Державинское -я царь я раб я червь я бог-представляется гениальным богословием
В каждом человеке есть эти компоненты, но в разных пропорциях.
В романе Братья Карамазовы видится раскрытие этой же идеи.
Каждый человек несёт черты и братьев и отца их и Смердякова и Зосимы,
и опять-таки в разной степени
Интересное и ценное замечание. Один из братьев, Митя, сам себя так и называл - насекомым, а уходил на каторгу чтобы как бы стяжать Свет Христов. И о. Зосима не зря ему поклонился в ноги, т.к. на суде, ни за что осуждённый законом и обществом, понёс параллель с Иисусом Христом. И Сам Христос, вися на Кресте, в глазах обывателя преступник, был изогнут так мучительно, что позволяло провести параллель с червём... А висел - Царь. И согласен с вами, уважаемый Владимир, в Иване и Смердякове есть эти крайности. Даже Ф. П. какой бы ни был безнадёжный, а всё таки - отец, и убиенный.
И согласен, каждый может поискать в себе обозначенные Державиным бездны.
С признательностью...
Очень благодарен за отзыв. Читая романы Достоевского, познаёшь глубже
не только мир ,но и самого себя. Может, поэтому Воннегут сказал-прочтя
бр Каразаазовых , знаешь о жизни всё
ЭЙНШТЕЙН якобы сказал Набокову-Дост. даёт мне больше, чем научные мыслители,
больше чем ГАУСС. А Гаусс якобы навёл великого физика на теорию
относительности.
Кстати Ницше говорил, что только у Дост. он почерпнул понимание психологии
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.