Длинная дорога в Донбасс на Украину

Из рукописи автора второго тома романа "Вспоминая жизнь, похожую на романную"

У Егора Суханова знакомство с Донбассом  началось  в конце июля 1953 года. Ему светила после окончания семилетки, то ли физическая работа, например, учеником столяра в столярном цехе вместе с отцом в поселке ТЭЦ-3, то ли продолжение учебы в одном из техникумов, но обязательно в том, где была бы высокая стипендия. А такая стипендия была, по-видимому, только в горных техникумах. Об этом знал и отец Егорки Андрей, потому что у его коллег по столярному цеху в поселке у некоторых работников сыновья учились именно в горных техникумах. Поэтому Егорке пришлось «собирать» различные объявления из Донбасса и Кузбасса именно о горных техникумах. Но больше почему-то его тянуло в Донбасс на Украину. Эту искру любви к Украине заронила в нем еще бабушка Аграфена. А она знала об Украине от своего мужа и деда Егорки по отцовской линии от Василия Суханова. Но мечтам деда не суждено было сбыться. Он умер в 1928 г. совсем еще молодым человеком, не дождавшись своих внуков.

Поэтому Егорке, как очень мечтательному мальчику, захотелось осуществить мечту своего деда. С начала отец принес ему какое-то объявление о приеме в Кемеровский горный техникум в Кузбассе. Но почему-то Сибирь не привлекала Егорку. Во-первых, пугали морозы, которые казалось, сильнее вятских холодов. Во-вторых, пугала загазованность кузбасских шахт. Где-то Егорка вычитал, что все они очень взрывоопасные. К тому же, ему очень хотелось испытать предначертания деда относительно Украины. Егорке Украина представлялась каким-то раем на земле, особенно, после рассказов бабушки и дяди Васи, ее младшего сына, который проживал в городе Свердловске . Поэтому Егорка через своих друзей по школе начал искать объявления украинских горных техникумов о приеме на учебу. Сначала у него появилось объявление Горловского горного техникума. Затем Володя Лебедев из 7А класса, также мечтавший о больших делах и странствиях, показал Егорке объявление Сталинского горного техникума.

От объявления как-то сразу повеяло теплом и запахло Украиной. Да и название-то, какое: «Сталинский»! Сравнивая названия трех упомянутых выше техникумов, Егорка сразу определил, какое из них звучит более привлекательно и ласкает слух. Тогда, только что после смерти И.В. Сталина, название техникума «Сталинский» ну просто манило и привлекало. Думалось, что и город Сталино  как-то связан с «вождем народов». И учиться там, пожить в крупном городе, да еще в таком знаменитом, мечталось как о чем-то почти невероятном и несбыточном.

Показал оба донбасских объявления отцу. Он посмотрел на величину стипендий и решил, что учеба «стоит свеч». Дело в том, что стипендию техникумы обещали от 280 руб. на первом курсе до 390 руб. на четвертом. Плюс ко всему предоставлялась студенческая красивая форма, которую Егорка с отцом уже видели здесь в поселке на одном из студентов горного техникума. Ну и кроме получения горной специальности техникум брал на себя обязательство дать полное среднее образование.

В то время за продолжение обучения после семилетки в школе нужно было платить деньги за обучение, а тут в техникуме дадут бесплатное среднее образование, да еще с выплатой стипендии. Поэтому по настоянию отца выбрали быстро специальность «Горная электромеханика». Тогда, понятно, Егорка еще не понимал, чем должен заниматься на работе горный электромеханик. Но отец убеждал, что с такой специальностью можно со временем переехать и назад в поселок Чепецкий (ТЭЦ-3). Егорка рассуждал примерно так же. Да и раздел «Электричество» в физике ему нравился больше ее других разделов. Поэтому быстро собрал документы и отправил их в Сталинский горный техникум. Вступительных экзаменов Егорке бояться было нечего, так как отличников с Похвальной грамотой в объявлении обещали принимать без экзаменов. Володя Лебедев тоже направил документы в этот же техникум, правда, на другую специальность «Шахтное строительство».

