Спецкомандировка - послесловие...
Царица Савская -Аксум-Лалибела.
У каждого народа есть образующие его скрепы. Это аксиома – на этих скрепах неплохо зарабатывают пропагандисты всех мастей, - особенно «в его (народа – авт.) минуты роковые». Эфиопия не исключение, но только вот я лично долго не мог понять, что же их так цементирует морально; – страна ведь большая, народностей в ней много, языков тоже, постоянные разборки междуплеменные, к сожалению, в последнее время всё чаще переходящие в вооруженные. Потом – уже в Союзе, - дошло. Это - царица Савская (она же царица эфиопского Аксума по имени Македа/Шеба) и её полу и поли легендарная и универсальная история, дающая право любой народности Эфиопии причислить царицу к своему роду. Беспроигрышно-классический пропагандистский вариант – тут сложилось всё; – и реальная история с древнейших времен, и, конечно же - история религий; – языческого политеизма, иудаизма и христианства, связавшая Ветхий и Новый Заветы, национальное самосознание, ну и всеобщая эфиопская гордость - куда же без неё…
По широко распространенной в Эфиопии легенде, около Х века до н.э. царица Савская отправилась в Иерусалим с большим количеством верблюдов, которые были навьючены благовониями, золотом и драгоценными камнями. Царица Савская, как сказано в Библии, приезжала к царю Соломону, «беседовала с ним обо всем, что было у неё на сердце» и, пораженная мудростью царя, преподнесла ему множество даров. Много часов она провела с Соломоном в беседах и, прощаясь, сказала ему, что он гораздо умнее и богаче, чем о нем говорят. Но до этого, Соломон поступил с ней как истинный гусар; - пригласил в личные апартаменты, напоил порфироносную девушку вином, подарил ей колечко на память и «щедро поделился генетическим материалом». Колечко Соломона было очень непростым. Согласно династийному трактату эфиопских царей – книга «Кыбре Нэгэст» – царь Соломон сделал дорогой подарок царице со словами «Ынкву лэтатыш» - дословно с языка геэз, на котором написана книга, - «драгоценный камень для твоего пальца». По той же легенде, - когда царица Савская возвратилась из Иерусалима в Аксум – город, где, - по преданиям, она родилась и жила во дворце примерно в 10 веке до н.э., её подданые встретили ее возгласами «Да умножатся твои богатства!!!», – очевидно молва о её царском сердечно-физическом контакте и удачной беременности неслась впереди каравана....
На исторической родине царица благополучно разрешилась от бремени - и с тех пор основным богатством царицы считался сын Менелик I, который по верованиям эфиопов был точной копией Соломона. Мама Савская отдала мальчику колечко, подаренное ей Соломоном и когда Менелик повзрослев, наведался в Иерусалим к отцу, тот его сразу признал сыном, благодаря кольцу и устроил Менелику церемонию помазания на царство в Иерусалимском Храме. Поскольку официальным наследником престола Соломона был Ровоам, Менелик I не захотел оставаться в столице Израиля на вторых ролях и отправился обратно к эфиопише-маммэ...
Более того, – из Иерусалима домой к маме в Аксум, - взяв с собой представителей еврейской аристократии (Азария, - сына первосвященника Цадока и 12 старейшин с семьями - авт.), Менелик I вернулся уже официальным наследником Соломона. Фалаши, кстати, возводят себя именно к тем евреям, которые ушли с Менеликом. И именно в Аксум он привез из Иерусалима, (есть малоубедительная эфиопская версия, что «подаренный», а не украденный у Соломона – авт.) Ковчег Завета со скрижалями (в честь прибытия Ковчега в Эфиопии отмечается особый праздник – Хедар Цион), решив основать государство, где исповедуется иудаизм.
Интересно, что Священный Ковчег Завета сделанный/полученный Моисеем для хранения Десяти Заповедей исчез из Иерусалима примерно в 955-987 до н.э.
