Под Ленинградом в декабре 1941 года
участников Великой Отечественной Войны:
Михеева Петра Поликарповича,
младшего сержанта, командира орудия,
награжденного Орденом Славы III степени;
Бакшаева Александра Самойловича,
ездового, пропавшего без вести.
В ноябре 1941 года Пётр Михеев пошел на фронт добровольцем. У него была бронь от отделения железной дороги, а ещё четверо малолетних детей. А на детей не фронтовиков выдавали уменьшенные пайки. Пётр решил, что его место в боевом строю ещё и потому, что он уже обстрелянный и прошёл через финскую войну командиром артиллерийского орудия в звании младшего сержанта.
Он попрощался с женой Афанасией Егоровной, обнял дочь Анну, сыновей Александра, Николая, Анатолия и пошёл с котомкой за плечами в город Курган к воинскому эшелону, который должен прибыть ранним утром.
После поверки мужчин разместили по вагонам и состав тронулся в неведанный путь. Новобранцы шумели, много курили и ядрёно шутили про разное житие, которое оставили в прошлом, и никто не показывал своих переживаний, как будто их и не было вовсе.
Эшелон прибыл в Челябинскую область в город Чебаркуль и пассажиры узнали, что идёт формирование 377 стрелковой дивизии из жителей Урала. Младшего сержанта назначили командиром трёхдюймового артиллерийского орудия и поручили подобрать ездовых. Наводчик и заряжающие уже были назначены. Пётр пошёл к толпе призывников, взглядом пытаясь определить для себя ездовых. Он увидел смуглого молодого мужчину, одетого по-цыгански, подошёл к нему и сказал: «Бахталэс!». Мужчина ответил: «Привет. А ты дядько кто по роду?». Пётр улыбнулся и сказал: «Русский я по роду и с цыганами жил мирно. Лучше цыгана никто лошадей не знает, а мне нужны ездовые. Пойдёшь ездовым?».
Цыган оценивающе осмотрел Петра и сказал: «А куда я без лошадей? Пойдём!».
Пётр спросил: «Как тебя звать?».
- Сашко Кемалов!
- Пойдём вместе, Сашко!
И они пошли вместе ещё искать ездовых.
После доукомплектования и распределения по подразделениям, солдат кратко учили основам воинской специальности, но не всех.Ездовые принимали лошадей и корма для лошадей. Сашко отличился, подобрав ладных лошадей незнамо где и подковал их. Он был с ними неразлучно и говорил им что-по на своём языке.
Вскоре получили орудия и погрузили их в открытые вагоны. После погрузки всего, что положено, солдат и лошадей, состав тронулся и, набирая ход, растворился в ночи. Дорога показалась долгой, хотя их поезд называли литерным. Проехали недалеко от Москвы и продолжили путь на Ленинград.
В срочном порядке высадились где-то в степи и на конной тяге повезли орудия на отведённые позиции на танкоопасном направлении, где враг пошёл на прорыв. Сколько времени ехали не запомнилось, а запомнилось, что шёл снег и было морозно и люди, и лошади уже давно были голодны.
Прибыли на указанное место и начали обустраивать позиции для орудия в засаде позади наших пехотных позиций. Работали всю ночь. Рано утром ездовые лошадей расхомутали, но стреножили попарно и погнали в ближнее поле кормиться из-под снега.
На окопы пехотинцев налетели вражеские самолёты и осколком убило наводчика Зыкова, который пошёл к пехоте разжиться чем-нибудь съестным.
Послышался лязг танков - это немцы пошли в наступление на линию окопов пехоты. Впереди ехали два танка, за ними несколько бронемашин и шли цепью автоматчики. Пётр приказал выкатить орудие из укрытия и зарядить бронебойным. Навёл орудие на танк и отдал команду. Прозвучал выстрел и чёрный дым взмыл над танком, а в орудие уже дослали второй снаряд и после выстрела второй танк загорелся и остановился. Фашисты попятились назад. Вдогонку им понеслись осколочные снаряды.Орудие перекатили на запасную позицию.
Прибыл командир роты и спросил: «Кто подбил танки?». «Расчет орудия. Командир орудия младший сержант Михеев»,- доложил Пётр.
- А наводчик кто?
- Младший сержант Михеев.
- А где твой наводчик?
- Наводчик Зыков погиб.
Ротный сказал: «Михееву объявляю благодарность за подбитые танки и выговор за расход снарядов по убегающим врагам. Беречь нужно снаряды, младший сержант!».
Командир роты оказался прав и снаряды, как и еду, не привезли и на следующие сутки.
Объявился ездовой Сашко и, узнав, что еды нет, исчез снова. Он появился с кусками замёрзшего мяса ночью. Мясо нарезали тонкими кусками и поджарили на небольшом костре на дне окопа. Поджаренное мясо было вкуснее вкусного.
Внезапно прибыл ротный командир и, учуяв запах еды, потребовал объяснений. Позвали Сашко, который пояснил, что ползал на нейтральную полосу, где днём видел убитых лошадей и вырезал куски мяса.
