В тайгу??!
В один из вечеров Анатолий вернулся поздно, с загадочным выражением на лице. Молча разделся и прошел на кухню: разговорчивостью он никогда не отличался, но чтобы даже «Добрый вечер» не сказать - такого не было.
- Что-то случилось?- Спросила с тревогой.
- Как сказать... Однозначно не получится…
Чтобы читателю стал понятен дальнейший разговор, немного поясню. По профессии Анатолий был охотоведом. Окончил Кировский сельскохозяйственный институт и всю жизнь проработал в природоохранных органах. Любил леса и озёра, зверьё, обитающее в них. В последнее время был главным Государственным инспектором области.
За 50 совместно прожитых лет не раз слышала:
-Эх, жить бы где-нибудь среди природы и тишины. Как мне не нравится людская суета, бесконечные потоки машин, непонимание людей!
В этом плане была ему прямой противоположностью : мне нужен был социум…
Но продолжим… На этот раз он часто останавливался, допивая чай, о чём-то задумываясь. Я терпеливо ждала, но терпение кончилось. Отобрав уже пустой бокал, потребовала немедленного объяснения его непонятного поведения.Он взял меня за руку и ласково сказал:
-Не волнуйся, милая…
Естественно, ещё больше занервничала, выдернула руку, встала из-за стола и услышала:
-Ко мне приезжали засланцы…
Я снова плюхнулась на стул, округлила глаза и почти басом выкрикнула:
-Кто??? Какие ещё зас…ланцы?
В этот момент мне захотелось его стукнуть. Но поскольку в нашей семье такие приёмы не применялись, замолчала и только стиснула зубы.
А он продолжал:
-Помнишь, к Ленину ходоков отправляли? Ну, вот. А ко мне в связи с большим расстоянием людей прислали на машине. Есть такое определение в русском языке: «засланный казачок».
Я взмолилась:
- Ты можешь последовательно, чётко, и хорошо бы, подробно объяснить, что к чему?
-Ну, слушай. Губернатор Тюменской области отвёл в тайге место для организации заказника…
-А ты тут причем?-Не поняла.
-Не перебивай, а то собьюсь… Короче. Там уже в стадии завершения строение двухэтажного дома, ведутся работы по его благоустройству. Дело в главном: подобрать команду, найти человека, который бы стал во главе её и в целом заказника…
- Стоп! Мы уже разные страны. У нас казахстанское гражданство. Тебе предлагают стать мигрантом? Думаешь, в тайге не найдут?
- Насчёт гражданства меня уверили, что проблем никаких не будет- успокоил муж.
И тогда я выложила главный козырь:
- А обо мне ты подумал? Забыл, что ещё месяц не прошёл после серьёзной операции? Что мне больница нужна рядом, под боком? А ты хочешь увести меня к лосям, косулям, кабанам и…и… медведям. Их сейчас знаешь, сколько развелось? Ты никогда там не будешь хозяином! Медведь хозяин тайги!
В лицо ударил жар, меня всю затрясло… Анатолий испугался, стал успокаивать. Наконец повысил голос:
-Да кто тебе сказал, что я дам согласие стать директором заказника? Но люди намотали 500 километров и без результата вернутся? Это не правильно. Ну, встречусь с губернатором, поговорим, а решение буду принимать я. Ты это понимаешь? Я буду решать!
Мне ничего не хотелось понимать, в голове был полный сумбур. Только и нашлась, что спросить:
- А откуда они о тебе узнали?
-Не знаю. Резюме им не посылал. Но земля слухом полнится…
-Ну, да, нашли простофилю, который не может ни в чем отказать.
-Ладно, прекратим разговор, успокоимся. Завтра меня увезут в Тюмень, а послезавтра привезут обратно.
Я хорошо знала мужа. Спокойный, вежливый, справедливый, хороший дипломат. Но если что-то решил, бульдозером свернуть его по другому пути невозможно.
***
Через два дня Толя встал на пороге уставший, с серым лицом. И вместо хорошо готовящейся отповеди обняла его и прошептала:
-Слава богу, вернулся…
Надо сказать, что мы понимали друг друга с полуслова, уступали. Особенно после того, как дети обзавелись семьями и разъехались по большим городам. Встречались с ними редко, поэтому держались друг за друга, и понимали, что это самое главное -на склоне лет быть единым целым.
Вот и в тот момент встретила его без упрёков, с радостью. Конечно, любопытство одолевало. Но я мужественно дождалась пока Анатолий помылся, побрился, поужинал и уж потом приступила к допросу. Муж понимал, что без этого не обойдётся, да и по-другому нельзя, позвал меня в зал. Мы дружно сели на диван, в комнате было тепло и уютно. В какой-то момент мне не захотелось слушать отчёт о поездке «за три моря», а просто посидеть молча, прижавшись к дорогому человеку. Но минута слабости прошла и я, вздохнув, нарушила тишину:
-Рассказывай…
- Встретил меня глава области хорошо, уважительно. Упреждая вопрос, сообщил, что обо мне узнали по своим каналам, характеристики получили отменные. Заказник от города будет в 80 километрах и дальше в разные стороны. Мне выделят внедорожник, зарплату буду получать, минуя кассу…
-Ты ничего не заподозрил?- всполошилась я, чувствуя, как сердце сменило ритм.
- Нет. Сразу все понял: приватизация началась.
-Надеюсь, ты не хочешь попасть в неприятную историю? Не пугай меня. Лучше расскажи о тайге.
