Нэтаки-история жены писателя!
"Днем я думаю о ней,ночами она мне снится!Я хотел бы веровать,думать,что мы снова встретимся на том берегу.Но все для меня покрыто мраком..."
Такие слова может написать только искренне любящий человек.За что же белый,образованный,талантливый человек мог так полюбить простую индейскую девушку? В этом небольшом рассказе вы надеюсь поймете,за что!
Итак!Наша героиня-индеанка из племени пикуни,проживающего на границе США и Канады в штате Монтана.Там,где бескрайние,сухие,высокие равнины(прерии)подступают к подножию Скалистых гор-Спинному Хребту мира,как называли их индейцы.
Девочка родилась в 1864 году в индейском лагере,принадлежавшем клану Инуксик(Короткие Накидки),самому многочисленному из кланов племени,часто кочевавшему отдельно от остальных сородичей.Индейцы-черноногие(а к ним принадлежат кроме пикуни еще два племени-собственно черноногие или сиксика и кайна или блад).Это кочевые племена конных охотников на бизонов,весьма воинственных и независимых.Они занимали огромную территорию от реки Саскачеван к Канаде до Йеллоустона в Монтане.И постоянно воевали со своими индейскими соседями,вторгавшимися в их владения,которые были самыми богатыми на бизонов и прочую дичь на американском Северо-Западе.Другим объектом вражеских набегов были лошади,тысячные табуны которых паслись у лагерей черноногих.Они тоже добывали лошадей в набегах на соседей и даже доходили с этой целью до Мексики.Разумеется это было общество,где главным критерием мужчины была военная доблесть,а для женщины-умелое ведение домашнего хозяйства.Все индеанки были прекрасными мастерицами,да и вообще труженицами во многих сферах кочевого быта.И если потребуется,они могли достойно обороняться наряду с мужчинами от любого врага.Обращению с лошадью,а также верховой езде они обучались с раннего детства.
С рождения девочка получила довольно сложное имя-Мутси-авотан-аки-Женщина Красивый Щит(аки,акхи-женщина).Но в семье ее за веселый нрав звали просто Нэт-аки(Веселая).Под этим именем она выведена и в повестях ее мужа.
Мать Нэтаки(так и мы для удобства будем ее называть),по имени Пат-аки(Женщина Картошка),была известной в племени мастерицей и знахаркой,знающей целебные травы и корни.Эта поистине благородная женщина пользовалась уважением и мужчин и женщин пикуни за свою доброту и прямодушие.Шульц не раз отзывался о теще с восхищением.Ее муж,отец Нэтаки-выдающийся воин Черный Орел,был убит завистливыми соплеменниками,за его успехи на военной тропе.И такое бывало,ничто человеческое не чуждо и "диким" индейцам.После его смерти мать,по обычаям племени вышла замуж за брата мужа-Желтого Волка,заменившего Нэтаки отца.От этого брака в семье родились трое мальчиков,ставших позднее известными в племени-это Новая Накидка,Мальчик-Вождь и Последний Всадник.Кроме того Нэтаки была племянницей известного вождя пикуни Тяжелого Бегуна,погибшего в известной "резне Бейкера" на реке Марайас зимой 1870 года,когда американские солдаты почти полностью перебили лагерь индейцев.Семья Нэтаки в этой "битве" выжила,но сама девочка(6 лет)получила тяжелое ранение руки,от которого страдала потом всю жизнь.Другим дядей девочки был француз-креол,один из старых служащих АМК в форте Бентон.Он женился на сестре матери Нэтаки и был добр к своим индейским родственникам.Сам будучи ревностным католиком этот французский дядя научил племянницу молитве "Отче наш",переведенную миссионерами на язык черноногих.Сохраняя приверженность традиционной религии своего народа(вера в Старика-Создателя и Солнце),она восприняла и некоторые аспекты христианства,и не раз в последствии упрекала мужа за его неверие...
Впервые Джеймс Шульц встретился с Нэтаки в 1879 году на торговом посту своего друга и компаньона по торговле Джо Киппа.Дотоле не собирающийся жениться,тем более на индеанке,молодой американец был поражен и сразу влюбился.Вот как сам Шульц описывает эту встречу и последующее решение-
"Как-то утром Женщина Кроу и я сидели под тенью навеса.Она была занята вышиванием,а я чисткой своего ружья.Мимо нас прошли две женщины,направляясь в лавку.Одна из них-девушка лет шестнадцати,не то,чтобы красивая,но славненькая,довольно высокая и хорошо сложенная.У нее были красивые,большие,честные и выразительные глаза,превосходные белые ровные зубы и густые волосы,заплетенные в косы ,спускающиеся почти до земли.В ней было что-то очень привлекательное...
Кто эта девушка?-спросил я Женщину Кроу.Ты не знаешь ее?Она часто бывает тут,это двоюродная сестра жены Ягоды(Джо Кипп и его жена Марта Двойной Удар,дочь того самого вождя Тяжелого Бегуна)...
