Аскетика поэта. Разбираем тезис диссертации
Цитирую диссертацию.
"Героиня Лохвицкой знает, как следует жить, чтобы спастись, но у нее не хватает сил и терпения быть до конца последовательной. Спасительная жизнь - это скучные, серые будни. Тоскуя в «земной неволе», нестойкая героиня прибегает к средству, недопустимому с точки зрения аскетики: она создает иллюзорный мир мечты, стремясь в нем найти «забвение». Но при этом она понимает, что мечта - не освобождение из плена, а лишь временно действующее лекарство, облегчающее страдания. Полное освобождение - освобождение духа от «оков жизни». Конечно, с точки зрения богословия, такой взгляд характерен не столько для самого христианства, сколько для различных ересей, вобравших элементы пифагореизма и других древних учений."
Ещё цитата:
"На наш взгляд, поэтесса действительно была наделена некоторыми необычными способностями, иногда встречающимися у людей, - включающими в себя элементы ясновидения и некоторые другие подобные свойства. Заслуживает внимание одно из ее писем к И. А. Гриневской: «Как Ваша зубная боль? Если мое средство помогло, - продолжайте носить шарик на веревке, а кольцо, пожалуйста, возвратите: оно действует только на несколько часов и мне оно нужно» (РГАЛИ, ф. 125, оп. 1, № 295). Насколько можно понять, речь идет о том, что в просторечии именуется «заговариванием зубов». Наличие такого рода способностей, какой бы природы оно ни было, вводит человека в зону повышенного риска. По всей вероятности, Лохвицкая не стремилась развить эти задатки практикой магии, но и не могла их игнорировать (путь, рекомендуемый аскетикой). Такая непоследовательность делала ее особенно уязвимой".
Ещё цитата:
"Проблема Лохвицкой была не в теории и не в «искании» Бога (Его она ощущала как «Бога живого»), а в соответствии данным Им, давно «найденным» и известным заповедям: не сотвори себе кумира, не прелюбодействуй и т.д. Совершенно очевидно, что духовная борьба, отразившаяся в ее поэзии, была не вымышленной, не ради инспирации в себе поэтического вдохновения (как считает С. Сайоран) - она была настоящей, биографически мотивированной. Собственный «подвиг серых дней и забот» давался Лохвицкой нелегко: ей мучительно хотелось жизни яркой и свободной, но она предпочитала верность своему долгу жены и матери. То, что она, по свидетельству современников, несмотря на «смелые эротические стихи, в своем поведении оставалось «самой целомудренной замужней дамой Петербурга» - свидетельство победы в этой борьбе. Другое дело, что эта борьба велась против всех правил аскетики - потому она и подорвала жизненные силы поэтессы."
Вывод.
Мирра Лохвицкая вела духовную борьбу со своими греховными помыслами и искушениями против всех правил аскетики, распаляя свои чувства и страсти яркими фантазиями и помыслами. Так утверждает Т.Л. Александрова. Согласен. Но от себя добавлю, что к тому ее побуждала ее поэзия. Поэтесса была заложницей ее эстетики. Тот, кто соблюдает все правила аскетики, не может быть поэтом, певцом чувств, эмоций, переживаний. Сух язык аскета, сжатый до голых истин в мумию. Далёк он от поэтической сочности жизни. Мирра Лохвицкая не была бы поэтом, если бы соблюдала и в своих мыслях все правила аскезы.
Свидетельство о публикации №225022801147
Олег Владимирович Юрченко 03.03.2025 11:59 Заявить о нарушении
Руслан Ровный 03.03.2025 12:16 Заявить о нарушении
Руслан Ровный 03.03.2025 12:31 Заявить о нарушении