Логика по-сталински архив

Глава I
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ
 
§ I. Логика мышления и наука логика
 
В труде и в быту, в учебной и общественной работе,
в научном трактате и в школьном сочинении — везде
и всегда необходимо правильное, т. е. определённое, не
противоречивое, последовательное, обоснованное, мышление.
Без правильного мышления, которое осуществляется
с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни
общаться с другими людьми.
Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли,
противоречит самому себе, о таком человеке говорят:
«Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики».
Здесь словом «логика» называют правильность построения
мыслей.
Правильное построение мыслей изучается наукой логикой.

Таким образом, следует различать:
1) логику мышления(правильность построения мыслей) и
2) науку логику 1
 .
Кратко науку логику можно определить так:
Логика есть наука о законах и формах правильного
построения мыслей.


§ 2. Логические законы и формы
 
Логические законы. Определённость, непротиворечивость,
последовательность и обоснованность являются
обязательными качествами правильного мышления.
Эти качества имеют значение законов правильного
мышления.
 
*Наименование «логика» происходит от древнегреческого слова
«логос», что значит «мышление», «мысль», а также «слово,
в котором выражена мысль».
 
Сознательное или несознательное нарушение логиче
 ских законов ведёт к неправильному выводу. Человек,
который нарушает логические законы, неизбежно оказы
 вается побеждённым в споре, дискуссии.
Приведём пример.
Кто читал роман Тургенева «Рудин», тот помнит горя
 чие споры между двумя героями этого известного произ
 ведения. Рассмотрим отрывок из беседы Рудина с
Пигасовым:
— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему
убеждений нет?
— Нет— и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на пер
 вый случай.
Все в комнате улыбнулись и переглянулись.
Легко понять, что Пигасов потерпел поражение. Зная
логику, можно определить и характер его ошибки. Пига
 сов противоречит самому себе. Признав в начале беседы,
что убеждений не существует, он тут же отказывается от
своей первой мысли и утверждает совершенно противо
 положное.
Один из логических законов, который называется
законом противоречия, указывает на недопустимость
подобной ошибки в рассуждениях.
Логика имеет своей задачей изучение законов правиль
 ного построения мыслей и логических форм.
Логическая форма — это структура, строение
наших мыслей.
Возьмём для примера две такие мысли:
Медь — проводник электричества.
Пшеница — растение семейства злаковых.
Каждая из этих мыслей представляет собой отражение
в нашем мышлении определённых фактов действительно
 сти. Так как факты эти различны, то и содержание
мыслей об этих фактах различное. Но, несмотря на это,
в обоих случаях мы видим общее строение, единую струк
 туру этих мыслей.
Наука логика, исследуя логические формы, отвле
 кается от конкретного содержания той или иной мысли.
 
Рассматривая приведённые примеры, логика интере
 суется не свойствами меди (ими занимается физика)
и не принадлежностью пшеницы к семейству злаковых
(это область ботаники). Логику интересует структура
мысли.
Возьмём ещё для примера два таких рассуждения:
Все граждане СССР имеют право на образование.
 Мы — граждане СССР.
Все звёзды являются раскаленными газовыми шарами.
 Сириус — звезда.
Следовательно, мы имеем право на образование
Следовательно, Сириус — раскалённый газовый шар.
Содержание этих двух рассуждений разное, но ход
мыслей в обоих примерах одинаков. В первом случае мы
мыслим о нашем праве на образование, закреплённом в
Конституции СССР. Во втором случае мы мыслим о
структуре Сириуса, которую он имеет, как и всякая
звезда.
Однако, являясь разными по содержанию, эти два
рассуждения сходны между собой в отношении своего
строения. Логическая форма этих рассуждений одина
 кова: от общего положения мы идём к частному вы
 воду.
Если в процессе рассуждения наши мысли облекаются
в неправильные формы, то в таком случае прийти к истин
 ным выводам невозможно.
Сравним два следующих рассуждения:
 Во всех городах за полярным
кругом бывают белые ночи.
 Город Игарка находится за
 полярным кругом. 
 Ленинград не находится за
 полярным кругом.
Следовательно, в Игарке бывают белые ночи.
Следовательно, в Ленинграде не бывает белых ночей.
В первом случае вывод и ход рассуждений правильный.
Во втором случае, несмотря на правильность исход
 ных положений, заключение получилось ошибочным:
известно, что в Ленинграде бывают белые ночи.

