Князь Владимир в Петербурге
Вчера состоялась петербургская премьера «Князя Владимира». Действо происходило на одной из самых больших и престижных концертных площадок Северной столицы.
Конечно, лишних билетов и свободных мест не было. Ледовый дворец вмещает 12300 посетителей при условии полного обозрения арены.
На концертах мест для зрителей меньше, как минимум, на несколько тысяч. На поле устанавливается сцена, за которой нет мест для публики. При необходимости перед сценой располагается оркестр. Остальную площадь арены занимает партер.
Сказание о земле русов
То, что назвали этно-оперой, на первых этапах создания планировалось как этническая рок-опера, опера-реконструкция, но появлялись новые идеи и многие возможности, которые ещё не использовались в музыкальных постановках на сцене.
Перед создателями стояла грандиозная задача — рассказать о князе Владимире, при котором произошло Крещение Руси. Но наряду с этим надо было познакомить с историческими событиями того времени, с возникшей между Святославовичами усобицей, объяснить роль варягов в захвате власти Владимиром.
Два года назад Игорь Матвиенко рассказывал о своём творении:
«В ней будет смешение разных языков — и древнерусский, и современный, и даже украинский язык. Всего понемножку. Может быть, даже чуть-чуть древнегреческого и древнескандинавского, на котором говорили викинги».
Сейчас он добавляет:
«Это будет совершенно новое явление, потому что никогда во дворце спорта не показывали оперу, это будет совершенно другой масштаб».
Первое впечатление
«Князя Владимира» уже посмотрела. Произведение получилось даже более масштабным, чем я его представляла. На сцене Ледового дворца в Санкт-Петербурге произошло гигантское по своей мощи, шедевральное по значению, шокирующее по используемым эффектам, с блистательными балетными номерами, с завораживающими голосами триумфальное событие! Зрители были в восторге!
Князь Владимир — человек своей эпохи
Этно-опера «Князь Владимир» — результат многолетней работы композитора Игоря Игоревича Матвиенко и его первый опыт в создании исторического музыкального произведения. Он изучал копии сохранившихся материалов той эпохи, знакомился с песенным творчеством Скандинавии, их мифологией и сагами.
Территория сегодняшней России в 10 веке была разъединёнными землями многих племён и княжеств. Народ был воинственным, доказывающим своё право на земли и власть на полях сражений. Люди поклонялись языческим богам, которым приносились жертвы.
Постоянные войны, усобицы, добыча, власть, богатство, количество жён и наложниц определяли место в иерархии князей, конунгов, ярлов.
Убийства и захват земель были героическими поступками. Наличие своего войска говорило о силе. Множество жён свидетельствовало о связях с союзными племенами и княжествами. Это был шаг к единению.
Видеть в князе Владимире жестокого убийцу, многоженца и дикаря неправильно и несправедливо. Он был человеком своей эпохи.
Название Киевская Русь
В своих предыдущих статьях я знакомила читателей с событиями, происходящими на землях русов. Названия Киевская Русь в 10 веке не существовало. В 1837 году его впервые употребил профессор словесности, историк, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук Михаил Александрович Максимович для обозначения Киевского княжества в домонгольский период в своей работе «Откуда идёт русская земля».
Режиссёр-постановщик Андрей Елсаков
Автор этно-оперы «Князь Владимир» Игорь Игоревич Матвиенко. Хотелось бы уточнить, что композитор автор музыки, а кто же автор текстов? Александр Шаганов, Михаил Андреев, Пётр Синявский, Леонид Дербенёв — далеко не полный список поэтов, с которыми сотрудничал Матвиенко. Информации об авторе либретто я не нашла, программку не купила, но почему-то кажется, что поэт будет хорошим и проверенным знакомым Игоря Игоревича.
Например, режиссёр-постановщик этно-оперы Андрей Елсаков ещё и главный режиссёр «Тавриды.Арт». Под его руководством работает вся творческая группа, задействованная в опере: актёры, гримёры, костюмеры, декораторы, звукооператоры, сценографы, хореографы. Он превращает либретто оперы в жизнь на сцене. Обычно задумка авторов совпадает с видением режиссёра-постановщика и его интерпретация литературной основы предстаёт перед публикой.
«Когда два года назад Игорь Матвиенко (автор оперы) обратился ко мне, у него, кроме музыки, ничего ещё не было. Поэтому мне пришлось собрать для реализации этого проекта полноценную режиссёрскую постановочную группу, куда вошли: художник по гриму, художник по костюмам, художник-постановщик, хореографы. Это большая команда, больше 120 человек. Ещё столько же вмещал в себя исполнительский состав: это и ансамбль, балет, и главные герои» (Андрей Елсаков).
Новое слово в сценических технологиях
Зрители этно-оперы получили эмоциональный шок от почти цирковых сцен с парением князя Владимира в воздухе, когда он спит и видит свою смерть. Один заставляет князя двигаться в воздухе, исполняя танец шута.
Меняющиеся экраны, на которых появляются лица княгини Ольги и царевны Анны, волнуется море, возникают карты с территориями княжеств, городов, сражаются воины, бушует огонь. Экраны переносят в разные места, помогают зрителям мгновенно перестроиться.
Ещё были вспомогательные экраны по обе стороны сцены, на них отображалось происходящее на сцене в увеличенном виде. На боковых экранах появлялся пояснительный текст об исторических событиях того времени. Бегущая над сценой строка дублировала текст поющих артистов.
Действие на сцене могло происходить на трёх уровнях. Чёрные силы Одина появлялись прямо из-под сцены (нижнего уровня), сам он стоял сверху, актёры действовали на среднем и снизу, перемещались по лестницам. Постоянное движение, необходимо было следить за всеми уровнями, чтобы не потерять нить происходящего.
Оказывается применялась плунжерная система, разделяющая сцену на три части, которые плотно прилегают друг к другу. У каждой части есть свой механизм (плунжер), который поднимает её на нужный уровень.
Интересной находкой было крещение. С верхней площадки люди опускались якобы в воду и выходили на берег в белых одеждах. Лестницы, по которым они «погружались» и «выходили» были не видны зрителям, поэтому зрелище завораживало.
Одним из эффектных приёмов был дым, меняющий ощущения и пространство. Дым поднимался над водой по которой скользила лодка с Владимиром и Рогнедой. Дым окутывал спящего князя.
Удивлял свет, вспышки огня, звук. Всё объединял автоматизм, не было задержек и пауз, это был безостановочный поток действий.
Стоимость проекта
Когда готовилась к написанию статьи, попался интересный материал о финансировании постановки оперы.
В марте 2023 года появилась информация о том, что продюсерский центр композитора Матвиенко получил грант на постановку этнической оперы «Князь Владимир» в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив.
Размер гранта в первом этапе составил 28,7 миллиона рублей,
второй этап — 67,7 миллиона рублей, третий — 99,5. В итоге сумма приблизилась к 200 миллионов рублей.
Продюсерский центр Игоря Матвиенко выделил 121,7 миллиона рублей. Это только цифры. Думаю, что они реальные. Когда в 2023 году узнала о 28 миллионах, они показались смешными.
На этом закончу свой обзор. В следующей статье буду делиться своими эмоциями, полученными от исполнителей этно-оперы.
Свидетельство о публикации №225022801744