическое определение ГЕНОЦИДА, данное в статье II «Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него»:

* "Уничтожить (полностью или частично) какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу",

* "Убийство членов такой группы",

* "Предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение её" и

* "Меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы"!!!!

И всё это — было, всё это творили большевики и их союзники!

Что бы ни сочиняли по данному поводу Путин, Мединский, Зюганов, Кургинян... а также пресловутый Эрдоган... — всё это было на памяти старших поколений!!!

Лукавые политиканы дезавуируют, или забалтывают свои преступления, уповая на наше невежество или беспамятство!

НЕ позволим же ИМ перехитрить НАС! Преступления младотурок и большевиков не должны быть забыты!


Рецензии