Неверный вывод есть результат того, что рассуждение облечено в
неправильную логическую форму
1.
Таким образом, логика изучает формы мышления. Но
это не значит, что логика не интересуется содержанием
мышления. Изучение формы мысли вне связи с содержа
 нием не имело бы для нас никакого смысла. Однако
изучение её в связи с содержанием не означает, что мы
не можем в необходимых случаях в целях изучения мыс
 ленно отвлекать эту форму.
Логические законы и формы, т. е. законы и формы
правильного построения мыслей, являются общечеловече
 скими. Это значит, что люди различных эпох и стран
независимо от своей классовой и национальной принад
 лежности строили и строят свои рассуждения по одним и
тем же логическим законам, мыслили и мыслят в одних и
тех же логических формах. Если бы не было единых и
обязательных для всех людей логических законов и форм,
то люди не понимали бы друг друга.
Человеческое мышление развивается, изменяется, т. е.
становится более совершенным. Но изменение форм мыш
 ления в течение длительного времени мало заметно.
Логические формы и законы обладают устойчивостью,
постоянством.

§ 3. О материалистическом понимании мышления

Начиная с древнейших времён люди интересовались
вопросом об отношении мышления к бытию. В зависимо
 сти от решения этого вопроса различаются в философии
два направления — материалистическое и идеалистиче
 ское.
Последовательное, единственно научное разрешение
вопроса о материи и сознании, о материи и мышлении,
об источнике наших ощущений, представлений, понятий
даётся лишь марксистским философским материализмом,
разработанным великими учителями трудящегося челове
 чества К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и
И. В. Сталиным.
В противоположность идеализму, утверждающему,
что материальный мир существует лишь в нашем мышлении
(Неправильность этой формы рассуждения будет разъяснена
в главе VIII)
, сознании, материализм исходит из того, что источ
 ником ощущений, представлений, понятий, мышления,
сознания является материя. Материя первична, а мышле
 ние, сознание вторично.
Мышление — это свойство высокоорганизованной ма
 терии, а именно — свойство мозга. Мышление не суще
 ствует и не может существовать само по себе. Оно
является отображением материального мира в человече
 ской голове.
Мышление возникло и развивается в процессе обще
 ственно-трудовой деятельности людей. В самом деле,
психические процессы свойственны и животным, но мыш
 ление присуще только человеку. Объяснение этого мы
находим в труде. Животные не производят орудий труда.
Они лишь пассивно приспособляются к природе. Человек
же активно преобразовывает природу, приспособляет её
при помощи орудий труда к своим потребностям. В про
 цессе производства человек ставит конкретные цели, обду
 мывает пути и способы их осуществления.
Деятельность человека требовала от него всё более
глубокого осмысливания связей и отношений между
предметами и явлениями внешнего мира. «Труд, — гово
 рит Энгельс, — создал самого человека».
Практика, трудовая деятельность, является и мерилом
истинности наших знаний о законах природы и обществен
 ной жизни.

§ 4. Мышление и язык

Мышление развивалось вместе с языком, с которым
оно неразрывно связано. Только язык делает возможным
обмен мыслями в человеческом обществе.
«Язык, — говорит И. В. Сталин, — есть средство,
орудие, при помощи которого люди общаются друг с дру
 гом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного
понимания. Будучи непосредственно связан с мышлением,
язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении
слов в предложениях результаты работы мышления,
успехи познавательной работы человека и, таким образом,
делает возможным обмен мыслями в человеческом обще
 стве».
На всех этапах развития человеческого общества язык 
был единственным средством общения людей. Язык даёт
людям возможность понять друг друга и организовать
совместные действия в борьбе с силами природы, наладить
производство материальных благ. Без языка, который
понятен всем членам общества, невозможно само суще
 ствование общества.
Язык сыграл огромную роль в развитии мышления
человека, язык явился одной из тех сил, которые помогли
выделиться человеку из животного мира.
Без материальной языковой оболочки мысль не могла
бы ни возникнуть, ни существовать. Какие бы мысли ни
появлялись в голове человека, они всегда облечены в
слова, в языковые термины и фразы. «Оголённых мыслей,
свободных от языкового материала, свободных от язы
 ковой «природной материн»—не существует» (Сталин).

