Жизнь прожить - не поле перейти. Гл. 17

Глава 17. Родительская усадьба.

О родительской усадьбе Лениных родителей надо рассказать отдельно. Она стоит того.

Где - то в семидесятых годах началась новая политика на селе. Малочисленные деревеньки и хуторки стали объединять. Люди переезжали на центральную усадьбу совхоза.

Молодежь, получив возможность уезжать в города, получать образование и выбирать там работу, уже реже возвращалась в село. А старшему поколению все труднее было добираться к месту работы.

Отцу ежедневно приходилось утром шагать пять километров в одну сторону, а вечером столько же до дома. И часто по бездорожью, и по зимним снежным заносам. Нести поклажу из магазина. Маме тоже нелегко приходилось, а еще и бесконечные домашние дела надо успеть сделать. Но надо было считаться с бабушкой, маминой мамой.

Та решительно сказала:
- Я из своего дома ни ногой! Но и она со временем сдалась, особенно когда ее ровесницы стали уезжать к детям.

Решили перебираться на центральную усадьбу, в Игодово. На селе к тому времени реализовалось программа активного строительства жилья. Заложили отдельную улицу в пять типовых коттеджей.

Ну, когда же это Павел Николаевич согласится быть на кого - то похожим? Свой дом он, перейдя в строительную бригаду, возводил, изменив проект. В прихожей прорезал окно, как же в дом входить впотьмах? Это проектировщикам должно было бы быть понятно. Но окно оказалось не предусмотренным.

Мастер по строительству при комиссионной приемке жилья получил выговор за отступление от проекта. Отец без сомнения все это компенсировал и в моральном, и в материальном плане. Он умел находить общий язык с людьми.

Дом оказался на участке земли, по которому проходила многолетняя утрамбованная по глинистой почве дорога. Чего стоило этот участок разработать, облагородить и превратить в цветущий сад?! Много потрудились руки Елениных родителей, но и усадьба получилась украшением округи! Наполовину застекленную веранду увивал хмель и девичий виноград, черенки которого прислала тетушка с Украины. И зимние морозы, почти северные, ему были нипочем.
 
В один из приездов  Лена была изумлена организацией плантации клубники.  Все сортовые кусты были высажены в гребень. Кустики подпирали конструкции из реек, которые поддерживали цветоносы, не давая им соприкасаться с грунтом. Сами гребни замульчированы опилками. А над всем этим на высоте человеческого роста натянута редко ячеистая сеть, не дающая возможности воронам добраться до грядок и клевать ягоды. Сеть отец связал сам зимними вечерами.

Несколько сортов яблонь хорошо прижились и зимовали в почти северных широтах. Подобных домов с таким обихоженным садом - огородом в округе не было. Как дополнение к усадьбе были выкопаны пруды, отец заселил их карасями. Даже пришла ондатра, и устроила нору в береговой стенке.

Воды было предостаточно и на хозяйственные нужды воду брали со всей округи - на полив огородов, для скота. Запрещалось только полоскать белье. Вода не проточная и пополнялась только за счет таяния снега и дождей. Пруд мог быстро превратиться в грязную, вонючую лужу. Но и стирку можно было делать с условием: отойти от пруда и наливать воду в корыто или таз, а использованную выливать на луг подальше.

Так соседки устраивали летнюю постирушку дорожек и ковров. Мальчишки ловили карасей, спросив разрешения у хозяина. Одним словом, пруды были подспорьем всем соседям. Влад привез отцу дождевальную установку. Она была довольно примитивная, но мужчины были довольны, когда соединив трубами опущенный в пруд насос и дождевалку в огороде, наблюдали  за процессом полива грядок. Прогресс, пока еще никем не виданный.

Из болота отец привез большой мелколистный куст, цветущий розовыми удлиненными толстыми соцветиями – свечечками - спирея иволиственная. Куст привольно раскинулся метра на полтора в диаметре. Рядом отец поставил диванчик из списанного автобуса. Вот не имея никакого специального образования, вполне мог работать ландшафтным дизайнером, полностью оправдывая поговорку:
- Не место красит человека, а человек место!

Летний июль, проведенный в гостях у бабушки Ани и дедушки Павла, был благодатным для отдыха ребят. За благополучием их здоровья, за их питанием следила бабушкина сестра – бабушка Надя, которая всегда старалась приехать в это время со своим мужем, Лениным крестным и внучкой Машей. Крестный увлекался фотографией и делал почти профессиональное фото, а в семейных архивах хранится целая летопись  летнего отдыха.

Дед Павел очень любил малышей и старался сделать их гостевание интересным. Смастерил шестигранную песочницу, покрасив деревянные детали в разные цвета. Заказал целый грузовик песка. Соорудил качели специальной конструкции. На них можно было качаться и детям, и взрослым. Выстроил детский домик. Но всего этого было мало, и через услуги «Дома быта» дед заказал резиновую лодку, чтобы плавать с внуками по пруду и вместе с ними этому радоваться.

Указов и опасений бабушек он не терпел, у него было свое видение детских забав. Посадив всю ребятню в лодку, сам, как дед Мазай, управляя лодкой с помощью весел, пустился в плавание. Отчего лодка подвела неясно. То ли не очень пригодная была для проката, или напоролась на какой сучек в пруду. Но быстро спустился воздух, и детки, как горох, посыпались в пруд. Все закончилось благополучно, но с переполохом и переодеванием, с предварительным отмыванием от прудового ила.

Ну, а беседка на берегу прудов,которую построили вместе с соседом, собирала в разные годы множество ребятни из близлежащих домов. Как констатировал сосед дядя Юра:
- Тут у нас все - пешие и конные, то есть на велосипедах и мопедах.

Продолжение:http://proza.ru/2025/03/01/1683


Рецензии