Остров Пасхи. 02. Конец затворничества

   В начале апреля 1722 года голландская флотилия из кораблей Вест-Индской компании «Аренд», «Тинховен» и флагмана «Африканская галера», вспарывая бушпритами гребни тихоокеанских волн, упорно шла сквозь непогоду ранее проложенным курсом в поисках легендарной Южной земли. Утром 5 апреля, в первый день христианской Пасхи, с флагманского корабля Якоба Роггевена наконец-то заметили сушу: небольшой скалистый остров посреди самой пустынной части Тихого океана. Из-за непогоды парусники простояли на якоре у северного берега четверо суток. 10 апреля сто пятьдесят моряков и солдат высадились на берег и пробыли там весь день.
   Их дружелюбно встретили рослые жители, похожие на полинезийцев, среди которых голландцы с удивлением увидели туземцев с почти черной, красноватой и даже белой кожей. Совершенно европейский облик имел и посетивший корабль высокорослый и физически сильный вождь аборигенов, который держался с большим достоинством и отличался от моряков разве что экзотическим дикарским одеянием и длинными, свисающими до самых плеч, мочками ушей, в которые были вставлены какие-то тяжелые белые клубни. Помимо этого, первооткрывателей поразили колоссальные каменные статуи, во множестве возвышавшиеся на берегу. На головах многих из них были установлены огромные темно-красные короны, похожие на корзины. И было совершенно непонятно, каким образом туземцы смогли создать и воздвигнуть этих истуканов. Не вдаваясь в длительные рассуждения, Роггевен решил, что они слеплены на месте из глины, в которую для красоты и прочности вкраплены булыжники.
   Слава провидению, что среди этих поисковиков-мореплавателей был командир отряда морской пехоты Карл-Фридрих Беренс, увлеченный литературным творчеством. В 1737 году в Лейпциге вышла его книга «Испытанный южанин. Путешествие по южным странам и вокруг света в 1721–1722 годы». Благодаря ему мы и сегодня продолжаем вновь и вновь штудировать эти бесценные крупицы информации.
«Наша “Африканская галера” близко подошла к берегу и отрапортовала, что остров производит впечатление очень плодородного и, вероятно, населен, так как местами виден дым. На следующий день наши корабли направились туда, чтобы отыскать гавань, и в расстоянии двух миль от берега встретили индейца, который плыл навстречу в маленьком челноке; мы взяли его на борт и одарили его кораллами и другими безделками, каковые он навесил себе на шею вместе с сушеной рыбой... Он был довольно высок и силен, имел бодрый вид и недурные черты лица и отличался приятностью в речах и обращении... Он, казалось, неохотно расставался с нами, поднял руки вверх, повернул глаза к берегу и стал кричать: “О доррога! О доррога!” ... Я безусловно считаю, что упомянутыми громкими криками он призывал своего бога, и действительно, мы впоследствии увидали идолов, которые стояли на берегу в большом количестве...
   ...Туземцы тысячами плавали вокруг кораблей, некоторые на маленьких лодках или челноках: они принесли нам сырых и жареных кур и много корнеплодов, а на берегу они метались взад и вперед, как звери. Другие же уселись кучками, человек по пятьдесят или сто, и смотрели на наши корабли частью из любопытства, частью чтобы выведать, зачем мы туда приехали. Перед идолами они развели много огней, чтобы приносить жертвы, а может быть и молиться. …На рассвете мы видели издали, как они кидались наземь в сторону восходящего солнца; затем они зажгли несколько сот костров, что, вероятно, было утренним жертвоприношением богам. После этого мы приготовились сойти на берег. Но перед этим к нам на корабль опять явился наш прежний гость со многими ему подобными… Среди них был один совсем белый человек, у которого торчали в ушах белые клубни величиной с кулак и который имел очень набожный вид, так что мы сочли его за жреца.
   ...В тех местах, куда мы проникли, мы не встретили никаких животных, если не считать разных пород птиц... Для своего пропитания индейцы, по-видимому, обрабатывают землю: по крайней мере, все было засеяно и в цвету; луга и пашни весьма аккуратно отмежеваны и отменно возделаны.
   ...Тела они расписывали всяческими птицами и диковинными зверями, но всегда один лучше другого. Большинство женщин размалевывали лица красной краской, такой яркой, какой нам никогда видеть не приходилось; но мы не могли узнать, из чего делают эту чудесную краску. Все женщины носили красные и белые покрывала, а также маленькие шляпы из соломы или камыша.
   ...Идолы были высечены из камня в виде людей с длинными ушами и короной на голове, но сделаны они были весьма искусно, чему мы немало дивились».

   К вечеру того же дня поднялся ветер и, потеряв два якоря, корабли отошли подальше от береговых скал. 12 апреля Якоб Роггевен продолжил свой путь и вряд ли приходило ему в голову, что он открыл не просто новый клочок земной тверди в океане, нареченный им островом Пасхи, но целый, до сих пор не познанный и остающийся загадочным, мир. Мореплаватели уносили с собой впечатления о местном населении, как о диковинном, доброжелательном, жизнерадостном и процветающем народе численностью в две-три тысячи человек. Удивительно, но особого отпечатка в местном фольклоре этот визит не оставил. На животе одного из моаи есть схематичное изображение парусника, но в какие времена оно выцарапано, неизвестно. Похоже, что незваные гости аборигенов не сильно впечатлили.
   После Роггевена на острове побывали десятки представителей загоризонтных цивилизаций: мореплаватели, работорговцы, авантюристы, бизнесмены, миссионеры. Результаты их контактов с островитянами не очень утешительны – древние знания не перенимались, коренное население оказалось на грани исчезновения, уничтожены были многие артефакты, зато остались многочисленные загадки.

   Только с начала двадцатого века остров начали посещать первые исследователи. Его известность и интерес к нему широкой публики стали возрастать благодаря стараниям Тура Хейердала с середины пятидесятых годов – после издания его книги «В поисках рая. Аку-Аку». На сегодняшний день в свет вышли сотни публикаций, посвященных вопросам истории и культуры острова Пасхи и, чтобы не утруждать читателя пересказами и повторами уже известных исторических фактов, оставляю за ним право самостоятельно предпринять увлекательный их поиск в бескрайних просторах Интернета и тихом шелесте книжных страниц. Мы же окунёмся в сферу "Люди, Камни, Солнце".

 
Фото Олега Сергеева


Рецензии