§ 5. Значение логики

Можно логично рассуждать и не зная науки логики,
так же, например, как можно практически владеть язы
 ком, не изучив грамматики. Но как изучение грамматики
повышает культуру нашей устной и письменной речи, так
и изучение науки логики повышает культуру нашего
мышления.
Чтобы научиться стройно и последовательно излагать
свои мысли, правильно пользоваться логическими форма
 ми, надо знать науку логику.
Выдающийся русский мыслитель революционер-демо
 крат А. И. Герцен настоятельно советовал изучать логику.
Известный русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что
основания разумной речи находятся в логическом мыш
 лении.
Знаменитый русский учёный К. А. Тимирязев считал
прямой обязанностью каждого гражданина развивать в
себе способность к логическому мышлению.
Основоположники марксизма-ленинизма, раскрыв
истинную природу форм и законов мышления, наиболее
глубоко показали их значение в нашем познании внеш
 него мира.
Все произведения основоположников марксистско
ленинского учения являются блестящими образцами логи
 ческого мышления.
 
Выступая на вечере кремлёвских курсантов в январе
1924 года, И. В. Сталин говорил о необычайной силе
убеждения, простоте и ясности речей В. И. Ленина.
«Меня пленила, — говорил И. В. Сталин, — та непре
 одолимая сила логики в речах Ленина, которая несколько
сухо, но зато основательно овладевает аудиторией, посте
 пенно электризует её и потом берёт её в плен, как говорят,
без остатка. Я помню, как говорили тогда многие из деле
 гатов: «Логика в речах Ленина — это какие-то всесильные
щупальцы, которые охватывают тебя со всех сторон кле
 щами и из объятий которых нет мочи вырваться: либо сда
 вайся, либо решайся на полный провал».
О силе логики, о непоколебимой последовательности
в мыслях и действиях И. В. Сталина писал А. И. Ми
 коян:
«У Сталина железная логика. С непоколебимой после
 довательностью одно положение вытекает из другого,
одно обосновывает другое, ничего разбросанного в мы
 слях и действиях...»
Необычайная сила убеждения, логичность и ясность
речей В. И. Ленина и И. В. Сталина являются выраже
 нием того глубокого смысла, богатства содержания, кото
 рое заложено в этих речах.
Содержание мыслей, конкретные знания всегда явля
 ются главным, основным в правильном мышлении. Поэто
 му не следует думать, что с помощью одной только логики
можно научиться правильно мыслить. Логика не может
заменить фактических знаний, которые приобретаются
путём изучения других наук, путём активного участия в
производственной и общественной работе.
Изучение логики оказывает большую помощь в про
 цессе овладения новыми знаниями. Логика помогает ско
 рее и глубже понять содержание учебного материала,
подготовиться к урокам, решить задачи, стройно и после
 довательно изложить свои мысли — в устной или пись
 менной форме — и обосновать свои рассуждения. Логика
помогает найти и выделить главное, основное в изучаемом
материале, лучше усвоить его содержание.
Советские люди, вооружённые передовой марксистско
ленинской теорией и сознанием правоты дела Ленина —
Сталина, выходят победителями из ответственных и слож
 ных дискуссий с представителями зарубежной «науки» и
дипломатии. Яркий пример этого — блестящие выступле
ния советских делегатов на международных конференциях
и совещаниях. Эти выступления являются образцом не
только глубокого знания существа обсуждаемых вопросов,
но и образцом неотразимой логики.
Процесс постепенного перехода от социализма к ком
 мунизму требует от всех советских людей высокого идей
 ного уровня и широкого кругозора. Естественно, что в
наши дни роль логики как науки о законах и формах
правильного построения мыслей неизмеримо возрастает.
 
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что такое правильное мышление?
2. Какие два значения имеет слово «логика»?
3. Что является предметом логики?
4. В чём ошибочность идеалистического взгляда на мышление?
5. Изложите материалистическое решение вопроса о мышлении.
С. В чём выражается связь мышления с языком?.
7. Для чего необходимо изучать логику?



