Трудно быть богом?
«ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ?»
Россия., г. Санкт-Петербург
+79006282734
hawk_blood@vk.com
«ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ?»
ПОСВЯЩЕН 100-ЛЕТИЮ АРКАДИЯ СТРУГАЦКОГО
28 августа 1925, Батуми — 12 октября 1991, Москва
Жанр: документальный
Кол-во серий: полнометражный
Хронометраж: 90 мин.
Тэг-лайн: «Вероятно, Бог, создавая человека догадывался, на какие муки его обрекает и дал ему огромный запас сил и терпения...».
Лог-лайн: Фильм о простом парне из Ленинграда, который вместе с братом всю жизнь писал книги и искал ответ на вопрос «Трудно ли быть богом?».
Референс: «История бранных слов/History of Swear Words» (Реж.: Кристофер Д'Элия, 2021 г.).
ЗАЯВКА
Парадоксально, но будучи атеистами, братья Стругацкие в своих произведениях неоднократно касались темы божественного начала. Сериал посвящен именно этой, редкой и очень тонкой темы. Раскрывает ее один из авторов сценария Павел Гросс — в прошлом заведующий редакцией альманаха фантастики Бориса Стругацкого «Полдень, XXI век» в ее первом, легендарном составе, сценарист, драматург, автор 57 опубликованных произведений.
В фильме божественная тема в большей степени представлена не в классическом религиозном ключе, а передается зрителям через призму восприятия человеком Вселенной, научного прогресса и самого себя.
Все герои произведений братьев Стругацких в той или иной степени созданы по образу и подобию Бога, а, значит, у них есть все качества личности: ум и интеллект, чувства и чувственность, воля. То есть, все то, что способствует наделенному божественным началом человеку. Таких качеств нет у других живых существ. Именно они позволяют людям общаться с Богом, а также брать на себя моральную ответственность за любые свои хорошие или плохие поступки и действия.
Драматургическая линия Аркадия прослеживается в фильме с момента рождения и до самой смерти. А это и нелегкое детство, и блокада Ленинграда, и эвакуация, и служба офицером в должности военного переводчика, и начало литературной деятельности (на старте отдельно от брата Бориса, а затем — совместная с ним).
Жизненный путь Аркадия — это постоянная борьба с самим собой, с редакторами и цензорами, в которой Вера всегда играла едва ли не ключевую роль. Чувствами и переживаниями Аркадий наделял своих героев, которые всю жизнь поднимались на вершину Фудзи и спорили с читателями о самой возможности существования Создателя.
В фильме нет, как принято выражаться, говорящих голов в классическом (кондовом) понимании. Это быстро надоедает и по утверждению большинства рецензентов превращается в скучную лекцию.
Долой консервативность! Мы живем в ритме танго в современном мире, видим его, дышим им и пишем о нем без привлечения сторонней помощи в лице профессиональных кинематографистов & Co.
Именно поэтому отбрасываются древние представления о документальном советском кино и в фильм «Трудно быть богом?» вводится Звездный ведущий, которого зрители видят в нескучном экзальтированном амплуа. Недаром выбран в качестве референса документальный фильм «История бранных слов» (ссылка на ввв.кинотеатр.ру), в котором, в общем-то изъезженная тема, подается Николасом Кейджем (ссылка на ввв.кинотеатр.ру) и героями второго плана под острым соусом с необычного ракурса. Это превращает ленту в увлекательное приключение по миру табуированной лексики в Голливуде. В нашем случае авторы в качестве Звездного ведущего видят актера театра, кино и дубляжа Владимир Зайцев (ссылка на ввв.кинотеатр.ру), знакомого зрителям по незабываемой и популярной отечественной франшизе «Молодежка». Представьте только на секунду Вадима Юрьевича Казанцева в свойственной ему одному манере рассказывающего в духе Николаса Кейджа о поиске божественного начала в творчестве братьев Стругацких. Этот незабываемый герой совершенно точно донесет до зрителя все то, что вкладывают в его уста авторы документального фильма.
