О долгах и кредитах
Главное назначение денег было заменить натуральный обмен первобытнообщинного строя, на более удобную форму экономических отношений: не менять курицу на рыбу или бобы на ячмень, а просто купить то, что нужно. Для этих целей использовались условные эквиваленты того или иного товара. Например, корзина рыбы стоила 20 особых ракушек, или красивые бусы – 10 шкурок белки, одна курица – мешок бананов и так далее. По мере развития цивилизации, ракушки и шкурки уступили место медным, серебряным и золотым монетам; и лишь значительно позднее, их заменили банкноты. В России эта заслуга принадлежит Екатерине Великой, при которой впервые появились бумажные ассигнации, используемые в расчетах наравне с серебряными рублями и золотыми червонцами. В наш современный век, движущей силой которого, как и любого технического прогресса, является банальная лень, уже и банкноты с монетами утрачивают свое значение. Все переместилось в виртуальную реальность: от системы безналичных платежей до универсального дьявольского изобретения – биткоинов. Деньги вроде есть, но их никто живьем не видит. Супер обман! Соответственно, и кредитно-денежные отношения превратились из реальных в воображаемые. Раньше, бывало, решил человек занять, пошел и одолжил у соседа трешку до получки; а сейчас не нужно никуда ходить. Достаточно, лежа на диване, кнопки в мобильнике понажимать и готово! Сколько из-за этого произошло бед и трагедий невозможно и представить. По скромным оценкам ЦБ России в 2024 году телефонные мошенники украли у населения боле 195 миллиардов рублей. И за каждым хищением стоят слезы и горе конкретных людей. Но вернемся к нашей теме.
Итак, мы выяснили, что по мере развития цивилизации и технического прогресса, деньги, как средство обмена условных единиц на товар, поменяли физическую форму на воображаемую в сознании. В бумажнике лежит 1000 руб., а на карточке – миллион, и человек мнит себя миллионером, а не бедняком. Хотя в этот самый момент этот миллион либо благополучно выводят мошенники, либо блокирует банк, либо арестовывают приставы. На лицо самое настоящее электронное рабство. Наличные деньги в кошельке и цифры в компьютере – явно не одно и тоже. Когда хочется кушать, можно взять наличку и купить хлеб, а если счет арестовали или обчистили, то покушать не получится. Говорят, что Запад прикарманил около 350 миллиардов долларов российских денег. Но такое невозможно было представить еще в XVIII веке, поскольку такая сумма в реальном измерении весила бы не одну тонну золота, а золото принято хранить не где-то у заморского дяди за тридевять земель, а у себя в казне. По сути, Россию развели те же телефонные мошенники, но только другого уровня. Следовательно, в современном мире деньги стали не реальностью, а виртуальным представлением о том, что они есть и ими можно воспользоваться в любое время по своему усмотрению. Образно говоря, металлический рубль, который можно пощупать, из предмета превратился в фантом, воображаемую действительность. Произошла интересная метаморфоза: сначала курица превратилась в кусок железа, затем железо – в бумажку, а теперь даже и бумажки не осталось – одни цифры на экране! Это очередная ложь дьявола, смысл которой заключается в порабощении людей теми, кто исправно ему служит, контролируя мировые финансовые потоки. Тему «мирового» или «глубинного» правительства я дальше развивать не буду. Нас интересует конкретный человек и его этическая оценка долга.
