Проблема сохранения национального культурного кода

    ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

(доклад на III Международной научно-практической конференции «Русский язык и литература в современном мире: как сохранить национальный культурный код», Москва, 1 – 2 марта 2025 г.)

                В.Н. Шалимов

      В современном, быстро глобализующемся мире, где границы перестают быть нерушимыми, а обмен информацией и идеями благодаря современным IT-технологиям происходит практически мгновенно, сохранение национального культурного наследия становится особенно актуальным.
     Глобализация простыми словами – процесс всё возрастающей взаимосвязи стран и народов вследствие усиления интеграции и унификации в экономической, политической, культурной, религиозной и иных сферах жизни общества. Термин «глобализация» появился на заре ХХ века, вытеснив более ранний французский термин «мондиализация» (означавший идею установления мирового правительства), а истоки глобализации уходят к концу Средневековья, в XVI век – эпоху зарождения капитализма и начала кругосветных плаваний. То, что ныне называется «глобализацией», имело место и в прошлом, но не имело наименования, и не было столь заметным в повседневной жизни обществ и личной жизни большинства людей. На протяжении всей памятной истории цивилизации глобализация предстаёт как процесс взаимного проникновения национальных культур друг в друга. В прошлом глобализацию стимулировала международная торговля и политика завоеваний, а ныне она стимулируется большей частью непосредственно технико-технологическим объединением народных хозяйств разных стран в единое мировое хозяйство человечества. 
     Первым этот термин в научный обиход ввёл профессор Гарвардской школы бизнеса Теодор Левитт в 1983 г. Причём, только для обозначения процесса слияния рынков отдельных продуктов, производимых транснациональными корпорациями. Как видим, за четыре с лишним десятилетия смысл термина «глобализация» претерпел значительные изменения. Кратко его можно сформулировать так: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – ЭТО ПРОЦЕСС КОНЦЕНТРАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВСЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ В ОДНИХ РУКАХ. Сегодня под глобализацией понимают совокупность экономических и общекультурных явлений, которые действуют на исторически сложившиеся культуры народов, проживающих в разных регионах планеты, отчасти разрушая их, а отчасти их интегрируя в некую, ныне пока ещё только формирующуюся глобальную культуру, которой предстоит в исторической перспективе объединить всё человечество. Хороша ли будет эта глобальная культура либо плоха – вопрос пока во многом открытый. Будет она одноязычной или многоязычной? Какая именно нравственность и этика будут лежать в основании этой, одной на всю человеческую цивилизацию культуры – ответов на эти животрепещущие вопросы на сегодня нет. Особую тревогу вызывает тот факт, что все эти глобалистские трансформации общества навязывает определённая группа стран, обобщённо именуемая Западом. Естественно, что архитекторы глобализации навязывают цивилизационные изменения именно по западным лекалам – свою модель экономики, свою культуру, свой язык и даже свою валюту.   
    В ХХI веке глобализация приняла всемирный характер. Её характерными чертами являются международное разделение труда, перемещение капитала, миграция рабочей силы, стандартизация и унификация законодательной базы разных стран, появление единой мировой сетевой рыночной экономики (геоэкономики). Кроме того, глобализация способствует сближению и слиянию культур разных стран, либерализации внешнеэкономических связей, созданию системы межгосударственного регулирования, транснационализации производства. Примером глобализационных процессов могут служить, например, распространение мировых брендов, таких как «Coca-Cola», которые становятся доступными по всему миру и оказывают влияние на потребительские предпочтения. Также глобализация проявляется в развитии международной сети интернета, объединяющей людей со всех уголков планеты и обеспечивающей доступ к информации и услугам без границ. Одновременно данный процесс создает вызовы, такие как конкуренция на рынке труда и угрозы стандартам экологии и безопасности, требующие новых стратегий и международного сотрудничества.