Впереди всех выпускников семилетней школы ждало первое послешкольное лето. Как потом выяснится, почти все школьники выпускного седьмого класса, в котором учился Егор Суханов, на этом закончили свое дневное школьное обучение. Многие устроились на работу и дальше учились в вечерней школе, человек пять поступили в техникумы, и только несколько ребят во главе с Аллой Воронцовой окончили десять классов Кирово-Чепецкой средней школы № 2. Хотя и она мечтала поступить в Кировское медицинское училище, но почему-то передумала. Егор уехал, как всегда, в деревню Пантылку к бабушке в ожидании ответа из техникума. Мечтал, что там ждет его в Сталино, кто будет окружать из студентов, какие будут преподаватели. О вступительных экзаменах не думал, потому что от них должны были освободить.

В деревне было все как обычно, люди старели, а молодежь уезжала в города и поселки. Димка Суханов похвастался перед Егоркой, что он стал уже мужчиной. Мечты Вальки Мельниковой сбылись, для нее подрос еще один парень, чем она была очень довольна. Егорка в колхозе почти теперь уже не работал, чувствуя себя городским человеком. В основном помогал бабушке Аграфене в заготовке сена и дров на зиму. Иногда ходил помогать Димке, который стал уже полноценным колхозником. В конце июля 1953 года в деревню неожиданно явился отец с печальным для Егорки известием:
- Тебя вызывают на вступительные экзамены в техникум. Поедешь или не поедешь, так как понятно, что к экзаменам в деревне ты не готовился?
- Ну и что? - задался вопросом Егорка. – Попробую сдать вступительные экзамены. Я же еще не забыл математику, физику, постараюсь написать хорошее сочинение.
Отец позавидовал знаниям сына и его уверенности в сдаче вступительных экзаменов в горный техникум.
- Пусть едет, хотя «пужают» экзамены. Вдруг не сдаст, а денег у него только на дорогу в один конец – раздумывал отец, но решил рискнуть и отправить Егорку в Сталино. 

Через два дня вернулись с отцом в поселок. На сборы было отпущено Егорке всего дня два-три. Было страшновато уезжать от родителей и быть может навсегда, кто его знает, работа в шахте опасная, и всё может случиться. Кроме того, тревожило и то, что дальше города Слободского Егор до этого нигде не бывал. А тут ждет очень длинная дорога через Москву причем, одному без сопровождающих.Заглянул в учебники по математике и физике, собрался с мыслями и принял окончательное решение. Перед этим сходил на квартиру Володи Лебедева. Дома его не было, видимо, как и Егорка, отдыхал где-то в деревне. Дома была только его мама. Она сказала, что Володе  никакого приглашения на вступительные экзамены не приходило. Егорку это огорчило, но может быть и чуть успокоило.
- Вдруг с вызовом произошла какая-то ошибка, или его Похвальную Грамоту может где-то затеряли?      

В конце июля Егорка с отцом приехали в Киров на железнодорожный вокзал, который их встретил жуткими очередями, каких Егорка еще никогда и ни где не видел. Но отец умел подойти к любому и поговорить, и где-то к вечеру он Егорку все-таки посадил на сибирско-московский поезд, поговорил в вагоне, не едет ли кто в Сталинскую область или в город Сталино. И на счастье в вагоне оказалась женщина, которая сказала, что как раз она едет в Сталино. Андрей попросил ее взять шефство над своим неопытным сыном. Она согласилась, правда, произнесла при этом следующие слова:
- Если ваш сын поможет мне в Москве с вещами, которых у меня многовато? – при этом тут же отцу назвала свое имя.
- Конечно, поможет. Сын слушай Валентину и помоги ей в Москве с переносом вещей!
- Конечно, помогу – ответил Егор.