На примере вышесказанного я хотел показать, что природа долга заключается не в заимствовании вещей или денег, а в отношениях между должником и заимодавцем, то есть этот вопрос относится не к материальной, а нравственной сфере бытия. А это уже область духовного мира, где действуют законы не человеческие, а Божественные. Исходя из этого, необходимо разобраться в предназначении денег и их роли в деле Домостроительства, то есть спасения человека. Мало кто сомневается, что деньги нужны для покупки товаров и оплаты услуг, и в этом видят их главное предназначение. Но это лишь видимая, второстепенная сторона их предназначения. На самом деле, Господь дал людям деньги ради совершенно иных целей. Божественное и духовное является определяющим фактором тварного мира и его внутренним наполнением. Через видимое познается духовное или предназначение вещи, а достигшие совершенства через невидимое познают видимое, то есть понимают для чего каждая вещь создана и чему служит. Бесцельное существования любой вещи или твари невозможно, поскольку у Бога все имеет свое значение и место. Поэтому всякое получившее бытие творение служит единой цели мироздания и выполняет свои задачи. Это же относится и к средствам платежа. Адаму с Евой деньги в раю были не нужны. Они им были не нужны и после изгнания из рая. В деньгах не нуждался и Каин с Авелем, и остальные их братья и сестры. Потребность в монетизации возникла только после того, как сын Каина Енох стал строить города, а второй его сын Тувалкаин заложил основы промышленности. С размножением человечества, стала развиваться торговля и промышленность, для обслуживания которых понадобилось средство универсального товарообмена – деньги. Бог попускает их появление не столько для облегчения жизни людей, сколько для вразумления и исправления. В этом суть и главное предназначение первых монет. С богословской точки зрения деньги служат уздой для ограничения похотливых желаний и страстных влечений. Ими Господь, как долотом, обтесывает каменную глыбу греха, пытаясь извлечь из человека образ и подобие. Отсутствие средств ограничивает возможности грешить в свое удовольствие, а их изобилие, наоборот, тому активно способствует. Будучи падшим и слабым, он не в состоянии удержаться от соблазнов, особенно, если может их с доступность обеспечена богатством. Поэтому Христос и говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:28). Здесь под «Царством Божиим» понимается не место на Небе, а достижение веры. Иначе говоря, богатому чужды заповеди Христа, в основе которых лежит нестяжание и любовь. Чтобы сдерживать греховные влечения, Бог ограничивает человека в материальных благах вплоть до пожизненной нищеты, чтобы: "излишество не сделалось несправедливостью", - как писал святитель Григорий Богослов. Одним скудность благословляется как средство достижения святости, а другим попускается как бич, изгоняющий грех. Никакого иного предназначения денег, как Богом данного средства спасения, не существует. Представления о том, что без них обходиться невозможно, и нужно трудиться, чтобы зарабатывать на жизнь – иллюзия, в основе которой лежит непонимание смысла денег и маловерие в Промысел Божий. Люди трудятся, чтобы заработанное потратить, а затем снова занимаются поиском средств к существованию. Сребролюбие – корень всех зол, ибо какие только преступления не творились ради обогащения или выживания. Не зря все богатства мира отданы во власть дьяволу. Это его главное средство порабощения души. Вспомним 30 серебряников, полученных за предательство Христа. Люди настолько маловерны, что больше надеются на купюры в кармане и цифры на счете, чем на Бога и Его Промысел. Они думают, что, если сами о себе не позаботятся, то никто им не поможет. Подобное представление породило уродливую поговорку: «На Бога надейся, а сам не плошай», то есть не ищи Бога, а ищи деньги. А ведь Иисус призывает: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:31-33). Но, чтобы прислушаться к словам Христа, нужно иметь крепкую веру. А с этим у большинства человечества огромные проблемы. Я не хочу показаться ханжой, плюющим на деньги. Моя цель – всего лишь раскрыть их суть с точки зрения Православного вероучения. А как известно, теория, тем более в духовной сфере, очень далека от практики повседневной жизни. Конечно, люди должны трудиться, чтобы зарабатывать на жизнь. Таково обетование Божие за грех праотцов: «В поте лица твоего будешь есть хлеб», (Быт.3:19) – определяет Господь наказание Адаму. Поэтому всякий обречен на свое делание, чтобы выжить, ибо: «Трудящийся достоин пропитания» (Мф.10:10). Однако нельзя ставить целью труда добывание средств. В этом принципиальная разница между благочестием и страстью. Каждый в крещении наделяется своими талантами, реализация которых на пользу людям и ради Христа, главная задача верующего. И слесарь у станка, и монах затворник – одинаково трудятся во славу Божию. Первый ради пропитания, а второй ради духовного блага и спасения не только своей души, но и нуждающихся в окормлении. И тот, и другой получают свою мзду от Господа; и никто из них с голоду не умирает и без крова над головой не остается. На этот счет можно еще долго размышлять, но это не предмет нашей беседы. Мы несколько отвлеклись от темы, и настала пора вернуться к проблеме долга.