    Объективно, это неизбежный процесс, поскольку всё становится неотъемлемой частью современного мира, обеспечивая уникальные возможности для доступа к мировым рынкам и культурному обмену. Глобализация влияет на жизнь людей путем увеличения доступа к разнообразным товарам и услугам со всего мира, обогащая культурный опыт и повышая уровень потребительского комфорта. Неизбежность, то есть независимость от воли и сознания людей обусловлена самой природой общества, приводными ремнями развития которого является частная инициатива. Капитализм – это всегда выбор стратегии неограниченного роста. В этом плане капитализм (особенно англо-саксонская разновидность) уподоблен чёрной дыре, всасывающей в себя всё, что попадает в его «поле тяготения»: природные ресурсы, национальные экономики, культуры других народов – всему назначается стоимость, всё превращается в товар. Даже человеческие блага, как принято говорить, дарованные Творцом, – счастье, здоровье, да и сама жизнь заковываются в цепи товарно-денежных отношений.
    Фактически, на нынешнем этапе развития современной цивилизации процессы глобализации вылились в перманентную войну за полное подчинение Западному миру остальной части человечества. Казалось бы, с развитием человечества мир должен становится более цивилизованным и насилие, в какой бы то ни было форме, – это рудимент прошлых эпох. На самом деле война идёт постоянно, перемещаясь из одной плоскости в другую. И война, сопровождаемая артобстрелами и бомбёжками, – это лишь вершина айсберга такого противостояния в современном глобализующемся мире. Война, в той форме, которую мы её знаем по фильмам и книгам, и правда, давно стала пережитком прошлого. И сегодня на карте мира такая форма войны происходит локально и эпизодически, как, например арабо-израильское, десятками лет длящееся противостояние или наша СВО на Украине. Но это вовсе не значит, что война не идёт на других уровнях.
    Физическое уничтожение – самый грубый уровень ведения войны, известный с безначальных времён. Способы уничтожения себе подобных совершенствовались, увеличивались масштабы и число жертв, но смысл всегда оставался неизменным: уничтожить как можно большее количество себе подобных в борьбе за ресурсы, жизненное пространство, идею, власть, религию и так далее. В современном мире, который чуть менее чем полностью, находится под властью транснациональных корпораций, такая форма ведения войны неэффективна и убыточна. Территорию противника невыгодно разрушать и превращать в выжженную землю, более того, самого противника уничтожать тоже невыгодно. Потому что в современном мире война по большей части ведётся за расширение рынка сбыта, а если уничтожить вражеский народ, то кто же будет потреблять товары и услуги? В эпоху религиозных и идеологических войн такой способ борьбы был допустимым, ведь первичной задачей было стремление уничтожить тех, у кого «Бог неправильный». Но эпоха крестовых походов канула в Лету, и сегодня, даже если война и начинается под предлогом борьбы с иноверцами или инакомыслящими, главной задачей остаётся расширение рынка сбыта. А значит, перепахивать территорию противника «Градами» невыгодно с экономической точки зрения.
    Следующий уровень ведения войны – геноцид. На этом уровне прекращается канонада орудий в силу, как уже было сказано выше, малоэффективности и экономического ущерба. Подчинение противника осуществляется на более тонком уровне – на уровне корректировки культурно-нравственных ценностей. Во всём цивилизованном мире запрещено ведение боевых действий с пользованием отравляющих веществ. И ни одна цивилизованная страна не позволит себе поливать вражеские окопы снарядами с удушающим газом. А вот поставлять в страну потенциального или стратегического противника алкоголь, табак, вейпы (электронные сигареты) и другие виды наркотиков – никто не запрещал. Но мало наполнить полки магазинов алкоголем, табаком и другими наркотиками. Ни один здравомыслящий человек не будет просто так платить деньги за собственное отравление ядом. И тут в ход вступает СМИ, где мягко и ненавязчиво человеку объяснят, что курение – это всего лишь способ расслабиться, а алкоголь – это и вовсе продукт питания, без которого нормальный человек прожить не может.