Ротный сказал, что запах жареного мяса донесло до окопов пехотинцев и там подумали, что привезли еду. «Ваше счастье, чтобы не дошло до особиста, а то расстреляют вашего Сашко.А, если что, покрывать не буду», - тихо сказал старший лейтенант. И он спросил у Сашко как он сумел доползти незамеченным.
«Так я одел на ноги не сапоги, а портянки в несколько слоёв и они не скрипят по снегу, а потом пополз, когда у пулемётчиков немцев перерыв», - лихо ответил Сашко. «На всех так не натаскаешь», - задумчиво промолвил ротный.
«Что скажешь Михеев, ты же у нас опытный, финскую прошёл?» - спросил командир. Пётр неторопливо заговорил: «На финской нас враги учили, а за учебу
мы кровью платили. Сколько наших бойцов в блиндажах вырезали… Без выстрелов, тихо, орудовали ножами и шомполами… А удар шомполом в ухо - быстрая смерть. Потом мы также их резали, молча и без шума… Забирали еду, оружие и патроны, бинты и другое».
- Что предлагаешь, младший сержант?
- Голод нас всех доконает и может раньше немцев... Предлагаю собрать добровольцев, объяснить им что и как будем делать и ночью напасть на вражеский блиндаж. Там у них тропа к реке, где они берут воду, значит не заминирована. Если получится, подогнать лошадь с санями, запряженными гуськом, и доставить трофеи. У нас карабины, а нужны шомполы от винтовок штук шесть... А ещё наган занять и гранат на крайний случай. Самое главное сначала снять их пулемётчика...
- А знаешь, Михеев, и выбора то у нас нет… Готовься, но чтоб орудие твоё тоже было готово к бою, а наводчика завтра пришлю.
На следующий день подошли шесть добровольцев и у всех были шомпола и ножи, а наган был один. Обсудили действия до деталей. Двум крепким бойцам с бандитским прошлым, как они сами сказали, поручил снять пулеметный расчет. Распределили действия в блиндаже, кто направо, кто налево… Объяснили как вгонять шомпол в ухо… Подготовили для всех портянки и веревки, накидки из белой материи.
Старшим по званию и добровольным командиром группы стал младший сержант Михеев.
Наступила декабрьская морозная ночь. Первыми ушли бывшие бандиты. За ними пошли остальные. Наган взял командир группы, который знал, что стрелять было нельзя.
Подползли к блиндажу, увидели как сняли пулемётчика, подкрались ко входу и замерли, из блиндажа вышли двое и, шатаясь, пошли, наверное, до ветру. Их легко лишили жизни. Командир и еще боец набросили немецкие шинели и головные уборы и зашли в блиндаж. Там был полумрак. Фашисты спали.И началась работа шомполами. Убили всех, их было около дюжины. Потом начали сбор трофеев. Тушенка, колбаса, галеты, вино, сигареты, шнапс, шоколад… Взяли их пулемет, автоматы и коробки с патронами. Всё сгрузили на пять саней, которые были связаны последовательно, и Сашко повел белого коня под уздцы.
Ротный их встретил за первой линией наших окопов, поручил раздать продукты по бойцам, а ездовых отправили со спиртным и частью продуктов, объявленных неприкосновенным запасом, в ближний лесок.
Утром мы сытно позавтракали и ждали ответа врага. Но прибежал вестовой от ротного и сказал, что враг высадил в наш тыл парашютистов-диверсантов, одетых в форму красноармейцев, и приказано сегодня уничтожать всех идущих из тыла группами.
И тут замечаем, что с тыла в нашу сторону идёт группа мужчин по складкам местности. Из расчета орудия в наличие было четверо бойцов, вооруженных лишь карабинами, вестовой с винтовкой, но мы достали пулемёт и автоматы, захваченные у врага, и приготовились к бою.
Младший сержант в бинокль увидел, что идущие из тыла бойцы одеты как с иголочки и все с автоматами ППШ, их насчитал 15 человек. Он распределил бойцов для стрельбы по секторам. Когда диверсанты, разделившись на две группы, подошли совсем близко, по команде открыли по ним стрельбу почти в упор. Потом пошли добивать и слышали их ужасные крики на немецком языке.
Собрали оружие врагов и их провизию. Поговорили меж собой, что не возьми мы пулемёт и автоматы вчера у врага, то сегодня с карабинами бы не отбились. С нашей стороны все были легко ранены.
Вскоре прибыла группа особистов, которые выслушали доклад командира орудия, осмотрели поле боя и трупы врагов, забрали их документы. Автоматы ППШ и почти все захваченные у диверсантов продукты изъяли и пошли на позиции пехотинцев вместе с вестовым.
Вскоре прискакали наши ездовые на лошадях, запрягли их и наше орудие поехало на новую позицию в засаду на врага.
Шла Великая война.
Свидетельство о публикации №225022801397
Сергей Кокорин 01.03.2025 11:45 Заявить о нарушении