Эхо греха

Знал ли Адам, что такое добро и зло? Ведь если не знал, то его вины здесь нет, но он это великолепно знал. Что такое добро? Добро - это сам Бог, добро это человек, добро это мир, который не знает греха. Знал ли Адам, что такое зло? Знал, Бог ему сказал до грехопадения, до создания Евы "не хорошо человеку быть одному" - это удивительное определение зла быть одному: противопоставленность,  гордыня, отчуждённость от Бога и мира, от других людей. Но одно дело знать умом, а другое дело причаститься реальному опыту добра или зла. Адам до грехопадения не знал добра, ни зла, он не совершил ничего злого, ни доброго, чтобы соединиться с Богом и укоренится в нем и ещё не участвовал в опыте разрушения, чтобы на практике понять, что есть зло.
Почему грехопадение началось с Евы, почему змий обращается именно к ней? Потому, что  Ева - это эмоционально чувственная, страстная составляющая часть человеческой души, ей движет женское начало - сердце, мужское начало - разум. Через чувственность, через эмоции враг проникает в нашу крепость. Он играет на струнах желаний, раздувает искру похоти в пламя страсти. Можно ли через разум искусить человека? Если этот разум чист, то нельзя потому, что разум - это логос, а логос - это Сын Божий, с Богом не справится, а вот через мутность чувств можно и второе Адам слышал заповедь Бога о запрете вкушать плоды с дерева, а Ева этого не слышала, ее ещё тогда не было, она слышала это лишь в пересказе Адама, что делало эту заповедь уязвимой.
Основные этапы любого грехопадения прилог – это дуновение ветра, приложение – зацепка, собеседование – торг с совестью, помысел – планирование преступления, страсть – пленение души.  Начинается с того, что называется прилог - это когда некая греховная мысль или образ мелькает в нашей голове ,но это от нас не зависит - это не грех, он начинается дальше, этапом приложения когда из калейдоскопа, который у меня в голове делается стоп-кадр, дальше может идти собеседование с грехом, "а в самом деле", "а почему бы и нет?" дальше помыслы: я думаю и т.д. но и тут есть градация: я думаю абстрактно "вообще в принципе было бы не плохо, но не по-возможности", последняя стадия - это страсть,когда мы подчиняем свою жизнь власти греха.
Результатом грехопадения стало не только познание зла, но и искажение человеческой природы. Адам и Ева утратили свою первозданную чистоту и невинность, ощутив стыд и страх перед Богом. Их отношения друг с другом также изменились, проявившись в взаимных обвинениях и отчуждении. И вот, вместо божественной гармонии – хаос и раздор. Вместо рая – изгнание и скорбь. И все из-за гордыни и непослушания!
А что дальше? А дальше – мир, полный страданий и искушений. Человечество блуждает во тьме, забыв о своем небесном предназначении. Грех пустил корни глубоко в наши сердца, отравляя все вокруг. И каждый из нас несет на себе печать грехопадения, борясь с соблазнами и искушениями.
Теперь каждый из нас несет в себе эту червоточину – желание самому решать, что хорошо, а что плохо. И совесть наша уже не Божий глас, а лишь эхо собственных предпочтений. "Хочу" стало важнее, чем "должен". Вот и плодим мы вокруг себя ад, полагая, что строим рай.
И что же делать? Неужели все потеряно? Да нет, конечно. Христос – вот якорь нашей надежды, светоч во тьме кромешной! "Отверзите сердца ваши, дабы вошел в них Господь! Ибо Он – врач, исцеляющий сокрушенных сердцем". Но чтобы узреть Его свет, нужно содрать с глаз эту пелену гордыни, признать себя банкротами духовными. Иначе – горе нам!Ведь Христос пришел не для праведников, а для грешников. Он – тот самый Логос, который Адам своим разумом отверг. Он предлагает нам не просто знание, а исцеление. Не власть над миром, а любовь к нему. Но принять этот дар – значит признать свою нищету духовную, отказаться от гордыни. А это, знаете ли, ой как непросто.
Искушение – не приговор, а приглашение к росту. Каждый раз, когда мы делаем выбор в пользу добра, мы приближаемся к Богу, укрепляемся в Нем. Да, путь этот тернист, полон падений и разочарований. Но помните: Христос падал под тяжестью креста, но вставал и шел дальше.
Не стоит боятся греха, надо боятся окаменения сердца. Не стыдитесь слез покаяния, стыдитесь бесчувствия. Бог не ждет от нас совершенства, Он ждет от нас стремления к Нему. И даже в самой темной ночи греха всегда есть луч надежды – свет Христовой любви, способный преобразить даже самое падшее сердце.И вот тогда, когда мы научимся любить не за что-то, а вопреки всему, когда научимся прощать не только других, но и самих себя, когда научимся видеть в каждом человеке образ Божий, – тогда и наступит Царствие Небесное на земле. Не в виде прекрасного сада, а в виде преображённых сердец.
 Вспомните притчу о блудном сыне: ушел в дальние страны, промотал отцовское наследство, дошел до скотского состояния. Но что его спасло? Раскаяние! Вернулся к отцу с покаянной головой. И отец принял его с любовью! Так и Отец Небесный ждет нашего возвращения.


Рецензии