Самолет своего времени
К концу 1950-х годов советские ВВС остро нуждались в новом
военно–транспортном самолете. Для перевозки личного состава, боевой техники и, особенно, вооружений требовалась машина, способная использовать грунтовые взлетно–посадочные полосы, без дозаправки перевозить груз массой 40 т. на 3.5 тыс. км, а груз массой 10 т. – на 10 тыс. км.
Данное техническое задание было передано, переведенному после Великой Отечественной Войны из Новосибирска в Киев, КБ Антонов.
Менее, чем за четыре года была разработана и доведена до летных испытаний, машина АН–22, названная в честь древнегреческого мифического великана Антея.
Самолет Ан-22 обладал, максимально защищающим винты и двигатели от попадания твердых фрагментов грунта со взлетно-посадочной полосы, высокорасположенным свободнонесущим крылом и, существенно увеличивающим устойчивость, двухкилевым хвостовым оперением.
Планер самолета выполнен в основном из алюминиевых сплавов с использованием титана.
Взлетная масса машины составляет 227 т., из них 96 т. - масса топлива, длина – 57м., размах крыла – 64м.
Фюзеляж самолета - круглого сечения с работающей обшивкой и каркасом из набора стрингеров, шпангоутов и балок. Обшивка фюзеляжа выполнена из дюралюминиевых листов, толщиной 1.2-2.5 мм.
В первом – двухпалубном отсеке самолета расположена кабина экипажа. На нижней палубе расположена кабина штурмана, на верхней - кабина остальных членов экипажа.
Во втором отсеке находится герметизированная грузовая кабина длиной 32.7 м, шириной 4.4 м и высотой 4.4 м с избыточным давлением 25 КПа.
Третий отсек самолета включает часть грузовой кабины, грузовой люк (размером 4.4х16 м), закрывающийся рампой с задней створкой, а также негерметическую секцию.
Силовая установка самолета представляет собой четыре, разработанных для стратегического бомбардировщика Ту-95 и нашедших широкое применение во многих других машинах, турбовинтовых двигателя НК-12МА, мощностью по 15 тыс. л.с. и крупнейшими в мире воздушными винтами, радиусом 3.1 м.
«Антей» был способен перевозить 290 солдат, 206 раненых, 151 парашютиста-десантника, средний танк (Т-55, Т-62), до четырех БМД или БМП, а также практически все типы, существовавших в то время, самолетов и вертолетов фронтовой авиации. Способен десантировать парашютным способом (методом срыва) технику и вооружение массой до 22 т. Кроме того, была предусмотрена возможность перевозки грузов на внешней подвеске под крылом.
Производство самолетов «Антей» было налажено в Ташкенте, где находился пятый в мире по объему выпускаемой продукции и единственный в СССР, производивший транспортные самолеты, авиационный завод.
В 1973 году на этом заводе начали выпуск нового реактивного военно-транспортного самолета Ил-76, и до 1990 года собрали более тысячи машин.
В первые годы независимости Узбекистана, руководству ташкентского авиазавода пришлось решать проблемы поиска заказов и оттока высококвалифицированных кадров.
Вместо восстановления кооперации с российскими и украинскими предприятиями, узбекское руководство решило собственными силами, основываясь на советских разработках, запустить производство ближнемагистрального турбовинтового пассажирского самолета Ил-114-100, вместимостью 40 мест.
Всего по заказу Национальной копании «Узбекистон хаво йуллари» было изготовлено 7 машин, часть из которых до сих пор эксплуатируется на внутренних узбекских авиалиниях.
Последним в славной истории авиационного завода стал выпуск трех самолетов Ил-76ТД для индийских ВВС, двух - Ил-76 МФ для Иордании, а также изготовление модернизированного самолета Ил-76-ТД-90ВД.
В 2013 году авиационное предприятие было реорганизовано в Ташкентский механический завод, и Узбекистан полностью прекратил производство воздушных судов.
Мировой дебют самолета «Антей» состоялся летом 1965 года во французском Ле Бурже. Машина сразу же стала настоящей сенсацией мирового авиасалона. Вопреки ожиданиям экспертов, «Антей» оказался вполне изящным, за что был назван летающим собором.
В рамках авиасалона было объявлено, что пассажирская версия «Антея» будет способна поднять в воздух сразу 720 человек, что на 170 мест превышает вместимость, эксплуатируемого с 1993 года, пассажирского авиалайнера Boeing -777.
В те времена даже крупнейшие мировые авиаперевозчики не могли предложить столь вместительному пассажирскому самолёту окупаемых маршрутов.
Всего с 1965 по 1975 год включительно было построено 68 самолётов Ан-22, 8 из которых были потеряны в авиакатастрофах. Машина нашла не только военные, но и многочисленные гражданские применения – для доставки грузов в отдаленные поселения, в том числе, на нефтяные месторождения.
25 марта 1971 года в воздух впервые поднялся реактивный военно-транспортный самолет Ил-76, пришедший на смену «Антею».
В 1988 году в воздух впервые поднялся гигантский турбовинтовой самолет АН -225 «Мрия», ставший последним советским достижением КБ Антонова.
В первые постсоветские годы в КБ Антонова было начата разработка российско-украинского среднего транспортного самолёта «Ан-70», грузоподъемностью 47 т. ; его первый полёт состоялся 16 декабря 1994 года.
Вооруженный конфликт России с Грузией в августе 2008 года выдвинул на первый план потребность отечественных ВВС в транспортном самолете класса Ан-70, обладавшим просторным грузовым отсеком и возможностью использования грунтовых взлетно-посадочных полос. Требование на 60 самолетов Ан-70 было включено в национальную программу вооружений России на 2011-2020 годы.
Программа испытаний АН-70 продлилась с сентября 2012 года по апрель 2014 года. За это время состоялось около 120 полётов общей продолжительностью 220 часов. В общей сложности, Ан-70 выполнил около 735 полетов и налетал 930 часов.
В апреле 2014 года правительство Украины объявило о прекращении всего военно-технического сотрудничества с Россией. Годом позже Министерство обороны России заявило, что исключает Ан-70 из государственных закупок.
В качестве альтернативы, в нашей стране планируется наладить производство турбореактивного военно-транспортного самолета Ил-112в, грузоподъемностью 5 т.
В мае 2015 года «АНТК Антонов» вошёл в состав государственного оборонного концерна «Укроборонпром».
В июне 2016 года была создана Украинская авиастроительная корпорация, в состав которой вошли ГП «Антонов» и ряд других предприятий авиационной промышленности.
19 июля 2017 года постановлением Кабинета министров Украины государственный авиаконцерн «Антонов» был ликвидирован, и все его предприятия были включены в концерн «Укроборонпром».
17 июля 2018 на авиасалоне «Фарнборо-2018» было подписано генеральное соглашение «Укроборонпрома» и «Боинг» по взаимодействию в производстве модернизированных самолётов:«Ан-148», «Ан-158», «Ан-178», семейство которых будет иметь обозначение «Ан-1X8 NEXT».
В Январе 2019 года министр МВД Украины Арсен Аваков анонсировал закупку 13 самолётов украинского производства для нужд МВД.
20 ноября 2019 года имущественный комплекс корпорации «Антонов» был передан в управление Фонда государственного имущества Украины.
В 2024 ГП «Антонов» превратили в Акционерное общество, все акции которого принадлежат государству.
В конце 2024 года Министерство обороны России вывело из эксплуатации последние самолеты АН-22. Таким образом, 59 лет эксплуатации показали, что «Антей», воплотив в себе удачные инженерные решения, был одним из лучших военно–транспортных самолетов своего времени.
Свидетельство о публикации №225022700751