К Рождеству

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе». Русский перевод тропаря: «Рождение Твое, Христос Бог наш, возсияло для мира светом знания. Ибо в нем служащие звездам были научены звездой поклоняться Тебе, Солнцу Правды, и знать Тебя, сходящий свыше Восток (как место наступления света, солнечного восхода. – П.М.). Господи, слава Тебе». Итак, волхвы – прежде поклонявшиеся и верившие лишь звездам – теперь научены звездой тому, что поклоняться следует лишь подлинному Источнику света, Солнцу Правды: Христу.



Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп Неприступному приносит; ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог». Русский перевод кондака: «Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному (то есть неприкосновенному, недостижимому для нас по Своей высоте Богу. – П. М.), ангелы славят с пастухами, волхвы же путешествуют со звездой; потому что ради нас родился Младенец, Предвечный (то есть существовавший прежде, чем что-либо было сотворено. – П. М.) Бог». Текст кондака в первую очередь говорит о том, что в день Рождества Христова удивительным образом соединилось, казалось бы, несоединимое, осуществилось невозможное – Дева рождает Того, Кто вообще не сопоставим по Своему величию ни с чем в мире; земля приносит Ему в дар пещеру, делающуюся жилищем Того Самого Бога, что прежде обитал лишь в неприступном благодатном свете; Существовавший вечно Господь рождается телесно и, начав вдруг жить земной жизнью, делается слабым и беззащитным Младенцем, подчиненным законам времени и пространства.


в «Слове пятом на Рождество Христово» святитель Лев Великий, Родившийся в Вифлееме – «истинный Человек и Истинный Бог; вечный в Своем, временный в нашем; единый с Отцом в сущности, которая никогда не была у Него меньшей, чем у Отца, и единый с Матерью в теле, которое Он создал».

се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф.1:23)


По слову святителя Григория Богослова, «Безплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается. Сын Божий делается Сыном Человеческим». Впрочем, что может быть невозможного и неисполнимого для всемогущего Бога?

Он, по выражению святителя Льва Великого, в Воплощении «принял нашу немощь».

по слову святителя Григория Богослова, после Вочеловечения во Христе было «два естества» – Божественная и человеческая природы, – Он, конечно же, как и все мы, по воспринятому Им человечеству, «утомлялся, и алкал, и жаждал, и был в борении, и плакал по закону телесной природы»

Как учит святитель Лев Великий, «если бы Сам Создатель не снизошел до общности с творением и человеческую ветхость не призвал бы Своим Рождеством к новому основанию, то начиная от Адама и вплоть до последних времен царила бы смерть (Рим.5:14) и на всех людях оставалось бы неразрешимое проклятие…».


Мы, христиане, по слову апостола Петра, призваны стать причастниками Божеского естества (2Пет.1:4),


Учение об обожении отражено в писаниях многих древних святых отцов. Так, например, священномученик Ириней в книге «Против ересей» утверждает: «Для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы (человек), соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим… Слово Божие сделалось тем, что мы есть, дабы нас сделать тем, что есть Он». Как кратко формулирует в «Послании против ариан» святитель Афанасий, «Сын Божий… сделался… человеком, чтобы в Себе нас обожить». Или же как емко определяет в «Главах о богословии и Домостроительстве» преподобный Максим Исповедник, «Бог Слово, Сын Бога и Отца, для того и стал Человеком и Сыном Человеческим, чтобы соделать человеков богами и сынами Божиими».


преподобный Иустин (Попович): «Воплощением, вочеловечением и очеловечением Своим Бог самым очевидным образом вошел в самую утробу, в недра человеческой жизни, вошел в кровь, в сердце, в центр всего сущего. Вытесненный добровольным человеческим грехом из мира, из тела, из человеческой души, Бог Воплощением, Вочеловечением возвращается в мир, в тело, в душу, Весь становится человеком и, будучи им, трудится для человека, вселяется в мир и среди твари промышляет о твари, освящает тварь, спасает тварь, преображает тварь, обоживает тварь».

Григорий Богослов, «таково наше торжество; вот что празднуем ныне – пришествие Бога к человекам, чтобы нам переселиться или (точнее сказать) возвратиться к Богу, да, отложив ветхого человека, облечемся в нового (ср. Еф.4:22–24), и как умерли в Адаме, так будем жить во Христе (1Кор.15:22), со Христом рождаемые, распинаемые, спогребаемые и совосстающие».

