Дынька
Давно это было, в 1937 году. В стране полным ходом строились новые города, заводы, фабрики. Село тоже преобразилось, – на смену частного хозяйствования пришли колхозы и совхозы. Наряду со значительным подъёмом экономики начались массовые репрессии. Господствовала железная дисциплина, возведённая в ранг законов твёрдой сталинской рукой. Касалось это каждого, будь он городским или сельским жителем.
Макарке исполнилось шесть лет, и он не задумывался над проблемами, но разговоры взрослых невольно впитывались в его сознание. Он жил в большой деревне, которая теперь называлась совхозом. Километра полтора от поселка, ближе к Иртышу, в низине находились совхозные огороды, где выращивали овощи и ягоды. Командовал там посадками дедушка Макара – Антон. Он работал в совхозе садоводом. По утрам дедушка запрягал лошадь в легкую бричку и разъезжал по полям, проверяя посадки. Привычные всем помидоры и огурцы, капуста и клубника, не говоря уже о смородине и крыжовнике, радовали односельчан. Даже небольшие арбузы и жёлтые, притягивающие взгляд дыньки вырастали на полях на зависть хозяйкам, которые на своих приусадебных участках, зачастую безуспешно, пытались вырастить такой урожай.
Однажды, дедушка взял Макарку с собой на огород. Лошадь резво везла двуколку (тележку на двух колесах). Дед и внук расположились на сиденьях, лёгкий ветерок остужал их от жаркого солнца, а каучуковые колеса, сглаживая неровности дороги, придавали поездке благодушное и приятное настроение. Макарке от того, что он быстро едет и смотрит с высоты по сторонам, а Антону – что у него уже такой большой шестилетний внук, которого можно посадить рядом и провезти по поселку.
Наверно, эта поездка никогда бы не запомнилась Макару, если бы дедушка вечером, во время возвращения с огорода, не показал спрятанную под сиденьем жёлтую, вкусно пахнущую, спелую дыньку.
– Смотри, чем я тебя угощу.
– Ой, какая красивая,– обрадовано ответил Макарка.
Он никогда не пробовал дыню, но догадывался, что она должна быть вкусной, поэтому от одного её вида у него потекли слюнки.
– Только никому не говори, что у нас дынька, – предупредил дедушка, – иначе меня посадят в тюрьму.
– Почему? – удивился Макар.
– Потому что нельзя ничего брать без разрешения с совхозного огорода. А я не удержался и решил тебя угостить.
Макарка так напугался, что не рад был дыньке. Он стал представлять, как их могут остановить и найти эту, уже ставшую ему противной дыньку, а дедушке милиционеры скрутят за спину руки и поведут в тюрьму. Ему стало жалко дедушку, и он заплакал.
Видя состояние внука, Антон развернул лошадь, и они поехали обратно.
– Давай вернём её на место, туда, где она росла, – предложил дед.
Макар, молча, кивнул. Когда дедушка положил дыньку на грядку, Макарка с облегчением вздохнул и улыбнулся дедушке.
Антон взял внука на руки, ласково прижал к груди и пообещал:
– Завтра я отвезу эту дыньку в магазин, и мы с тобой поедем и купим её.
Он сощурился, всматриваясь куда-то вдаль, и добавил:
– Молодец, внучок! Ты мне сейчас очень помог поступить правильно. Выходит, и дети многое могут подсказать взрослым.
Когда возвращались домой, старый и малый, под впечатлением произошедшего, думали каждый о своём и, скорее всего, об одном и том же. На душе у Макарки стало легко и спокойно. Наверное, и у дедушки тоже.
Редактор Ксения Латина
Свидетельство о публикации №225022801777