Понятие личности с точки зрения психологии Логоса

Вообще понятие и определение личности является едва ли не основным вопросом современной философии и психологии, ответ на который раскрывает тайну природы человека, как двойственного телесно-духовного существа, имеющего два связанных и одновременно независимых начала - тело физическое, именуемое плотью, и тело энергетическое, именуемое душой.

Практически все религии мира и духовные учения исходят из этого основополагающего представления о двойственной природе человека, которое и отвечает на извечный вопрос о возможности человеческого безсмертия, которое оказывается возможным именно в душе, как тонком теле энергии сознания, которое практически неуничтожимо и безсмертно в отличие от тела физического, подверженного ветшанию, старению и смерти.

Собственно именно из этого представления о неизбежной смерти плоти и безсмертия души и берут своё начало все духовные представления и религиозные учения о т.н. "спасении" человека и его личности посредством безсмертной души, к которой нужно успеть перейти за время жизни плоти, как своего рода "новой" и безсмертной основе для продолжения существования человеческой личности уже в духовном качестве и состоянии.

Иными словами, практически все духовные вероучения и религиозные системы в данной связи и представляют собой своего рода методологии и философии процесса постепенной трансформации человека и его личности в процессе жизни и духовного подвижничества для того, чтобы из смертного состояния "тела материи" (ПЛОТИ) успеть перейти в безсмертное состояние тела энергии (ДУШИ).

Данный переход и именуется символичным "спасением" души, как той безсмертной основы личности человека, которая не умирает и не разрушается в момент смерти тела, нервной системы и мозга, а как бы автоматически переносится на новый нематериальный носитель тонкого тела энергии, создавая устойчивый и безсмертный конгломерат полевых и гиперсетевых структур уже не мозга и разума, а духовного сознания.

При этом "спасением" души, как основы личности человека, в духовных и религиозных системах чаще всего считается не просто сохранение сознания вообще, а именно сохранение САМОСОЗНАНИЯ, как полноты прежней личности с памятью и осознанием себя как личности, которая прошла опыт жизни во плоти и не погибла в момент смерти, а перешла на некий качественно новый уровень духовного (энергетического) существования.

Причём, что принципиально важно в "спасении", этот новый уровень духовного существования в безсмертном теле энергии связан непременно с достижением некого условного "Рая" (Эдема), как олицетворения перехода на более высокий уровень гармонии и блаженства, поскольку безсмертное тело энергии может попасть и в условный "Ад" (Тартар), как более низкий уровень произвола и страдания.

Данная дилемма взаимодействия в жизни плоти и души, как "тела материи" и "тела энергии" через перспективу достижения "Рая" и "Ада" и составляет основу практически всей современной религиозности и духовности в самых разных её видах и формах от официальных мировых религий до оккультизма и современной эзотерики.

В том же христианстве, как самой массовой из мировых религий, данная дилемма отношений плоти и души находит отражение в концепции взаимоотношений "ветхого" человека и "нового", где "ветхий" является олицетворением смертного "тела материи, а "новый" человек во Христе воскресшем является олицетворением безсмертного "тела энергии". При этом суть "спасения" в христианстве и православии - это и есть переход в процессе жизни от "ветхого" состояния к "новому".

Мы не будем анализировать здесь все существующие религиозные доктрины и концепции перехода от "тела материи" к "телу энергии", как перехода от плоти к душе, поскольку все они очень разные и противоречивые, поскольку используют свой категориальный аппарат, свою терминологию и методологию перехода, которая не всегда стыкуется с представлениями и понятиями другой религии или вероучения.

Отсюда и возникают религиозные противоречия, споры и войны за самое правильное и верное понимание смысла "души", "безсмертия" и "духовного спасения", поскольку каждая религия апологетически убеждена в том, что только её понимание и представление о "душе", "безсмертии" и "спасении" является единственно верным и абсолютно истинным.

Нас в этом вопросе будет больше интересовать само представление О ЛИЧНОСТИ человека и то, что происходит с человеческой личностью в процессе данного перехода от плоти к душе, как перехода из "ветхого" состояния в некое "новое" согласно учения Христа и святых отцов Восточной Церкви и рассматривать эту трансформацию личности мы будем через призму психологии Логоса, как науки о трансформации ума и мышления в процессе духовного подвижничества.

Во-первых, нужно сразу сказать о том, что в настоящее время во всём мире отсутствует единое представление О ЛИЧНОСТИ и определение личности. Существует огромное множество самых разных представлений и определений, которые можно условно разделить на ДВА типа определений:

1. Определения личности с точки зрения естествознания, рассматривающего человека только в эволюционном, социальном и психо-физиологическом аспектах без всяких мистических, сверхъестественных и оккультно-эзотерических представлений о душе, как безсмертном теле энергии.

Такие определения личности даёт всё естествознание и в частности научная антропология, научная психология, философия и социология.