Разумеется, когда взрослый человек со сформированным адекватным мировоззрением столкнётся с такой информацией, он просто покрутит пальцем вокруг виска. Но целевая аудитория подобного контента – дети и подростки, которым можно внушить всё что угодно, если красочно показать им, что пить, курить и морально разлагаться – это удел самостоятельных независимых взрослых людей. А какой ребёнок не мечтает чувствовать себя взрослым? Таким образом, этот вид войн ориентирован больше на будущие поколения. Проплаченные СМИ «воспитывают» молодое поколение, а отравление молодёжи алкоголем, табаком и другими наркотиками разрушает генофонд. Однако корректировать сознание методом деструктивного контента можно не только у детей и подростков. Как говорил небезызвестный мастер пропаганды Третьего Рейха: «Ложь, сказанная тысячу раз, становится правдой». Даже если взрослому человеку, имеющему понимание о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» каждый день внушать, что на самом деле всё наоборот, то, что называется, вода камень точит. Итак, этот способ ведения войн уже более эффективен и экономически выгоден, чем предыдущий. Во-первых, уничтожение противника не только не приносит убытков, а, напротив, попутно ещё и позволяет зарабатывать на этом деньги, а во-вторых, сопротивление противника в разы ниже, даже более того, он полностью пребывает в иллюзии, что заниматься саморазрушением – его «личное дело» и «осознанный выбор».
    Как в своё время говорила русская императрица Екатерина II: «Пьяным народом проще управлять». Но, с другой стороны, у пьяного народа и производительность труда падает в разы. Так что тут палка, как говорится, о двух концах. И тогда на помощь приходит ещё более тонкий уровень ведения войны – экономический. Для осуществления этого метода управления обществом в первую очередь нужно заставить человека потреблять. Поэтому первое, что нужно сделать, – вырастить из человека идеального потребителя. Делается это путём рекламы – скрытой и явной. С явной рекламой знакомы все. Но гораздо опаснее скрытая. В случае со скрытой рекламой человека ничего не уговаривают купить и не рекламируют конкретный продукт. Нет, человеку просто навязывают определённый образ жизни как норму. К примеру, в обществе навязывается, что человек без дорогущего смартфона ценой в пять-десять зарплат – просто неудачник, отставший от жизни. И, если такая идея в обществе будет превалирующей, можно даже не рекламировать сами смартфоны. Люди будут их покупать без всякой рекламы, потому что быть неудачником, который отстал от жизни – никто не хочет. Итак, половина дела сделана – человеку внушили множество навязанных желаний и стремлений. Дальше всё происходит само собой. Навязанные человеку желания в подавляющем большинстве случаев не совпадают с его финансовыми возможностями. И здесь человеку снова заботливо подают готовое решение – возьми кредит. Сталкивались ли вы когда-нибудь с ситуацией, когда у кого-то из вашего окружения резко возрастают доходы, даже в десятки раз? А обращали ли внимание на то, что уже через пару месяцев он снова будет говорить, что ему не хватает средств к существованию? Почему так? Потому что так работает экономический метод управления обществом: человеку постоянно внушаются лжепотребности, чтобы он постоянно был в состоянии острой нехватки финансов. Такого человека проще загнать в кредитное рабство. И такая схема работает в самых глобальных масштабах – на уровне народов и стран, когда целое государство загоняют в кредиты, а потом диктуют условия.
     Самое мощное оружие информационной войны — ложная интерпретация фактов. Приведём простой пример: есть две противоборствующие стороны, в каком-либо вооружённом конфликте, идеологическом противостоянии или религиозном разногласии. И вот происходит какое-то событие в рамках данного противостояния, которое прямо или косвенно касается обеих этих противоборствующих сторон. И если посмотреть телевизионный сюжет или прочитать статью, в которых одна из сторон интерпретирует это событие, а затем прочитать или послушать интерпретацию этого же события представителями другой стороны, то возникнет чувство, что оно произошло в двух параллельных Вселенных. Именно так и работает фактологический метод управления обществом: путём ложной интерпретации фактов осуществляется обман в умопомрачительных масштабах.