С помощью денег Бог воспитывает человека, ограничивая его доступ к наслаждениям. Господь попускает нищету, чтобы он научился радоваться малому, то есть тому, чего имущие не замечают. Мать одиночка купила ребенку из сэкономленных денег шоколадку и оба радуются так, как богач новой яхте. Радость одна, а средства потраченные ради нее - совершенно разные. Испытывая нужду или пребывая в нищете, человек с одной стороны, вынужден уповать только на Бога, а с другой – поневоле удерживается от греха, связанного с удовольствиями. Но главное, что обретает нуждающийся – это способность уверовать и сострадать ближнему. Не зря говориться: «Сытый голодного не разумеет». Нуждаясь, человек часто обращается за помощью к близкими или знакомым, что раньше служило на пользу и тем, и другим: один смирялся нуждой, а второй – проявлял милосердие. Сейчас в большей мере человек идет за микрокредитом в банк, что и его губит, и незаконно обогащает явно не божественного происхождения институт. Христос говорит: «Ничего не требуйте более определенного вам» (Лк.3:13), то есть не берите сверх того, что вам должны. Этим Он осуждает ростовщичество в любых его проявлениях. Вот только для банков и наживающихся на нужде брата слова Господа не указ. Поэтому в нашем разговоре мы разделим долг как кредит и долг как заимствование у ближнего.
Я уже говорил, что в основе банковской системы лежит ростовщичество, которое уходит своими корнями в Ветхозаветное прошлое. Тогда древние иудеи, наплевав на Закон Моисея, который чтут и поныне только на словах, давали взаймы под немалые проценты. А ведь Господь категорически запрещает подобное изуверство над ближним: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста…Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; [Я Господь,] чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Исх.22:25; Лев.25:35-37). Бог прямо говорит: «Безбожники, не обдирайте ближнего, иначе со Мной будете иметь дело». Но его никто не слышит и слушать не хочет. Следовательно, банкиры – это преступники Закона Божьего, мздоимцы и лиходеи, которые наживаются на крови и страданиях беднейших и неимущих. Они считают, что кредиты, которые они раздают под грабительские проценты – это их личные деньги, не думая о том, что каждый их них голым пришел в этот мир и голым его покинет, ибо у гроба карманов нет. На самом деле все, что есть в мире принадлежит Богу и от Него исходит, и к Нему возвращается. К сожалению, современный прогресс без банковского обслуживания невозможен. Мировая экономика тесно переплетена с глобализацией, политикой и интеграцией разных стран в единое экономическое пространство. Вообще, тема глобализации, как весьма успешного проекта сатаны, требует отдельного внимания, и возможно, мы к ней еще вернемся. Поэтому без движения капиталов, которое обеспечивают банки, существование человечества не мыслимо. Но это не дает права преступать Закон Божий и грабить соотечественников. Я имею ввиду дикие проценты за кредиты, которые ничем не обоснованы, цель которых не возмещение понесенных затрат, а извлечение сверхприбыли. Бог прямо называет условия, при которых невозврат долга не является грехом и Им не осуждается: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок». От подобного в жизни не застрахован никто. Бог по-разному приводит человека к Себе и к покаянию, в том числе, и через нищету. Поэтому, если должник не в состоянии рассчитаться с банком, то это не его грех, а вина грабителей в белых воротничках. В таких случаях будет по-православному не корить себя за невозврат кредита и не линчевать совесть ложным пониманием честности и обязательств, а положиться на волю Божию, Которому все деньги и богатства принадлежат как Творцу. Поэтому мы берем в долг у Бога, а не у банков или людней и возвращаем тоже Ему. И если, Промыслом Божиим человек оказывается не в состоянии вернуть долг, значит такова воля Божия, и себя корить не в чем. Однако это не значит, что, руководствуясь подобными рассуждениями, можно грабить награбленное, то есть брать кредиты, заведомо намереваясь их не возвращать. Это уже война не против банка, а бунт против Господа, поскольку деньги воруются у Него. Аналогичным образом будут осуждены и те, кто берут кредиты не в силу необходимости и ради выживания, а на удовлетворения наслаждений и удовольствий: вместо простой машины за один миллион рублей, хочется купить за три или пять. Вместо двушки на вторичном рынке, хочется трешка в элитном районе и так далее. Такие «хотелки» и «развлекухи» оправданием при отказе платить банку не являются, и виновный будет судим как вор.