-А я её видел? Кусочек в обзоре глаз. Ели и сосны как свечи прямые, мощные. Чтобы увидеть верхушки, голову нужно запрокинуть. А бальзамический воздух?!. Им не только дышать, его пить хочется. Тишина, ни одна пушистая лапа не шелохнётся.
- Что ещё тебя интересует? Да,спутники рассказали, что в глубине тайги живёт малочисленный народ манси и несколько семей староверов-отшельников. Промышляют кедровыми орешками. Жизнь этих людей скрыта от людских глаз, мы только на полках магазинов видим продукт их труда.
Помолчал ,потер лоб и добавил:
- Надо сказать, дом похож на дворец. И не для меня его строят. Губернатор намекнул, что туда будут приезжать высокопоставленные чиновники: охотиться и отдыхать …Ну, а мы встречать, привечать и провожать их будем…
Его слова прозвучали с иронией, и я радостно подумала, что холуем Анатолий никогда не был и не будет. Но тут он глубоко вздохнул и сказал:
-На следующей неделе с провожатыми поеду в самый знаменитый В РФ заповедник «Завидово»,который расположен в Московской и Тверской областях. Это мне подарок заранее делают, потому что заповедник или Национальный парк, как ещё его называют- уникальное место. Там не только охраняют животных, ведется большая работа по воспроизводству редких пород, туда просто так никого не пускают, только водят экскурсантов, иностранцев. Для этого гостиница есть, музей, ресторан… Давно мечтал побывать там…
Услышав это, расстроилась: тайга мне во сне приснилась: черная громада грозно надвигалась. Страшно стало. А испытания всё продолжались, и нервы были натянуты как струны. Не думала, что муж даст согласие, но полной уверенности не было. В этот раз ничего не сказала, только тихо заплакала.Он-моя жизнь,всё,что у меня осталось, и я поеду с ним хоть на край света! Но как же это тяжело даже представить!
-Ну, что ты, дурочка. Ещё никто не знает, а тебе раскрою секрет- никуда мы с тобой не поедем. Ну, почему бы за счёт толстосумов не исполнить мечту?!
Глаза у меня моментально высохли: слова Толи никогда не расходились с делом.
***
Вернулся он через неделю с большой, красиво иллюстрированной, книгой (Подарок директора заповедника). Вынул из кармана стодолларовую бумажку, торжественно вручил мне:
-Облагодетельствовали!- И усмехнулся.
- Ты согласился?- Снова испугалась.
Муж помолчал, потом повернул меня лицом к себе, его серые глаза ласково улыбались:
- Из Москвы вернулись в Тюмень и сразу пошли в мэрию. Губернатор уже ждал нас, расспросил, что видели, понравилось ли… Ну, а потом задал главный вопрос о моём решении. Сказать честно, было неловко: со мной возились, надеялись, что уже у них в «кармане», а я сейчас их разочарую. Что делать? Начал жаловаться на своё и твоё слабое здоровье, на негативное отношение к этому детей. Все молчали, я мямлил с понурым видом. А потом вынул «козырь из кармана». О нём вспомнил в поезде, когда обратно возвращались! Кабановы! Ольга у нас работает ихтиологом, Юрий- порядочный человек, остался без работы. Главная их мечта перебраться в Россию. Но зацепки не было.
-Всё это выложил обстоятельно и убедительно. И попал в точку. Губернатор сказал, что уверен в моей кандидатуре и в ближайшее время даст распоряжение связаться с семьёй. Хотя жаль,что я не согласился...
Естественно, бросилась обнимать и целовать мужа, приговаривая:
-Умница моя. Сразу двух зайцев убил…
Ну, а дальше всё вышло, как задумал Анатолий. Ольга с Юрой буквально за считанное время связались с тюменцами, продали дом, собрались и уехали.
***
Шло время. Я оформилась на пенсию, мужу ещё оставалось дорабатывать. Однажды вечером,по прошествии года или полтора, раздался телефонный звонок.
-Здравствуйте! Привет из солнечного Адлера!
Мы растерялись: в этом городе у нас не было знакомых. А весёлый женский голос продолжал:
-Не узнаёте? Это Ольга Кабанова.
В недоумении передала трубку Толе. Он несколько растерянно спросил:
-Оля! Как вы очутились в Адлере?
-Очень просто! Пришло время борьбы с коррупцией, губернатора сняли, подробности не распространяли, его проект закрыли, и мы остались один на один с тайгой. А у меня в этом замечательном городе сестра с семьёй живёт. Нас приняли с радостью, сейчас мужчины строят дом на два хозяина. Спасибо, Анатолий Дмитриевич, за участие в нашей судьбе…
Разговор закончился. Мы долго сидели оглушённые. Затем я не выдержала:
-Ну, а что бы мы делали на их месте? У нас в России никого нет. Да и старое дерево на новом месте не приживётся.
Мой дорогой человек улыбнулся:
-Но мы же единое целое, и решение было одно,только я тебе не сразу сказал. Оно оказалось правильным. Давай забудем всё, как дурной сон. Это прошлое,а живем мы в настоящем и ещё думаем о будущем…
Свидетельство о публикации №225022800888
Татьяна Егиян 28.03.2025 08:28 Заявить о нарушении
Татьяна Егиян 28.03.2025 07:33 Заявить о нарушении
Татьяна Егиян 28.03.2025 08:38 Заявить о нарушении