Тут опять же возникает ответвление от основной легенды, согласно которой – вначале Ковчег привезли на остров Киркос на острове Тана, и только 800 лет спустя он попал в Аксум, где по уверениям эфиопов, он хранится в церкви Девы Марии Сионской, XVII века – небольшой реплике Иерусалимского (!!!) Храма... Ещё эта церковь в Аксуме примечательна тем, что в ней проходили коронации все эфиопские монархи. Церковь Девы Марии Сионской в Аксуме имеет для эфиопов особое значение. Отсюда христианство распространилось по всей стране.
Скрижали – 2 каменные дощечки в виде спаренных или раздельных вертикально поставленных прямоугольников с закругленной верхней гранью, на которых выбиты 10 заповедей, согласно Торе, были получены Моисеем от Бога на горе Синай. К самому Ковчегу и его содержимому простому смертному – даже безгрешному, - согласно Ветхозаветному наставлению по уходу, не то, что прикасаться – его даже увидеть было нельзя – убивало молнией на месте, а вот ухаживать за ним можно, и это делает специально назначенный и обученный монах. Реплика Ковчега под названием Табот есть в каждой эфиопской церкви и представляет собой дощечку или коробочку из драгоценного камня или твердых пород дерева с изображением Христа, Троицы или святых. Он находится в алтаре и завернут в специальное облачение и прикасаться к нему могут только епископы или священники. Если к Таботу прикоснулся мирянин – его тут же срочно переосвящают. На Крещение Табот, завернутый в облачение, выносится из Храма на специальную процессию
Эфиопы настолько верят в легенду о царице Савской и Соломоне, что даже превратили её в закон - записав в своей Конституции 1955 года, что императорский род Хайле Селассие происходит по непрерывной и прямой линии от династии Соломонидов – а именно от Менелика I - сына царицы Савской и царя Соломона Иерусалимского, который и стал первым негусом (царем) Эфиопии примерно в Х веке до н.э. (Негус — это царский титул для провинциальных феодальных правителей Эфиопии. Титул императора Эфиопии звучит как «негус негусов», «царь царей» - авт.).
У эфиопов буквально бзик на этой теме героини Ветхого Завета (3 Цар.10:1), Корана (27 Сура) и Нового Завета, где она упоминается под именем «царицы Южной». Они абсолютно уверены, что она была эфиопкой, матерью первого эфиопского императора и основательницей династии Соломонидов. (Правда в истории Эфиопии была еще одна династия негусов – династия Загуэ. Её основателем, по легенде, также был сын царя Соломона, родившийся от одной из его наложниц, ещё до прибытия царицы Савской – авт.).
К моему огромному сожалению, полетов в Аксум за год моего пребывания не было и я в столицу Эфиопии времен царицы Савской не попал. Жалею жутко…
Первое письменное упоминание о Аксуме встречается в книге «Периплюс Эритрейского моря» (первое столетие н.э. – авт.). В Аксуме есть огромное количество античных памятников, привязанных не вполне достоверными/доказанными научно легендами к царице Савской. Существует и до сих пор исправно функционирует искусственный водоем известный как «Колодец царицы». Сохранился также фундамент дворца одного из правителей Аксума, но эфиопы уверены, что это фундамент дворца царицы Савской и – совсем недавно случилась сенсация – в мае 2008 года экспедицией археологов из университета Гамбурга под фундаментом этого дворца были найдены остатки гораздо более древнего строения – примерно 10 века до н.э. Немецкие исследователи считают, что Менелик I вполне мог спрятать здесь Ковчег Завета. Как говорится – «многие верят» … Так что не исключено, что история в духе Индианы Джонса всё еще ожидает человечество в этих краях. Но уже становится ясно, как и когда в Эфиопию проник иудаизм...
Аксумское царство было могущественной империей, располагавшейся между Римом и Индией. Между 3-м и 6-м веками оно переживало период расцвета несметно богатея на торговле слоновой костью, золотом и рабами. Искусство и культура заимствовали лучшие достижения соседей. Типичными изображениями для аксумитской архитектуры были животные и наибольшей популярностью пользовался лев. Около 270 года Аксум начал чеканить собственные монеты, кстати – вообще впервые на африканском континенте. В 300 или 325 году в Аксуме во время землетрясения разрушился Великий Обелиск – это катастрофическое событие именует собой конец эры язычества и появление в Эфиопии христианства.