С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН
ЛОГИКА
УЧЕБНИК для СРЕДНЕЙ школы
 
Утверждён
Министерством просвещения РСФСР

ИЗДАНИЕ ВОСЬМОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
МОСКВА*1954

От издательства
Настоящее (восьмое) издание учебника
печатается по седьмому изданию.


Рецензии
Надежда, тема архиважная. Только данный учебник - путь не к свету, а блуждание в потьмах. Рассудите сами, существует антагонизм между бедными и богатыми, и есть логика - наука, возникшая ещё до новой эры (якобы Аристотель заложил её основы). Вопрос: что же до сего дня эта наука (вместе с другими науками) не разрешила проблемы противоречий в обществе? Ну, хотя бы между правителями государств, чтоб они жили мирно. Ведь понятно, что правит не логика, а пороки, особенно любовь к материальной прибыли. Дело в том, что данный учебник ничего правдивого не говорит о природе мышления человека. Поэтому мы из него не узнаем, что такое любовь, вера, истина. Вот изрёк Маркс, что критерий истины - практика, а ведь это слепая формулировка. Ага, по Марксу получается, если меньшинство паразитирует на большинстве веками, значит оно истинно. Практика же. Да, бедные не довольны, тапа, истина не с ними, но богатые-то очень успешны. А меж тем, истина никогда не противоречит законам: не лги, не кради, не вреди, не создай себе кумира и т.д. У меньшинства же кумир - деньги и что? они истинны? Увольте от такой логики. Правильно было сказано - "По плодам их узнаете их". Ещё одна ложь от Маркса - "Бытие определяет сознание". Это полное игнорирование Первопричины во всемирном действии причинно-следственной связи. А ведь логика - это ясное ощущение причинно-следственной связи. И ещё, противоречие между бедными и богатыми невозможно разрешить путём передела собственности. Это то же самое, что лечить следствие болезни, а не причину. В общем, не тот учебник вы хвалите.

Геннадий Иванов 5   11.05.2025 01:37     Заявить о нарушении
Геннадий, Вы всё правильно написали. Просто забыли добавить:
если в любую науку добавить Маркса, Ленина, Сталина, Трампа, Путина, Зеленского, Нетаньяху и т.д - и прочих царей, диктаторов, демократов..., то эта наука превращается в отхожее место и перестаёт быть Наукой!
Логика - умение правильно и последовательно выстраивать свои мысли так, чтобы донести их хотя бы до себя самого. Не забывая при этом, что на Земле есть некие физические и химические законы, которые человек победить не в силах.
Например: от осинки не родятся апельсинкит (т.е. Генетике плевать на наши хотелки и желания. Посадишь помидор - вырастит помидор, безмозглая баба, рожая от алкоголика, родит безмозглого алкоголика. Ну и т.д.
Обозревая весь человеческий род, видишь, что количество безмозглых баб и мужиков с вредными привычками зашкаливает. Поэтому, чтобы уменьшить число дураков, надо попробовать со школьной скамьи учить логически мыслить уже рождённых безмозглых
дураков. Одна извилина у них всё-таки есть - есть, писять, какать, кричать и чего-то требовать они с рождения могут...
Если Вы подумаете, что я умная - зря. Я пишу про себя.
Потому что только безмозглая дура могла родить детей и работать за копейки, отказывая себе во всём и участвуя в общественно-полезном труде на благо Родины, которая для неё совершенно ничего не сделала бесплатно. Ведь то, что считалось бесплатным, оплачивалось из её кошелька: из заработанных честно 100руб ей давали рубль, а всё остальное уходило в кормушку под грифом "бесплатно".
Если найдёте хоть одно государство на планете Земля, благополучие и экономическое процветание которого стоит не на налогах (их дохрена!), а на инновациях и новых технологиях, я буду очень признательна.

Это пример применения Логики моими мыслями...
Жаль, что Логику не изучают в школах!
Тогда бы не затыкали поражения в войнах пушечным мясом, а прорехи безмозглых экономистов - новыми налогами для граждан.
У войны есть свои законы: хочешь воевать, рой две могилы - одну врагу. а другую себе.
У экономики тоже есть свои законы: ничего никуда не исчезает и не появляется вновь. Если где-то убыло, значит где-то прибыло (больше танков - меньше товаров).