Кроме Звездного ведущего в ленте присутствующие мнения тех, кто был знаком не только с творчеством виновника торжества Аркадием, но и лично. Родственники и коллеги по цеху дополняют картину высказываниями о божественном начале в творчестве АиБ Стругацких. Все это передается на экран с помощью компьютерной анимации. Например, как в «Поле чудес» сектор «Помощь друга».
Для динамичного восприятия линии главного героя используются реконструкции переломных моментов из жизни Аркадия, а также анимация ключевых сюжетов его с братом произведений. Кто видел сюжетную канву «Пяти ложек эликсира» на фоне поиска в нем божественного? Пока никто. Это новый взгляд на давно известные вещи.
Как выглядят реконструкции?
Сразу предупреждаем — реконструкции не абстрактные, а созданные на основе многочисленной переписки (писем) братьев Стругацких. Интернета и мессенджеров в те времена не было, телефонные звонки по межгороду — дорогое удовольствие. А жили братья не в соседних подъездах и даже не в одном городе: Аркадий — в Москве, Борис — в Ленинграде. А это больше полутысячи километров по прямой. Так как же создавались сюжеты романов и повестей? Письмами! Тысячами писем друг другу! Когда же картина произведения складывалась, они собирались в ленинградской квартире мамы или в пансионате пригорода города на Неве и писали-писали-писали. Но вернемся к реконструкциям — мы впервые в документальном кино оживляем бумажную переписку братьев Стругацких (референс: летающие письма ученикам Хогвартса из долгоиграющей горячей жевательной резинки Дж. Роулинг о «Гарри Поттера»). А Звездный ведущий в реконструкциях играет две роли — бога (одет в белый костюм) и дьявола (одет, соответственно, в черным костюм). Пример одного из писем вы сможете увидеть слева от этого текста.
Сидит, например, Аркадий в московской квартире за письменным столом, пишет письмо Борису с набросками романа «Дьявола среди людей», который планирует публиковать самостоятельно под псевдонимом Сергей Ярославцев (последнее сольное произведение юбиляра). В какой-то момент позади слева появляется Звездный ведущий в роли дьявола (черный костюм), нашептывающего Аркадию на ушко идею о том, что этот роман не должен завершать сольную карьеру. Но тут тоже позади автора, но справа, появляется еще один Звездный ведущий (все тот же Зайцев), однако уже в образе бога (белый костюм). Он говорит Аркадию, что пора бы заканчивать с сольной карьерой и продолжать работать в тандеме с Борисом, не распыляясь по мелочам.
То есть, в реконструкциях бог дает одну подсказку, другую — дьявол. Так книги и пишутся. Зайцев справится. Мы в этом абсолютно уверены.
Переписку братьев Стругацких предоставляет группа Люденов (самых верных фэнов и последователей АБС — аббревиатура Аркадия и Бориса, принятая среди их читателей). В качестве консультанта выступает одна из (Светлана Б.) Люденов — несколько лет назад она спасла в Донецке фактически из-под обстрела весь бумажный архив братьев Стругацких, в том числе, их многочисленную переписку. Это даже не козырь в рукаве, а так называемый хай-концепт фильма! Причем, тоже божественное начало! Как, такой поворот, а? Люди спасают культуру, опираясь только на Веру, то есть, на божественное в творческом процессе... А он никогда не обходится без участия создателя. Надеемся, у читателей этой заявки и (в последствии) зрителей после подобных реконструкций не возникнут вопросы вроде: «А где же божественное? Авторы не ответили на главный вопрос и не понимают, о чем будет их фильм. А давайте-ка наймем профессиональных кинематографистов»...