     Одним из самых распространённых методов ведения цивилизационных войн является хронологический. Оказывается, прошлое можно менять. Нет, пока никто не изобрёл машину времени. Впрочем, в каком-то смысле переписывание истории – это и есть машина времени, которая позволяет менять прошлое целых народов. Не задавались вопросом, каким будет представление о Великой Отечественной Войне лет, скажем, через 300? А много ли мы знаем об Отечественной Войне 1812 года? Большинство знает о ней так, в общих чертах. И если найдутся люди, которые пожелают изменить отношение общества к войне 1812 года (типа, зачем, мол, прогоняли цивилизованных французов из лапотной России?), они легко смогут это сделать, потому что большинство из нынешних россиян имеют представление об этой войне чуть менее чем никакое. И это ещё один метод управления обществом – путём переписывания его прошлого. Подобно тому, как дерево без корней жить не может, так и народ, лишённый прошлого, не имеет и будущего. И светлое будущее открывается только для тех, кто никогда не забывает свою историю. Представьте себе человека, который полностью потерял память. Такой человек фактически становится инвалидом. То же самое происходит и с народом, которого лишили памяти о его прошлом. 
Итак, мы подошли к самому интересному. Какой же метод ведения войн является наиболее эффективным и вместе с тем — самым опасным? Несомненно – мировоззренческий. По сути, этот метод управления обществом является основой для всех остальных. Базой для всего, о чём сказано выше, является изменение мировоззрения человека. Чтобы применить на практике  все вышеприведённые методы ведения цивилизационных войн, следует так или иначе подкорректировать мировоззрение тех людей, над которыми осуществляется управление. Чтобы развязать войну, надо «разогреть» взаимную ненависть; чтобы заставить людей травиться алкоголем и табаком, надо внушить им, что это нормально; чтобы подсадить их на кредиты, нужно навязать им ложные желания и стремления; а ложная интерпретация фактов и «переписывание» истории — это и есть самые настоящие методики по корректировке мировоззрения человека [1].
    Третье тысячелетие стало эпохой информационных технологий. Большинство из нас практически круглосуточно находятся в потоках различной информации. И эта информация – определяет наше мировоззрение, хотим мы того или нет. Да, уровень нашей осознанности позволяет нам сохранять какую-то степень свободы, но нельзя сказать, что информационное воздействие не влияет на нас совсем. И в эпоху информационных технологий главная война идёт не на полях сражений, а в умах людей. И каждый, кто подвергся атаке деструктивной информации, становится, выражаясь языком военных, «трёхсотым», а каждый, кто этой информации поверил и встроил её в своё мировоззрение, становится «двухсотым». Посмотрите вокруг – сколько таких «двухсотых» вокруг вас, которым уже, например, внушили, что потребление товаров и услуг – это единственная достойная цель в жизни? Сколько среди нас, например, тех, кто альтруизм считает чуть ли не психическим расстройством, а потребительский образ жизни – нормальной позицией «современного» человека? Можно ли сказать, что эти люди сами сделали свой выбор? С таким же успехом можно утверждать, что ребёнок, который с детства видел, как родители регулярно травят себя алкоголем, сделал свой «осознанный выбор» в пользу аналогичного образа жизни.
    К сожалению, в этом противостоянии мы пока терпим поражение. Наш оппонент в течение десятилетий исследовал основные уязвимые места России, её болевые точки, ее главные триггеры. Он тщательно изучил нашу многонациональную историю, выявил слабые места и теперь систематически атакует их.
Основной удар по нашему народу неизменно направлен на уничтожение духовности, нравственных ориентиров и культуры. А взамен этого нам впаривают чужеродные ценности, основанные на деструктивной модели поведения, характерной для Запада, суть которых - потребление. И внедрить это оказалось не так сложно.