Его сопровождающая оказалась женщиной доброжелательной, приветливой, красивой лет сорока, чем-то угощала Егорку и давала к вагонному чаю что-то из своего печева. Рассказывала, что в Москве она бывала не один раз, заблудиться им там не даст «метро». Что это за метро, Егорка еще не знал, хотя общее представление имел в основном по документальным киножурналам, которые в то время обязательно показывались перед каждым кинофильмом в Доме культуры или в клубе. На другой день где-то в середине дня в вагоне появились два железнодорожника в форме и предложили пассажирам, которые ехали дальше Москвы, закомпостировать проездные билеты. Валентина тут же скомандовала:
- Егорка, быстро доставай билеты, их нужно закомпостировать, чтобы не стоять в очереди в кассу в Москве!
- Сколько надо платить-то за это? – спросил ее Егорка.
- Не дорого. А сколько, об этом точно скажут нам кассиры.
Тут же он и она встали в очередь. Где-то в течение часа проездные билеты до Сталино были закомпостированы. Дальше стали ожидать прибытия поезда ближе к вечеру в Москву.

Егорка часто вспоминал обстановку в вагонах того периода. Ехал, понятно, в общем вагоне. Все спальные полки и полки для вещей заняты были пассажирами вагона. Егорке пришлось дремать сидя. Правда, утром один из пассажиров пожалел его и отправил спать на свое место на верхней третьей полке. Так что Егорке удалось поспать где-то часа два-три. Поезд прибывал в Москву где-то около восемнадцати часов.
И вот, наконец, поезд подходит к Москве. Идет уже без остановок. Непосредственно перед перроном по радио в вагоне звучит торжественный голос диктора: 
- Поезд прибывает в столицу нашей Родины Союза Советских Социалистических Республик, город-герой Москву! - параллельно в вагоне включается марш «Москва майская». Егорке не верилось, что так торжественно могут встречать поезда в Москве. Это было первое потрясение для Егорки. Вторым потрясением для него стали толпы людей, когда они с Валентиной вышли из вагона на привокзальную площадь Ярославского вокзала. Но Валентина знала, где находится метро, и точно вывела их к нему. Он помог ей донести тяжелейший чемодан.

 Третьим потрясением для Егорки было само метро. Красота его была потрясающей. Такого он еще никогда не видел. Спустились по эскалатору в метро возле вокзала, сели в один из вагонов кольцевой линии и доехали до станции «Павелецкая». Дальше перешли площадь перед Павелецким вокзалом, подождали поезд где-то всего около часа до Сталино и отправились в путь. Поезд тогда от Москвы до Сталино шел примерно двое суток.
В вагоне Валентине удалось захватить нижнюю полку, а Егорке досталась третья. В дороге они уже были как будто бы уже родные люди. Она рассказывала ему о своей нелегкой жизни. Якобы ездила в Челябинск к мужу, который сидит там в тюрьме, и арестован почти ни за что. Правда, Егорке в это не верилось потому, что откуда у нее два таких тяжелых чемодана и не менее тяжелая сумка. Но он, молча, слушал Валентину и иногда поддакивал ей. О самом себе рассказывать ему было еще не о чем. Только сказал, что он едет поступать в Сталинский горный техникум.

 В Сталино Егорка вышел, а Валентина осталась в вагоне, так как конечной остановкой поезда была станция Мариуполь города Жданова . Они тепло попрощались с ней, Валентина даже поцеловала его в щечку и пожелала успехов в поступлении в техникум. Больше они никогда не встречались и не виделись. Но встреча запомнилась Егорке на всю жизнь. Позднее он часто думал о ней и рассуждал про себя, что есть в Советском Союзе женщины, которые располагают к себе, помогают преодолевать все невзгоды и запоминаются на всю оставшуюся жизнь.   


Рецензии
Помню как в 2011 году готовилась поступать в колледж в Одессе...
Не плохой рассказ ! Успехов Вам !

Наталия Маламан   28.02.2025 22:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталия! За отзыв на рассказ! Советую почитать некоторые из моих рассказав или из параграфов первого тома "Вспоминая жизнь, похожую на романную". Вдруг понравятся.

Анатолий Нестеров-Пантыльский   01.03.2025 10:45   Заявить о нарушении