Примеры подобного определения человеческой личности

А. Н. Леонтьев — "Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях".

С. Л. Рубинштейн — "Личность — «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму".

В. А. Ганзен — "Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении".

И. С. Кон — "Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты".

Б. Г. Ананьев — "Личность — субъект общественного поведения и коммуникации".

А. В. Петровский — "Личность — человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности".

Более расширенные определения личности дают современные искусственные интеллектуальные системы и в частности нейросеть Chat GPT 4o:

"Личность - это уникальная, динамическая СИСТЕМА психологических, социальных и философских характеристик индивида, формирующаяся в результате взаимодействия биологических предпосылок, социальных влияний и индивидуального опыта. Она включает в себя сознательные и бессознательные компоненты, социальные роли и статусы, ценности и убеждения, способность к самосознанию и символическому мышлению, а также потенциал для самоактуализации и личностного роста".

Не сложно заметить, что ключевые понятия в определениях личности, касаются СИСТЕМЫ социальных характеристик и практически ничего не говорят ни о сознании, как энергетической основы личности, ни о её трансформационном потенциале и возможности переходить из состояния материи и вещества к состоянию энергии.

2. Определения личности с точки зрения массовой религии, рассматривающей человека исключительно как "творение Божье" и "образ Божий" в религиозном аспекте "грехопадения" Адама и последующего "искупления" вины перед Богом на протяжении всей жизни с наградой от Бога в виде "спасения" души, как основы личности, в символичном "Раю". Такие определения личности дают многие мировые религии и в частности авраамические (иудаизм, христианство, ислам).

Пример определения личности из богословия:

“Личность – это богодарованное уникальное НАЧАЛО В ЧЕЛОВЕКЕ, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Бог есть Личность (точнее – три единосущные Личности), поэтому и человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. Эти два понятия “образ Божий” и “личность” взаимосвязаны, но не тождественны" (Протоиерей Вадим Леонов).

Более глубоко на личность и её непознаваемую онтологическую основу смотрит религиозная философия, которая отходит от абстрактного понятия "образа Божьего" и касается свободы личности и её творческой основы.

"Личность есть несводимая к природе, свободная, открытая, творческая, уникальная, целостная в смысле как неделимости, так и нерушимой идентичности, непознаваемая аналитическими объективирующими методами онтологическая ОСНОВА ЧЕЛОВЕКА, определяющая образ бытия его индивидуализированной природы" (Чурсанов, С.А.).

Но и в богословских и религиозно-философских определениях личности мы не находим самого главного качества личности - её онтологической основы - СОЗНАНИЯ, которое в отличие от нервной деятельности и мышления, привязанного к мозгу и разуму, обладает безсмертием и способностью к переносу на новую энергетическую основу.

Более глубокое определение личности можно найти в курсе христианской психологии:

"Личность — это неповторимое и уникальное сочетание трёх сил человеческой души - ума, чувства, воли в триединстве - тела, души и духа, создающем уникальный сплав творческих сил и способностей человека, который и определяет всю направленность человека в жизни и весь характер его мыследеятельности". (Теоретические основы христианской психологии).

Данное определение личности ещё больше отходит от социального контекста и ближе подводит нас к пониманию личности в аспекте безсмертной ДУШИ, как некого "конгломерата" и сочетания трёх сил души (ума, чувства, воли), состояние которых и определяет всю уникальность и неповторимость каждого человека, имеющего свой характер сочетания этих сил.

Собственно задачей данного исследования является попытка взглянуть на личность предельно глубоко, чтобы связать личность с той самой "непознаваемой аналитическими объективирующими методами онтологической основой", которой конечно же является СОЗНАНИЕ, составляющее основу каждой личности.

До недавнего времени такое погружение в глубину человеческой личности было невозможно, что и создавало почву или для социальных спекуляций вокруг концепций личности, которые весьма поверхностны, или для утверждений в непознаваемости онтологической основы личности. Вместе с тем последние открытия в области нейробиологии и гиперсетевого устройства мозга, разума и сознания, в частности концепция академика К.В. Анохина "Когнитом", принципиально изменила положение дел.

Именно благодаря пониманию всей сложности и уникальности строения "Когнитома", как КОНГЛОМЕРАТА из гиперсетей трёх уровней: нейросетей мозга, гиерсетей разума и метасетей сознания, находящихся одни внутри других, подобно многослойной "матрёшке", и становится понятна подлинная природа и структура человеческой личности, которая представляет собой конечно же уникальную структуру СОЗНАНИЯ в первую очередь.

Говоря другими словами, с точки зрения психологии Логоса личность - это то уникальное когнитивное "растение" , имеющее сложную гиперсетевую структуру, состоящую из гиперсетей разных уровней, которые и создают то уникальное когнитивное явление, которое в Библии было образно названо "Деревом познания" и которое может вырастать из одной мизерной духовной связи, названной в притче Христа "Семенем Горчичным" из которого вырастает целое древо.