    И как же мы, деятели литераторы, можем помочь нашему многонациональному народу выстоять в этой цивилизационной войне, сберечь уникальность нашего культурного наследия, способствующего сохранению и укреплению национальной идентичности и самобытности народов России? Я не стану приводить массу «штампованных» рецептов противостояния этому нашествию Запада на нашу самобытную цивилизацию – Русский мир. На этот счёт имеется изрядное количество научных публикаций [2][3]. Лишь напомню два крылатых выражения:
«Поэт в России – больше чем поэт» /Е.А. Евтушенко/.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» /Н.А. Некрасов/.
Да, пожалуй, приведу один пример гражданского подвига нашего знаменитого советского донского писателя, приведённый в небольшом эссе волгодонского журналиста Виктора Черкасова [4].
     Судьба человека – так Шолохов назвал свою повесть, опубликованную сначала в журнале «Дон», а в 1957 году в газете «Правда». В ней рассказана история советского солдата Соколова, попавшего в плен в годы Великой Отечественной войны. Для меня и нашей семьи эта повесть имела колоссальное значение. 
     Мой отец – Черкасов Василий Михайлович, 1918 года рождения попал в плен в октябре 1941 года. Под Вязьмой. Сюда он прошел по лесам и болотам от города Барановичи, что в Белоруссии. Именно там, на учениях и застала его война. Налетели самолеты, бомбят, а по аэродрому бегает политрук и орет: «Не стрелять, провокация!» Кто взлетел, тот уцелел. Да и стрелять было нечем: гаубицы оказались без тягачей и снарядов. Все, кто остались после бомбежки, живы, начали отступать в сторону Москвы. Пришли к Вязьме. Здесь случился вяземский котел, немцы пленили 600 тысяч советских солдат. Первый полевой концлагерь. И здесь его чуть было не расстреляли. Группу в 20 человек повезли на городское кладбище, заставили копать могилу. Но подъехал комендант Вязьмы и сказал, что вермахт пленных не расстреливает.
До 1957 года в стране бывших военнопленных не считали за ветеранов войны, о них не говорили 9 мая, их не приглашали к школьникам и так далее. Короче, во многих местах они были изгоями. И только после выхода повести Шолохова «Судьба человека» общество, как  бы, проснулось. Оказывается, военнопленные тоже советские люди, они тоже внесли свой вклад в нашу победу над фашисткой Германией.
    За эту повесть тысячи советских людей, побывавших в немецком плену, низко кланяются Шолохову.
Сейчас на Украине идет специальная военная операция, оба народа ее называют войной. Так вот вчера по телевизору показывали встречу наших военнопленных, которые были в плену на Украине. Их встречают улыбками и цветами. Никто не попрекает их за то, что они попали в плен. И это тоже Михаил Александрович Шолохов.
     От себя добавлю: повесть Шолохова «Судьба человека» стала значимым «геном» в составе культурного кода России, который не дано уничтожить никакими цивилизационными войнами. Вот и нам, современным литераторам, постараться бы так, как наш классик.
               

                Список литературы:
1. Сайт «Правдазор* Коб» [Электронный ресурс]: Электрон. Дан.  https://vk.com/wall-51266108_34908
2. Москаленко М.Р. Влияние глобализации на Российскую культуру и объяснение студентам данного феномена при преподавании гуманитарных дисциплин // В сб. материал. Всероссийск. науч.-практ. конф. «Культурный код в эпоху глобализации: цифровизация общества и образования. Екатеринбург, изд-во Урал. ун-та, 2020. – с.с. 107 – 111.
3. Алиева О.Г., Савина О.В., Моисеенко М.В. Кризис национальных культур в эпоху глобализации //Вестник РУДН, серия «Философия», 2014, № 2. – с.с. 83 – 90.
4. 1. Виктор Черкасов [Электронный ресурс]: личная страница. [Волгодонск], 2025. Режим доступа: https://ok.ru/profile/588027089695/statuses/156409490543391 .    Дата обращения: 28.02.2025.


Рецензии