Спасибо за интересную рецензию!
Любая наука есть Наука, пока политики не облапают её своими грязными ручонками :(

Надежда Шевцова   11.05.2025 06:58   Заявить о нарушении
"...если в любую науку добавить Маркса, Ленина, Сталина, Трампа..."

Вообще-то в мире так и делается. Наука не должна отступать от истины, иначе это лженаука. Она должна быть впереди власти, а по факту власть её сделала своей служанкой, (несогласных на костёр или под расстрел). Не говорю о материалистических законах, тут власть видит, что она бессильна. Но есть духовные законы, которые люди напрочь игнорируют, в том числе власть и лжеучёные. В итоге противоречия и вражда, следовательно - деградация, упадок, регресс, вырождение. Всё в мироздании творится путём действия причинно-следственной связи, мы даже мыслим от причины, а если видим только следствие, то стараемся понять причину. Без понятой причины всё мышление человека лживо. И вот человек, имея дух и тело, не понимает, что тело без духа мертво, что дух есть начало и первопричина его желаний и действий, что благодаря первопричине (духу), действует вся цепочка причинно-следственных связей. И генетики наблюдают только следствие. Кстати, учёные о духе говорят как о "непознанное". А коль не познали, то не туманили бы людям мозги. Это ж неведение говорить о теле как о высокоорганизованной материи. А кто организатор молчат, потому что слабо понять Первопричину в действие всемирной связи. Они говорят, что причина движения - это противоречие, но не догоняют, что для неживой материи любые противоречия ничего не значат.
*
"Если найдёте хоть одно государство на планете Земля, благополучие и экономическое процветание которого стоит не на налогах (их дохрена!), а на инновациях и новых технологиях, я буду очень признательна."
*
Надежда, мы в тёмном мире никогда такого государства не найдём. Не нужно следовать за злом большинства. Новации и новые технологии - это не про совершенное общество, где нет грызни. Лучше кусок хлеба и с ним мир да любовь, чем полный дом яств с раздором и враждой. Из-за игнорирования духовных законов люди (в первую очередь власть) превратили Землю в место торговли и погони за прибылью, в вертеп разбойников. Должна быть любовь, любовь же заключается в соблюдении духовных законов (возлюби ближнего, как себя, не лги, не кради и т. д.). Прибыль - это следствие, служа прибыли, человек уподобляется низшей твари. Таким людям иновации и совершенные технологии во вред. Только совершенным это всё приносит пользу, но такое государство называется Царство Божие (потому что тут царствует истина). Любители прибыли тоже считают, что они умеют, якобы, правильно и последовательно выстраивать свои мысли (например так: если ты такой умный, то почему такой бедный), однако это служение мамоне, а не истине, это лживый тип мышления. А людям для беспроблемной жизни в изобилии нужно поменять лживое на праведное (покаяние). Для этого важно знать природу мышления человека, познание самого себя, важно верить не только в законы физики и химии, но и в духовные. Это пробуждает совесть. У меня есть статья о природе мышления, но не здесь же её выкладывать. Если вы исследователь (а скорее всего это так), то не сочтите за труд узнать о себе больше http://proza.ru/2025/04/19/740
С уважением

Геннадий Иванов 5   11.05.2025 10:26   Заявить о нарушении
Размышлизмы образованных-необразованных-полуобразованных обывателей, где-то как-то чего-то умеющих излагать по-своему интересны. Но не более того! Просто тусуются граждане.
Еще советская наука утверждала (осторожно, разумеется), что 98% людей не понимают ничего... Ну, по большому счету. Ни-че-го. Просто живут, где-то как-то работают. На этом и строится вся политика.
Но! И. Джугашвили - полудикий хазарин (джуга - горный еврей).Хазары - смесь азиатских племён, атеисты. Т.наз. евреи. Восточной Европы. Их посадили во власть... Что они натворили... Государство предать огласке не может.
Вот еще интересное, про "Великий Октябрь" :
- Шайка подонков больших городов Европы и Америки схватила за волосы и держит в своих руках русский народ, фактически став безраздельным хозяином громадной империи.
Черчилль, мемуары, за которые он получил нобелевскую премию по литературе 1953 года.

Геннадий Атаманов   08.06.2025 11:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.