Таким образом согласно психологии Логоса личность человека можно определить как уникальную когнитивную структуру и в частности КОГНИТОМ, который и является основой человеческой личности, как уникальный и неповторимый набор когнитивных структур, состоящих из нейросетей мозга, гиперсетей разума и метасетей сознания.

Любопытно то, что если природу нейросетей мозга ещё можно как-то определить и объективировать в виде нейронов, синапсов и нейронных цепей, соединённых в гиперсеть, то в отношении гиперсетей разума и особенно метасетей сознания этого сделать невозможно, поскольку данные гипесети как бы ВЫХОДЯТ за границу материи и вещества, оперируя тонкоматериальными и совершенно нематериальными связями и процессами на уровне структур сознания.

Для чего нам нужна вся эта нейронная и гиперсетевая детализация природы и структуры личности, как "Когнитома" ?

Она нам нужна в первую очередь именно для того, чтобы понять указанный в самом начале принцип БЕЗСМЕРТИЯ ЛИЧНОСТИ как перехода от плоти к душе или от смертного "тела материи" к безсмертному "телу энергии".

Как выясняется, только посредством концепции "Когнитом" гиперсетевого устройства мозга, разума и сознания можно осуществить данный переход от плоти к душе и это принципиально важно в определении принципа и свойства БЕЗСМЕРТИЯ ЛИЧНОСТИ, поскольку это и не сугубо научное и не сугубо религиозное, а объединённое т.е. ИНТЕГРАЛЬНОЕ определение.

Как это возможно ?

Это становится возможно именно благодаря тому, что даёт нам почву для понимания процесса формирования личности, как "созревающего когнитома", который подобно живому древу проходит несколько стадий роста на которых и развиваются соответствующие гиперсети: нейросеть мозга, гиперсеть разума и метасеть сознания, которые можно в точности соотнести с корневой системой, стволом и кроной древа когниции.

Любопытно что и притча Христа о "Виноградной лозе" в точности повторяет эту параллель, метафору и аналогию, соотнося учеников Христа (апостолов) с плодоносными ветвями на виноградной лозе, самого Христа с лозой, а Бога Отца с виноградарем.

Данная модель личности является ИНТЕГРАЛЬНОЙ по той причине, что не ограничивается только наукой и нейропсихологией в лице "Когнитома", а включает в себя и религиозную составляющую в виде согласного учения святых отцов Восточной Церкви о душе, поскольку "Когнитом" в данном случае создаётся не сам по себе, а тремя силами души: умом, чувством и волей, которые и выступают носителями божественной ЭНЕРГИИ, которой питается "Когнитом", как душа.

Таким образом, от научного понятия "Когнитом" через библейский образ "Древа познания" и святоотеческое учение о душе и силах души мы непосредственно переходим к безсмертной ДУШЕ.

Говоря другими словами, мы пришли к доказательству того, что "Когнитом", как конгломерат гиперсетей мозга, разума и сознания, - это и есть та последняя объективируемая наукой грань материи и вещества, которая определяется как ДУША, имеющая как проявленную, так и непроявленную основу.

Что это значит ?

Это значит то, что понятие "Когнитом" не совсем тождественно понятию "Душа", поскольку ДУША - это непроявленная часть "Когнитома" в виде самых тонких гиперсетей сознания, которые и образуют тонкое тело энергии "Души", как "нового" человека.

Проще говоря, если "Когнитом" - это конгломерат всех трёх типов гиперсетей, включая самую грубую и "вещественную" нейросеть мозга, более тонкую и "полувещественную" гиперсеть разума и самую тонкую и совершенно "невещественную" метасеть сознания, то "Душа" - это только самая "невещественную" метасеть сознания, поскольку две другие гиперсети (нейросеть мозга и гиперсеть разума) РАЗРУШАЮТСЯ в момент смерти тела, мозга и нервной системы.

Только самая тонкая метасеть сознания, которая и синергийна Логосу, не разрушается при смерти, а фактически продолжает своё существование, как основа личности, в глобальной Сети сетей Логоса, как Метасети сознания вселенной.

Таким образом, принцип безсмертия человеческой личности есть ни что иное, как ПЕРЕХОД от нейросетей мозга и разума к тончайшей и безсмертной метасети духовного сознания, которая НЕРАЗРУШИМА и БЕЗСМЕРТНА, как и Метасеть Логоса по принципу соединения подобного с Подобным.

Вот в чём, действительно, заключается образность и подобие человека Богу, как подобие малого ума Уму Большому и как образ малой гиперсети сознания Большой Метасети Логоса. В данной связи абстрактный богословский принцип понимания личности тесно пересекается с научным принципом, давая всю полноту представления о личности, как гипесетевой структуре сознания.

(По материалам книги "Психология Логоса", К.В. Яцкевич, Минск, 2024 г.)


Рецензии