Первым в Аксуме принял христианство царь Эзана, а его крестителем был Святитель Фруменций. Таким образом, вначале христианство было царским культом. При Эзане возникла и первая православная община Эфиопии - в 330 году Эзана объявил Православие государственной религией. Принятие христианства не было единовременным актом или массовым принудительным крещением. Оно протекало постепенно во время расцвета Аксумского государства. Через столетие после крещения Эзаны христианство начало постепенно доминировать в Аксумском царстве.
Эфиопская церковь находилась под юрисдикцией и духовным руководством епископов, назначенных в Александрии с IY по XX века, и её история и судьба на протяжении 16 веков была связана с копской церковью. Единственным епископом в Эфиопии всегда был митрополит - копт, т.е. египтянин. Только в 1929 году были рукоположены четыре местных епископа-эфиопа в помощь коптскому митрополиту, и только в 1951 году был избран митрополит эфиоп – Василий (Бассилиос), и была установлена автономия Эфиопской церкви.
Ещё Аксум известен комплексами гигантских стел и обелисков, которыми украшали могилы правителей и нужных им людей. В 200-500 годах Великое Аксумское царство достигает своего апогея, контролируя земли от Нила до Аравии. Его причисляют к самым мощным державам Древнего мира.
В 6-м веке вместо стел над захоронениями правителей появились христианские кресты – весьма разнообразные в этой библейской стране.
Итальянские оккупанты в 1937 году не смогли пройти мимо одного из обелисков возрастом 1700 лет, весом в 500 тонн (не самый большой в тех краях, кстати, - авт.) и высотой 24 метра и сперли его (распилив предварительно на 3 части - авт.) перевезя по приказу Муссолини, - донельзя подвинутого на имперских замашках, - в Рим, где и установили в качестве символа личной исторической победы дуче в войне с Эфиопией по примеру древнеримских императоров. После долгой международной искусствоведческо-историко-дипломатической возни по этому поводу, Эфиопия победила, и в 2005 году Аксумский обелиск вернулся к месту постоянной регистрации… Прикол состоял в том, что за 4 миллиона американских гринов, заплаченных Италией, - перевезли эту стелу в аксумские «родные пенаты» летчики российской транспортной авиации на нашем же родном самолёте. Такая вот историческая гримаска, - мелочь, но приятно...
В 7 веке начался упадок Аксума – была остановлена чеканка монет. В 10 веке Аксумское царство потеряло контроль над торговлей в Красном море и царство прекратило существование. В Эфиопии начались смутные времена, о которых мало что известно. Власть в это время принадлежала династии Загуэ, а столицу Эфиопии перенесли в Роху, позднее в 12 веке, переименованную в Лалибелу.
Сейчас город Лалибела – центр провинции Ласта, региона Амхара на севере страны. Находится он на высоте 2500 метров над уровнем моря и проживает в нем около 15 тысяч человек. Город назван по имени самого значительного императора династии Зегуа - правителя Гебре Мескеля Лалибелы (ок. 1181-1221). Тронное имя «Гебре Мескель» означает «Слуга Креста» (это имя он избрал себе сам после возведения на трон), а личное имя Лалибела – он получил от матери при рождении. Перевод его довольно витиеватый и означает «пчёлы признают его суверенитет» в Эфиопии. По легенде при рождении младенца окружил рой пчел, и его мать восприняла это как знамение, что ее сын станет императором Эфиопии.
Лалибела – православная столица Эфиопии (практически все жители города исповедуют христианство) и одно из главных святых мест Эфиопии и центр паломничества. В 1978 году монолитные каменные церкви Лалибелы были объявлены ЮНЕСКО частью мирового наследия человечества.
