Об этимологии этнонимов Восточной Сибири
ЯКУТЫ. Самый многочисленный из коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Этимологию этнонима объясняют тюркским jaka «край, ворот, граница, берег» [2, т. 4, с. 553], от которого происходит и эвенкийское я;ко;, и якутское саха (sa;a) [3, с. 984]. Такое обозначение у соседних народов возникло в связи обитанием якутов по краю возвышенной местности перед берегами Лены. Однако исследователи остановились в своих поисках и не смогли объяснить -ут, сославшись, что это суффикс множественного числа (но якут один). Поэтому стоит предположить, что в дальнейшем, во времена русских первопроходцев, спускавшихся по Лене и столкнувшихся с новым народом, этноним был дополнен уточняющим термином kuta «болото» [3, с. 749], который и дал современную форму jak-kut > якут (мн. ч. якуты), т. е. демоним – жители болотистого края, стороны, что и соответствует видению пришедших людей ареала расселения якутов.
ЛАМУТЫ. Устаревшее название эвенов. Этимология этнонима рассмотрена не до конца – от l;;mu «море» [2, т. 4, с. 514], вновь упуская -ут. В то же время мы можем наблюдать конструкт, аналогичный якутскому: l;;mu «море» и *mu;- (с вокализмом muta) «край, предел» [3, с. 866, 938], т.е. l;;m-mut, определяя жителей на берегу (краю) моря.
ДОЛГАНЫ. Народность, населяющая бывший Туруханский край (ныне Таймырский округ Красноярского края). Этимология этнонима может восходить к корню *dal- (имея dol;in < dolgijan) «половодье, море, погружаться» [3, с. 459], который может указывать на демоним, определяющий жителей у моря, на местности, подвергающейся половодью, наводнению.
КОРЯКИ. Коренное население северной части полуострова Камчатка, Корякский округ. Исследователи связывают происхождение этнонима с оленями – то ли с оленями, то ли у оленей. Очевидно, что оленеводством занимались большинство народов Сибири, поэтому этот атрибут не может выступать определяющим для названия сибирской этногруппы. Можно обратить внимание на конструкт из выше упомянутого jak- «сторона, край» при первом компоненте, представленным корнем k;ori/*k;ri, который имеет значения «холм, гора, камень, обрыв, предел» [3, с. 843]. Значение этнонима (демонима) приобретает осмысленность – жители края <обрывистых> гор, что соответствует расселению коряков по краям Корякского и Колымского нагорий, а также северных оконечностях Срединного хребта Камчатки. Кстати, k;ori/*k;ri может лежать в основе и хоронима Корея – «горная оконечность».
ЧУКЧИ. Малочисленный коренной народ крайнего северо-востока России. Этноним вновь попытались связать с оленями, найдя похожее слово в чукотском – чаучи «богатый оленями» (богатые по отношению к кому – к русским, к корякам или еще какому-то народу?). Однако название чукчей есть демоним от местности, где они первоначально располагались и где их впервые встретили русские землепроходцы. В основе мог лежать конструкт из корней *;;iju (эвенское ;;w-, в тюркском ;;x-;u) «влажный, мокрый, сырой» [3, с. 425] и k;t;e, который имеет значение от «впадина» до «выпуклость», имея семантическое продолжение в k;t;i «возвышаться, холм» [3, с. 727-728] – ;;iju-k;t; (Чукот-ка). Таким образом, мы видим описание, с одно стороны, «сырой местности» (район устья Колымы, где находился ареал чукчей при встрече с русскими), с другой, «заболоченность склонов холмов», присущая центральной части Чукотского округа, т. е. чукчи – жители заболоченной местности.
ЮКАГИРИ. Один из древнейших народов северо-восточной Сибири. Происхождение этнонима не установлено, исследователи считают неубедительными варианты типа тунгусского «ледяные или замерзшие люди» и т. п.. В то же время можно предположить конструкт из *jok «вверху, выше» [3, с. 1032] и *kira (с вокализмом *giru) «гребень горы, возвышенность» [3, с. 767-768] (возможна форма *j;ger; «холм, высокий» в варианте *jokgaru, связанный с контаминацией с синонимичным выше приведенным корнем *jok- [3, с. 614]). Таким образом, демоним юкагир обозначает жителей гор, возвышенностей.
ТУНГУСЫ. Устаревшее название эвенков – коренного народа Восточной Сибири. Исследователи изрядно поупражнялись в поисках этимологии данного этнонима [1], хотя она лежит на поверхности. Название народа происходит от гидронима Тунгуска (Нижняя, Подкаменная, Ангара в нижнем течении). Русские первопроходцы за Енисеем первыми встретили народность, живущие по берегам этих рек. Гидроним Тунгуска встречается в разных местах Сибири – бассейны Иртыша, Оби, Енисея, Ангары, Лены, Колымы, Охотского моря, что указывает на его первичность по отношению к этнониму.
Таким образом, мы выяснили происхождение этнонимов Восточной Сибири. При этом, свое название народы получали по первоначальному ареалу расселения, где осуществлялся контакт с соседними этногруппами, и затем оно переносилось на всю общность близких родов.
Литература
1. Варламов А.Н. К вопросу о происхождении этнонима «тунгус». // Северо-Восточный гуманитарный вестник, 2020, № 1 (30), с. 71-76. DOI: 10.25693/SVGV.2020.01.30.08
2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: "Прогресс", 1986, в 4 томах.
3. Starostin S. A., Dybo A. V., Mudrak O. A. Etymological Dictionary of the Altaic Languages, 3 Volumes (Handbook of Oriental Studies / Handbuch Der Orientalistik - Part 8: Uralic & Central Asian Studies, 8). Brill Academic Pub, 2003. 2106 p.
Свидетельство о публикации №225022700783