К тому же, на карте сюжета — Донбасс! Не случайно вся переписка находилась именно в Донецке, а не в Иркутске, например. Один-в-один легендарный сюжет о Титанике, мол, на нем перевозили египетскую мумию, вот корабль и пошел на океанское дно. Увлекательно? Конечно! Божественное всегда переплетается с мистическим. В нашем случае — самое сокровенное: вся почтовая переписка Стругацких, все самое личное. И оно находится в Донецке под угрозой уничтожения. Кто, как не бог, приложил руку к спасению нетленного? А ведь была реальная угроза уничтожения всего архива. Это уже не легенда, а быль. И мы о ней красочно и вкусно рассказываем.
Основная часть фильма снимается в студии на хромакее. Каждая веха из жизни Аркадия Стругацкого оформляется соответствующим образом. Детство — зрители погружаются в атмосферу довоенного Ленинграда, Блокада — на экране появляются графические образы заснеженного города (отправившаяся за водой на Неву и провалившаяся в полынью мама братьев Стругацких), эвакуация — ладожская Дорога жизни, Актюбинское артиллерийское военное училище и учеба с 1943 года в Московском Военном институте иностранных языков (английский и японский)... Если снять фильм в 3D, накал восприятия усилится в разы. Ау, кинотеатры!
Графическая часть ленты подразумевает использование архивных фото, видеокадров и комбинируемые в поле искусственного интеллекта коллажи. Они заранее компонуются под отдельные, внутренне драматургически завершенные и вместе с тем развивающие сюжет и идею фильма, задачи (эпизоды фильма).
Но самый главный вопрос читателей и зрителей, видимо, такой: «Как авторы ленты ищут и каким образом передают на экран божественное начало в произведениях братьев Стругацких?».
Признаемся, без ответа на этот вопрос заявленный фильм невозможен. Тем более, сами Стругацкие божественное начало в своих произведениях по ряду причин не выносили на поверхностью. «Гипотеза о боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность все понять, ничего не узнавая...» (© «Пикник на обочине»).
Пожалуйте пример — фантастический киносценарий 1983 года «Пять ложек эликсира» (ПЛЭ), созданный по мотивам романа «Хромая судьба», впервые полностью опубликован в сборнике «Современная фантастика» в 1989 году. В 1990 году по этому сценарию был снят телефильм «Искушение Б.» режиссера Аркадия Сиренко.
В произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Пять ложек эликсира» тема божественного начала проявляется через восприятие человеком высоких моральных и этических ценностей. Ну, и конечно же не без поиска смысла жизни. Стругацкие в этой и в других работах, поднимают вопросы человечности, ответственности и власти. Все это присуще людям, созданным по образу и подобию Божьему.
Феликс Снегирёв сталкивается с выбором, определяющим не только его судьбу, но и судьбу других людей. Эликсир представляет собой нечто большее, чем средство для достижения бессмертия. Фактически он воспринимается в качестве аллегории божественному вмешательству в жизнь человека. Ключевые, кроме божественного начала, вопросы, которые поднимает Звездный ведущий (Владимир Зайцев), стоящий перед хромакеем: вмешательство человек в природу, этические нормы, страдания и любовь.
Авторы абсолютно точно, лучше других, перенесут мысли о божественном начале в творчестве братьев Стругацких на экран, передадут атмосферу прошлого и увлекательно впишут ее в настоящее. Кроме того, расскажут зрителям о том, почему 6 декабря 1991 года прах Аркадия Стругацкого был развеян над Рязанским шоссе с борта вертолёта МИ-2. Точку с координатами 55 градусов 33 минуты северной широты и 38 градусов 02 минуты 40 секунд восточной долготы на карте найти не сложно. Сложно отыскать божественное начало в последней, кажется, странной воле героя фильма. И мы его находим... вместе с ответом на вопрос «Трудно быть богом?».
На фото слева (конец предыдущей страницы) — на «АБС-премии» Борис Стругацкий и Павел Гросс, один из авторов идеи, концепции, сценария и этой заявки. Нескромно, но это уже свершившегося в нашей реальности факта, к счастью, от него не отмоешься.
Санкт-Петербург
2024-2025 г.
Свидетельство о публикации №225022800071