В юности Лалибеле удалось побывать в Иерусалиме и поэтому весь огромный дворцовый комплекс с церквями, высеченными в сплошном камне в скалах, повторяет облик зданий, которые Лалибела увидел на Святой Земле. Исследователи считают, что на возникновение лалибельского комплекса повлияло завершение Крестовых походов – когда в 1187 году Салах ад Дин завоевал Иерусалим, и тем самым паломничество в Святую Землю сделалось опасным. Поэтому правители Лалибелы и создали новый Иерусалим в Африке, постройку которого им по легенде доверил Бог, а руководили строительством ангелы. И именно поэтому один из городских холмов называется Голгофой, а протекающая в городе река - Иордан. В ней стоит крест, якобы на том самом месте, где, по местной легенде крестили Иисуса. Город оставался столицей Эфиопии с конца XII века, - и в XIII веке, в основном и были возведены монолитные церкви. Сейчас это расположенный на высоте в 2500 метров комплекс из монументальных храмов, вырубленных в литых скалах за 20 лет руками 40 тысяч рабочих. Все церкви связаны между собой подземными ходами, образующими лабиринты и оборудованы сложнейшими даже по нынешним временам автономными источниками артезианской воды, поступающей в храмовые колодцы. (Надо учесть, что это всё происходит на вершине горного хребта с высотой около 2500 метров над уровнем моря – авт.).
Всего сохранилось 13 церквей, все храмы действующие. Перед входом в каждый храм надо снимать обувь, которую охраняет специальный охранник. Этот обычай берет начало в древнееврейской традиции.
Храм Бет Медхане Алем (храм Дома Спасителя Мира) считается крупнейшей монолитной церковью в мире и именно в ней хранится знаменитый чудотворный золотой крест Лалибелы – подлинная христианская реликвия, обладающая не только исторической, но и глубокой религиозной ценностью. Историки считают его эфиопизированным вариантом греческого и латинского крестов. По преданиям крест исцеляет от множества болезней. Крест действительно изготовлен из золота – в нём около 7 кг веса, длина его достигает 60 см, с удлиненным основанием, которое поддерживается символической «рукой Адама» - с двумя переплетёнными удлиненными кругами, символизирующими временное и вечное, духовный и физический аспект Творения. На вершине креста есть подковообразный ореол с небольшим крестом и 12 лучами по шесть с каждой стороны, символизирующие Спасителя в окружении 12 Апостолов.
Эфиопы считают, что паломничество в Лалибелу приносит счастье и сулит посмертное искупление грехов. По дороге из Аксума в Лалибелу по перевалам достигающим 3000 метров над уровнем моря расположена 1600 летняя стела с надписями о обращении правителя Эзаны в христианство, причем эти надписи выбиты на ней на 3 языках– сабейском, геэз и древнегреческом. Так что и свой «розеттский камень» в Эфиопии есть тоже. Последний император Эфиопии, - Хайле Селассие I любил Лалибелу – там располагалась его резиденция.
***
Крыша Африки - так иногда называют Эфиопию бОльшая часть которой расположена на высоте более 1200 метров над уровнем моря, а это климатически идеально для проживания человека, развития животного и растительного мира. Есть и редкий для Африки бонус - приятная прохлада, два постоянных сезона дождей в год, да и малярийные комары – не большие любители гипоксии, - обитают ниже. Эфиопы уверены, что именно здесь и находился Рай, - где в разверстой земле, с горами подпиравшими, согласно легендам, небосклон, Бог творец и создал первого человека. Ну а дальше всё как в Библии – изгнание из Рая, возникновение рода человеческого, кочевая жизнь, превращение в оседлых животноводов и земледельцев – уж очень места в Эфиопии плодоносные, да и жизнь здесь течет неторопливо и размеренно, - согласно ритму самой Природы – и надо лишь правильно к ней и этому ритму приспособиться... Сейчас (после отделения Эритреи – авт.) Эфиопия по площади занимает 26-е место в мире, а по численности населения 16-е.
Свидетельство о публикации №225030101000
Интересная работа, прочёл залпом, не останавливаясь.
Искренне рад , что ожидания не обманули.
Удач и в дальнейшем.))
Владим Филипп 01.03.2025 16:09 Заявить о нарушении
P.S. Я не просто отсутствовал - наваял двухтомник "Спецкомандировка в Бари. АГОН - 1944". Есть в Ленинке.
Олег Татков 01.03.2025 17:21 Заявить о нарушении