Через пару недель они поженились,просто по индейскому обычаю,поставив общую палатку в лагере.На удивление мать девушки согласилась отдать дочь в жены молодому белому даже без положенного в таком случае выкупа(порой весьма значительного),заручившись лишь его клятвенным обещанием хорошо относиться к ее дочери.Надо отметить,что по обычаям черноногих зять и теща не могут встречаться лицом к лицу и разговаривать,но в отношении к белым эти правила несколько смягчались,и в дальнейшем Шульц добился от тещи боле открытого общения,но все равно разговор они вели своеобразно-через дочь.Также не сразу сложились и отношения молодых.Нэтаки долгое время вела себя сдержанно и даже замкнуто с мужем,но со временем они стали открыты и дружески друг к другу. Свою любовь она проявляла в непрестанной заботе о муже и домашнем быте,и скоро он убедился,что ее душевные качества не уступают ее умениям по дому.Серьезным испытанием для обоих явился вынужденный отъезд Шульца в 1880 году домой,"в Штаты",как говорили белые жители пограничья в те годы.Шульцу исполнился 21 год,и по американским законам,он был обязан вступить в определенные права.Но жизнь на "цивилизованном "Востоке" уже не могла привлечь его.Полюбивший свободную жизнь в Монтане,ее людей,ее природу.и конечно свою маленькую Нэтаки,он всей душой рвался назад,и,объяснившись с матерью,вскоре покинул родительский дом навсегда.Его возращение было стремительным,с кучей подарков Шульц внезапно вбежал в свой дом в Бентоне,где печальная девушка уныло занималась домашними делами..И что это была за встреча-хорошо описал сам Шульц-Теперь оглядываясь через годы,я понимаю,что это было самое лучшее утро в моей жизни.И это был мой настоящий дом и мои настоящие родные!..Свидетельством серьезности намерений Шульца была официальная регистрация и освящение их брака с Нэтаки священником-методистом из лагеря золотоискателей.На протяжении всей жизни Шульц и его жена относились друг к другу с искренней заботой и любовью.Унаследовавшая от своей матери прямой характер,она не раз высказывала мужу свое отличное от его мнение и давала дельные и мудрые советы.Рано понявшая,что индейцам придется перенимать образ жизни белых,она стремилась утвердиться в этом образе,понять его и освоить новые навыки и знания.Ее природный ум приводило в смятение желание ее белого мужа жить по индейским обычаям и образу лагерной жизни,но впоследствии она сама не раз тосковала по былой свободной жизни,хотя и принимала с одобрением то хорошее,что несла цивилизация.Главное-это спокойная жизнь в своем теплом доме без страха вражеского нападения,того,что она пережила в детстве...
С огромным уважением Нэтаки относилась к литературному труду мужа и требовала от членов семьи и гостей соблюдения тишины,когда Шульц работал на пишущей машинке.Как и ее мать,да и ее муж,Нэтаки всегда готова была прийти на помощь нуждающимся,высоко ценила родственные связи.Когда умерла ее мать,горю дочери не было предела,и как вспоминал сам писатель,даже через годы спустя,она будила его среди ночи,чтобы поговорить о любимой матери.
На ее заботу и ей отвечали добром.Так ее брат Новая Накидка сопровождал и охранял семью Шульца,когда им пришлось прятаться от преследования агента Янга,которого привело в бешенство ходатайство Шульца в Вашингтон о его махинациях с продовольствием,в результате чего почти 600 пикуни умерли во время "голодной зимы" 1883 года.Он же и еще один брат Нэтаки ,Мальчик-вождь защитили семью от набега кри,когда Шульц вместе с компаньоном Бейкером пытались мыть золото в горах Сайпресс-хиллс.Тогда кри угнали лошадей компаньонов,а молодые шурины Шульца не только вернули табун,но и добыли два скальпа кри.
Когда в начале 1880-ых в Монтане,да и по всему Северо-Западу были истреблены бизоны,Шульц,как и многие его белые и индейские друзья пытались заняться фермерством.Нэтаки вместе со старушками-матерью Киппа Сакуиаки и ее верной подругой Женщиной Кроу(Иссеп-аки) заботливо возделывали небольшой огородик на берегу ручья впадающего в реку Марайас.В 1882 году родился их сын Харт Мэрриам Шульц(индейское имя Нитаи Макви-Одинокий Волк),впоследствии известный художник и скульптор,работы которого ныне хранятся во многих собраниях мира.Но матери к великому сожалению не дано было увидеть выставки сына и книги мужа.Но как писал сам Шульц,если бы она могла,то сказала бы -Да-да!Расскажи,как все это было!
Еще будучи с ней в больнице,Щульц не раз слышал восхищенные слова белого персонала о своей "маленькой" жене-Вам повезло сэр,что у вас такая жена!
Всю жизнь она сама была как маленькое живое солнце,излучающее свое тепло всем окружающим.Она умерла в 1903 году,и на ее похороны приехали и пришли и белые и индейцы.И это было достойная оценка ее простой,но великой жизни!
Свидетельство о публикации №225030101264