Как говорит об этом святитель Иоанн Максимович, «даже сам князь тогдашнего мира сего, гордый противник Божий – дьявол, оказался обманутым и не узнал в Родившемся Того, Кому позавидовал, когда еще был ангелом. Сокровенная от его власти предвечная тайна о спасении рода человеческого могла познаться лишь теми, кто внимают голосу с неба и туда устремляют свои взоры».


Как учит святитель Лев Великий, Христос в Своем Воплощении, «оставаясь в Божественном величии, одновременно пребывает и в нашей униженности – истинный Человек и Истинный Бог; вечный в Своем, временный в нашем; единый с Отцом в сущности, которая никогда не была у Него меньшей, чем у Отца, и единый с Матерью в теле, которое Он создал»


А как наставляет святитель Григорий Богослов, в Рождестве «Безплотный воплощается, Слово облекается плотью, Невидимый видится, Неосязаемый осязается, Вневременный получает начало, Сын Божий становится Сыном Человеческим… О, новое смешение! О, чудное растворение! Сущий начинает бытие; Несозданный созидается; Необъемлемый объемлется через разумную душу, посредствующую между Божеством и грубой плотью; Богатящий становится нищим – нищает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством; Исполненный истощается – истощается ненадолго в славе Своей, чтобы мне быть причастником полноты Его. Какое богатство благости! Что это за таинство о мне? Я получил образ Божий и не сохранил Его; Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обезсмертить».

святитель Григорий Палама, «Самое от Бога Бог Слово, неизреченно умалив Себя, нисходит свыше к человеческому роду и, нераздельно соединив его с Собой, и смирившись и обнищав по нашему образу, возвышает к Небу все земное или соединяет воедино человечество и Божество и, таким образом, указывает на смирение как на единственный путь, ведущий к Небу, предложив ныне Себя как пример такого смирения и людям, и ангелам».

Ибо, по слову святителя Иоанна (Максимовича), исходящий из нее небесный свет, «Вифлеемский свет» Новорожденного Богомладенца Христа ныне, как никакой другой, ярко «озаряет все концы вселенной». С ним соглашается и святитель Димитрий Ростовский: «Целое небо с солнцем, луной и звездами, со всем могуществом Божиим вместилось в один малый Вифлеемский вертеп!..Итак, вертеп стал Небом, а Небо вертепом. Вертеп стал Небом тогда, когда принял в себя Небесного Бога и все Силы Его. Ныне Бог в вертепе со всем Небом, и через это пещера – Небо, а Небо – вертеп».

Пастухи могли бы произнести вслед за этой невестой – посреди обступавшей их со всех сторон духовной ночи: сердце мое бодрствует (Песн.5:2).


Вот как возвышенно и поэтично воспевает святитель Прокл то самодарование мира: «Ныне вся тварь приносит безотчему Младенцу странноприимные дары: земля – ясли, пещеры – кладези вод, горы – вертеп, города – Вифлеем, ветры – послушание, море – повиновение, волны – тишину, глубина – рыб, рыбы – статир, воды – Иордан, источники – самаряныню, пустыня – Иоанна, животные – жребя, птицы – голубя, волхвы – сокровища, жены – Марфу, вдовицы – Анну, безплодные – Елисавету, девы – Богородицу Марию, пастыри – песнопение, священники – Симеона, дети – ветви пальмовые, гонители – Павла, грешники – мытаря, язычники – хананеянку, кровоточивая – веру, блудница – благовонное миро, смоковницы – Закхея, древа – Крест, крест – разбойника, восток – звезду, воздух – облако, небо – ангелов, Гавриил – приветствие…»


Говоря об этом, святитель Иоанн обращается в дни Христова Рождества ко всем нам: «Звезда Вифлеемская вновь незримо сияет над миром, призывая все народы и каждого человека устремить свой взор к небу, горе иметь сердце, припасть к Новорожденному и возрадоваться радостью велией, ибо с нами Бог! С нами Бог, разумейте, язы;цы, и покоряйтеся: яко с нами Бог! (ср. Ис.8:8–9)».

_____________________
Фрагменты из книги:
«Рождество Христово»,
Автор: Петр Юрьевич Малков.


Рецензии