Намного сложнее обстоит дело с заимствованиями между людьми. Это вопрос не только личных отношений, но и любви к ближнему. Эта любовь составляет суть христианства и пренебрежение ею влечет за собой тяжкие последствия. В этих отношениях каждый может выступать и как заемщик, и как заимодавец. В жизни всякое случается. Если, понукаемый нуждой, порядочный человек занял у знакомого деньги и не может по уважительной причине вернуть долг, то начинает испытывать сильнейшие угрызения совести и страдать душою, особенно, если кредитор его друг, родственник или хороший знакомый. И главным виновникам обличения становится совесть. В такой ситуации финансовые отношения между людьми переходят в область нравственную, ибо совесть – это глас и часть образа Божия в человеке. В схожей ситуации оказывался должник во времена, когда мораль и нравственность определялась высшим светом аристократического общества. Для дворянина верхом бесчестия считалось оказаться в положении банкрота, а не уплата карточного долга ставила его в положение изгоя, что было равносильно самоубийству. В беседе «Как чижик убил А.С. Пушкина рукою Дантеса» я подробно разбирал подобные нравственные коллизии. Именно огромный долг, в том числе, привел гениального поэта на Черную Речку 27 января 1837 года. Однако с православной точки зрения обе ситуации подлежат совершенно разным оценкам. В первом случае речь идет и подчинении Промыслу Божьему, поставившего человека в тяжелые условия, а во втором – проявлении гордыни и тщеславия. Но время благородных «стреляний» по поводу долга, равно как и высшего света с его законами давно и безвозвратно кануло влету. Я это пример привел только потому, что есть еще некоторые романтические и впечатлительные натуры, которые в неспособности уплатить долг видят собственное унижение и катастрофу вселенского масштаба.
Как же добрый христианин должен вести себя, если не может вернуть долг ближнему. Здесь на помощь приходит Евангелие. Христос говорит: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (Мф.5:42), и: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк.6:30). В этих словах заложена основа православного отношения к долгу. Матфей говорит о двух видах заимствования: предметов, еды, одежды и тому подобного и – денег. Лука повествует о другом: он акцентирует внимание на личности и словами Господа объясняет, что давать, если есть такая возможность, нужно любому просящему, ибо от человека скрыты истинные причины вынужденного смирения последнего. Кроме того, евангелист повелевает не требовать у заемщика возврат отданного, при условии, что оно является личной собственностью заимодавца. Поэтому, если долг отдать невозможно, то следует объяснить кредитору свое бедственное положение и попытаться договориться об условиях либо отсрочки долга, либо о его прощении. Занявший в долг, если он православный человек, обязан пойти навстречу брату, понимая, что в аналогичной ситуации может оказаться сам. Таким отношением исполняется любовь к ближнему, что приносит великую духовную пользу обоим. Если ближний не умолим и требует возврат долга, который вернуть нечем, то несчастному должнику следует положиться на волю Божию, не предпринимая лихорадочных попыток вернуть деньги любым путем, вплоть до преступных. Подобной ситуацией Бог приводит одного к смирению через лишения, а другому открывает его алчность и сребролюбие, поправшие любовь к ближнему. Нужно всегда помнить, что и волос не упадет с головы человека без воли Божьей; и поэтому никто не сможет причинить зла брату, если за ним стоит Господь: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим.8:31), – восклицает великий Павел. «Каждый человек – инструмент в руках Промысла Божьего», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Это значит, что и должник, и заемщик – одинаково используются Промыслом для их общего блага. Простивший долг кредитор, обретает великую милость у Бога и искупает многочисленные грехи, как исполнивший закон любви, а занявший и получивший прощение долга, научается смирению и упованию на милость Божию, волей Которого получил помощь в тяжелой ситуации. Но нельзя брать взаймы, собираясь обмануть ближнего. Это преступление перед законом человеческим и Божьим. Таковых ждет суд без милости. Если в ситуации долга оба православные – то через сие они обретают крепкую любовь между собой как братья во Христе. Если же кто-либо из них идет путем «иудейским», то есть проявляет лукавство или алчность к ближнему, то участь его печальна, и Бог взыщет с него во сто крат более, нежели он присвоил или истребовал с нечастного знакомого.
Правильное отношение к долгам и кредитам важное условие мира в душе и крепости веры в современном мире. Главное, что нужно помнить, занимая или давая в долг, что все в этом мире принадлежит Господу, а человек только распорядитель имущества, переданного ему во временное пользование. И Владыка в час оный спросит с каждого за справедливое или злое отношение к полученным благам. И критерием Суда Христова будет любовь к ближнему.
Свидетельство о публикации №225022700533